19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzWm1
Услуги специалистов: http://remont.youdo.com/repair/flat/redecorating/price/, подробнее >>
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/: подробнее >>
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/, подробности по ссылке.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Козак дал региональным элитам сигнал на укрупнение

Вице-премьер России Дмитрий Козак заявил, что продолжение укрупнения регионов в нашей стране, возможно, имеет смысл. Объединять нужно сильные субъекты с более слабыми для перераспределения ресурсов в рамках конкретной территории для выравнивания уровня жизни. По словам вице-премьера, укрупнение регионов - инструмент оказания им помощи. "Ключевая задача - не укрупнять территории, а расширять возможности по оказанию социальной поддержки", - пояснил Козак.

Заявление вице-премьера выглядит весьма осторожным, но в том, что это сигнал к дальнейшему процессу укрупнения регионов (пусть и весьма длительному), эксперты не сомневаются.

Стоит напомнить, что в начале 2000-х годов процесс объединения столкнулся с очень серьезной региональной фрондой, поэтому власть была вынуждена отказаться от некоторых своих планов, прежде всего, от объединения национальных республик. Сейчас же объединение может стать вполне реальным сценарием развития действий.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин говорит о том, что процесс укрупнения регионов в России с "нулевых" не прекращался. "Он затих на период президентства Медведева, а сейчас эти процессы реанимированы", - заявил Накануне.RU Алексей Мухин. "Слова Дмитрия Козака как раз и являются сигналом о начале этого процесса. Хотя, на самом деле, Козак ничего нового не сказал. Административно-территориальное укрупнение уже давно обсуждается, и это распространенная практика", - отметил он.

Чтобы сказать, какой из субъектов РФ окажется первым в очереди на объединение, достаточно посмотреть, кто является "донором" и какие регионы его окружают, отмечают политологи. Но при этом, по всей вероятности, в последнюю очередь это коснется национальных республик, прежде всего, Северного Кавказа. "Они до конца будут отстаивать свое особое отношение с федеральным центром для финансирования напрямую без всяких посредников. А дальше очередность регионов на объединение будет зависеть от позиции местных элит", - отметил в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин.

Наиболее же вероятными претендентами на объединение эксперты называют Петербург и Ленинградскую область, а также регионы "тюменской матрешки".

"Тюмень, ХМАО и ЯНАО будут объединяться в первую очередь, потому что движение в этом направлении уже идет. Что касается Ленинградской области, то она и Санкт-Петербург уже создали координационный совет по взаимодействию субъектов. Правда, его возглавили заместители губернаторов, а не сами губернаторы, но проект был недавно презентован", - подчеркнул Алексей Мухин.

Сам же процесс укрупнения эксперты связывают с перекладыванием обязательств с федерального центра на регионы. 

"В последние 2-3 года мы видим, что власть медленно, но верно начинает сбрасывать часть социальных обязательств на регионы. Она прекрасно понимает, что обещания - предвыборные и довыборные, которые она на себя брала, - выполнять в полном объеме, даже при нынешних ценах на нефть, практически невозможно. Если же упадут цены на энергоносители, то будет еще хуже", - отметил Павел Салин.

В перспективе  5-7 лет нефтегазовые источники в нашем бюджете точно не станут больше, а, скорее всего, уменьшатся. Все это побуждает власть перекладывать социальную ответственность на субъекты.

"Но у нас регионов с профицитным бюджетом едва ли с десяток наберется. А перекладывать социальную ответственность на регионы, которые и так являются получателями из бюджета, бессмысленно, потому что если у региона денег нет и бюджет их давать не будет, то вряд ли губернаторы их "напечатают". Поэтому власть на федеральном уровне "прощупывает" мнение региональных элит на эту тему и пытается их мягко поставить перед фактом, что в ближайшее время процесс может начаться", - высказал свою точку зрения Накануне.RU политолог Павел Салин.

"У власти есть желание "повесить" все региональные проблемы на субъекты с профицитным бюджетом. Чтобы регион-донор "взял шефство" над несколькими регионами-реципиентами, тем самым сбалансировав региональную политику", - пояснил Салин.

Объединение Тюменской области, Югры и Ямала в один регион - тема довольно избитая. Сейчас между тремя субъектами действует соглашение о трехстороннем сотрудничестве, которое было подписано еще в 2008 году. Когда документ принимался, представители округов называли его "гарантом политической и экономической стабильности субъектов Тюменской области". 

"Уже найден механизм сосуществования трех субъектов в рамках Тюменской области, который удовлетворяет абсолютно всех, - заявил в беседе с корреспондентом Накануне.RU тюменский политолог Лев Березин. - Я не знаю, будет ли сохранен статус кво, потому что часто на уровне федерации принимаются решения, от которых сами федеральные органы вдалеке, но то, что нет никакой объективной необходимости разрушать существующую систему, что все это политиканство – ломание через колено, это абсолютно точно".

Отметим, что суммарно бюджеты всех трех субъектов, находящихся на территории Тюменской области, составляют примерно 550 млрд рублей. Для сравнения, в Красноярском крае, который недавно прошел процедуру поглощения автономных округов, – 130 млрд рублей.

"Здесь очень важно понимать, для чего федеральное правительство собирается "укрупнять" нас. Если в очередной раз перераспределить средства на уровень федерального центра – это плохо для региона. Если это делается для придания нового импульса развитию территорий, привлечения инвесторов, дополнительных федеральных субсидий, то это хорошо. Но ни один из этих регионов не является дотационным, у всех бюджеты "нулевые", так что еще вопрос, кто к кому будет присоединяться", - говорит депутат Тюменской областной думы Владимир Сысоев.

|

Еще один тюменский парламентарий, единоросс Сергей Козлов, считает, что, в первую очередь, нужно спросить мнение жителей. "Все знают, что на территории ХМАО, ЯНАО и Тюмени много стратегических нефтегазоносных объектов. И если в данном случае говорить о трех бюджетах, то не факт, что один консолидированный бюджет будет лучше и им будут лучше управлять. Я знаю, что на уровне совета законодателей трех дум, на самом высшем уровне Тюменской области этот вопрос не рассматривается. Другое дело, если центральная власть увидит какую-то целесообразность в объединении… Но, как я уже сказал, в этом случае надо согласовать решение с мнением жителей Ямала, Югры и Тюменской области", - подчеркнул Козлов.

А другой тюменский политолог Алексей Кунгуров считает, что все зависит не от мнения жителей, а от решения центра.

"Гадать, насколько возможен сценарий объединения в отношении Тюменской области, бессмысленно: скажет "царь" – объединяйтесь, у нас мгновенно и референдум проведут, и выяснится, что всю жизнь только об этом электорат и мечтал, и объединят махом. Если "царь" скажет – нет, это несвоевременно, соответственно, никогда никто тут даже и не заикнется об объединении", - рассказал Кунгуров Накануне.RU.

Вместе с тем, политолог видит определенный смысл в объединении: вместо трех правительств будет одно - это приведет к сокращению ненужных расходов на содержание столиц округов.

"Например, расходы бюджета на капитальное строительство в Ханты-Мансийске (на 2006 год) - 144 тысячи на душу населения, а в Нижневартовске, Сургуте – 3-4 тысячи. Если ликвидировать "паразитические" столицы, то во всех остальных муниципалитетах денег будет ощутимо больше. Но местные чиновники, околочиновничьи тусовки Югры и Ямала будут категорически против такого варианта... Ну, к счастью, их никто и не спрашивает", - добавляет он.

Между тем, в полпредстве Уральского федерального округа, к которому относятся первые "претенденты" на объединение, отрицают любые планы по укрупнению "тюменской матрешки".

Как заявил корреспонденту Накануне.RU помощник уральского полномочного представителя президента в РФ Андрей Перла, сегодня в УрФО этот вопрос неактуален.

перла андрей наумович помощник полномочного представителя президента рф в урфо|Фото: Накануне.ru"Даже если бы стояла острая необходимость, для этого была бы нужна длительная проработка огромного количества документов, экспертных мнений, желание самих жителей. В разных кругах, в том числе и в СМИ, идет обсуждение объединения так называемой "тюменской матрешки". Но в ближайшей перспективе никакого объединения этих регионов не планируется, все пока остается на уровне обсуждения", - отметил Перла.

Хоть планов по укрупнению нет, но нет и серьезных препятствий для интеграции. Примером служит и уже упомянутый координационный совет по вопросам объединения с областью в Петербурге, да и сама работающая много лет в той же "тюменской матрешке" программа "Сотрудничество". 

Дарья Вдовиченко, Ксения Кабанова, Наталья Борисова


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС