Путин раскачивает чиновничью лодку: усилия либералов на сдерживание национальной идеи нарушены
После недавнего интервью Медведева пяти телеканалам, которое получилось откровенно невнятным и запомнилось лишь позорным ругательством в адрес следователей, послание Путина ждали с любопытством, но и, вместе с тем, некоторой настороженностью. Однако выступление получилось вполне предметным и даже программным. Формально же обращаясь к элитам, Путин уже взывал к русскому народу – его пассионарности и коллективизму. Что за изменения произошли в Путине – в беседе с Накануне.RU рассуждают известные эксперты.
В первом после возвращения на президентский пост послании Путина Федеральному собранию речь зашла:
– о введении налога на роскошь;
– о вложении с 2013 года не менее 100 млрд рублей в российские ценные бумаги из "подушки безопасности";
– о въезде на территорию РФ иностранцев исключительно по загранпаспортам с 2015 года;
– об упрощенном порядке получения гражданства соотечественниками;
– о возрождении Семеновского и Преображенского полков;
– о запрете чиновникам иметь зарубежные счета и необходимости отчитываться за заграничную недвижимость;
– о приватизации, которая не должна проводиться по методам 90-х годов, но, по всей видимости, будет способствовать легализации крупных бизнесменов, получивших в те годы первоначальный капитал.
Вместе с тем, значительная часть выступления касалась вопросов идеологических. Путин сказал, что перспективы развития страны зависят от пассионарности русского народа, призвал россиян перестать "жить особняком" и усомнился в том, что повышение уровня потребления должно быть самоцелью. Президент сказал, что россиянам нужно больше рожать, а стране предстоит укреплять духовные скрепы.
Выступление комментируют эксперты Накануне.RU.
Главный редактор газеты "Завтра"Александр Проханов – о семеновцах и преображенцах Путина:
– Год назад я в прямом телеэфире спросил Путина, кто его семеновцы и преображенцы, но идея восстановить эти полки навеяна не мной, а обожанием петровской эпохи и какой-то ассоциацией себя с Петром-преобразователем.
Лидер евразийского движения, профессор МГУ Александр Дугин – о выступлении Путина в духе предвыборных статей Путина:
– Заявления Путина можно рассматривать как идеологические, были высказаны принципиальные вопросы в отношении недопустимости эгоизма в обществе; необходимости заботы о коллективном благополучии народа; необходимости политических реформ, сопряженных с недопущением криминала; развития новой ротации в элитах; идеи геополитической ориентации России, укрепления суверенитета; необходимости поддержать демографические процессы, которые сейчас положительны. По сути – национально-консервативная повестка дня.
Вопрос в том, что Путин действительно выступил в духе статей Путина, которые публиковались накануне выборов, и послание является своего рода расшифровкой этих статей или продолжением. Поэтому мы вполне можем рассматривать это как программное выступление. При этом, почему с определенными задержками это происходит? Это вопрос, наверное, к психологии Путина, он не спешит многие политические или идеологические вопросы решать, он действительно демонстрирует озабоченность отсутствием национальной идеи, он высказывает необходимость геополитического определения России. Он говорит о многополярности и недопустимости однополярного мира, по сути, он излагает повестку дня, которую можно назвать евразийской, в широком смысле, консервативном, национальном. Но он делает это не спеша, с определенным откладыванием этого процесса, явно эти темы не являются срочными для него, он явно считает, что паритетом является экономическая, макроэкономическая политика, политика отношений с Западом, некоторые стратегические вызовы. Но, тем не менее, он говорит и об идеологии политики – до нее дойдут руки, и по ходу сейчас доходят руки. Но, с другой стороны, есть ощущение того, что интенсивный процесс идеологического творчества, который интересовал Путина в предвыборный период, несколько затормозился.
У нас идеологией заведовали преимущественно либералы до самого последнего времени, так было и при Суркове, несмотря на то, что какой-то формальный патриотизм был. Вот сейчас эта монополия либералов на идеологию, а точнее на идею того, что идеология вообще не нужна – это тоже либеральная идея. Усилия либералов на сдерживание национальной идеи нарушены – сейчас начнется процесс идеологического творчества.
Экономист, писатель Андрей Паршев – о приватизации:
– Во всей нашей приватизации речь не идет о том, чтобы давать частному предпринимателю неэффективные государственные предприятия, чтобы они стали эффективными. У нас этого не было. На самом деле, раздаются потенциально прибыльные предприятия, иначе их никто и не возьмет. Что касается появления патриотов-бизнесменов, то есть такой общий принцип, что когда конкурируют два предпринимателя, один патриот и один непатриот, то лучший результат покажет непатриот, потому что патриоту придется иметь в виду некие государственные интересы, нести какие-то дополнительные расходы из-за этого. И патриот в конкуренции с непатриотом естественным образом проиграет. Вообще говоря, это несколько другая сфера деятельности, этим должно государство заниматься.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин – о нравственности:
– Хорошо, конечно, что человек говорит о патриотизме, хорошо, что он вспомнил про нравственность, употребил слово "русские" впервые с 1992 года в официальной риторике. Это все очень трогательно, что въезд в Россию должен осуществляться только по загранпаспортам. Но в целом, это послание – движение по инерции. Главным результатом этого становится то, что словам никто не верит. Верят только делам.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов – об ужесточении миграционного законодательства:
– Ужесточение миграционного контроля и въезд на территорию РФ только по загранпаспортам – это давно перезревшая мера. Она не связана с какими-то внешнеполитическими новациями, а исключительно с укреплением административно-правовых режимов госграницы. А если говорить совсем по-простому, то это наведение элементарного порядка. Надо понимать, что сегодня факт пересечения границы практически невозможно зафиксировать в каких-то более или менее достоверных сведениях, и, таким образом, получается, что абсолютно девальвировано понятие "государственная граница", поскольку ее может пересекать кто хочет и когда хочет.
Введение требования о пересечении границы по иностранным паспортам задает минимально необходимый порядок, это ни в коем случае не связано с введением визового режима и даст прозрачность отношений и нам, и нашим братским государствам. А все те фантазеры, которые говорят, что введение визового режима или каких-то других новых мер даст кардинальный эффект в вопросе пресечения наркотрафика, не понимают систему транснациональной организованной преступности, формы ее действия, масштаб и мощность потоков. На самом деле, наркотрафик это уменьшит примерно на 5-10% , но не будет каким-то кардинальным мероприятием, которое в корне изменит ситуацию.
Руководитель Института стран СНГ Константин Затулин – об упрощенном получении гражданства для соотечественников:
– Я являюсь сторонником упрощенного гражданства для соотечественников, более того, с моей подачи в бытность депутатом Госдумы это право вернулось в положения госполитики в отношении соотечественников за рубежом. Но в закон о гражданстве внести это положение мне не удалось. Дважды мои законопроекты не были поддержаны. Надеюсь, что теперь депутаты Госдумы вернутся к этому вопросу и это будет реализовано.
Но в данном случае откладывается на будущее вопрос о том, надо ли рассматривать упрощенное получение гражданства только для тех, кто прибегает к нему только ради переселения в Россию, или же не стоит требовать от людей отказа от гражданства страны проживания? Президент сделал первый шаг, второй шаг не сделал. Сказал как раз о тех, кто хочет переселиться в страну. Но, на мой взгляд, этот вопрос не менее важен. Нам надо договориться со странами СНГ о возможности предоставления гражданства России без выхода из гражданства страны-проживания.
Сергей Табаринцев-Романов, Елена Свитнева, Дарья Вдовиченко