19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBxBNs
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/city/appliances/fridge/, подробности тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Владислав Жуковский об "удвоении ВВП": Путин в вопросах экономики выдает желаемое за действительное

С социально-экономической точки зрения послание Владимира Путина оказалось, как всегда, богатым на констатацию фактов, перечисление проблем, обещания лучшей жизни и призывы поддержать власть. Но по большому счёту, в вопросах экономики послание оказалось очередной попыткой властей выдать желаемое за действительное – наряду с откровенными ляпами в интерпретации событий и непонятно откуда появившимися цифрами, имеет место сознательное приукрашивание действительности.

Так, по словам Путина, ВТО даёт прекрасную возможность развивать отечественную промышленность и, прежде всего, экспортоориентированные отрасли. И прежде всего, на Восток. Однако президент ни слова не сказал про крайне перспективный и колоссальный по своему потенциалу внутренний рынок России, на который в последние годы столь активно прорываются крупнейшие иностранные корпорации.

О масштабах потенциала российского рынка говорит хотя бы тот факт, что уже сегодня его признали стратегически значимым крупнейшие мировые ТНК. А на долю их продукции приходится 60% рынка продовольствия, 85% фармацевтической продукции и свыше 90% бытовой техники, электроники и вычислительных машин. Пока руководство России борется за рынки Китая, китайские корпорации и западноевропейские промышленные гиганты проводят финансово-экономическую колонизацию России, заваливая внутренний рынок готовой промышленной продукцией и продовольствием.

При этом Путин ни слова не сказал о том, что даже эксперты Всемирного Банка, активно продвигающие интересы крупного транснационального капитала, в своём докладе были вынуждены признать, что от присоединения России к ВТО выиграют исключительно сырьевые экспортоориентированные отрасли промышленности низких переделов (металлургия, нефтехимия, удобрения и т.д.). Тогда как остатки наукоёмкой обрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, станкостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, приборостроение, производство сельхозтехники и т.д.) испытают серьёзное сокращение объёмов выпуска.

Путин говорит о благих последствиях равной конкуренции в рамках ВТО, однако отечественные несырьевые производства с износом основных фондов свыше 60% и аварийным состоянием базовой инфраструктуры априори не смогут выдержать конкуренцию с глобальным бизнесом. Стоимость кредитов в России для малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности в 2-2,5 раза превышает среднюю рентабельность производства (8-11%) и в 4-5 раз выше, чем в США, ЕС, Японии и даже Китае. Крупнее ТНК активно используют эффект масштаба производства, инструменты трансфертного ценообразования, демпинга, многоступенчатые схемы по уклонению от уплаты налогов. ВТО поставит крест на самой идее модернизации, усилит загнивание несырьевой промышленности и закрепить за Россией статус сырьевой колонии.

Отдельного упоминания заслуживают тезисы Путина по успехам в области экономики. По его утверждению, поставленные им ещё в начале своего первого президентского срока планы по удвоению ВВП были практически выполнены, и только кризис 2008-2009 годов помешал их реализации.

Однако, на самом деле, это тоже попытка выдать желаемое за действительное. При этом совершенно непонятно, кто готовил текст выступления для президента страны – то ли его помощники отличаются вопиющим непрофессионализмом и не могут нормально обработать данные Росстата. То ли в окружении президента была предпринята откровенная по своей наглости попытка подставить первое лицо государства и предоставить ему заведомо неверную информацию.

За период 2000-2011 годов прирост ВВП в реальном выражении (т.е. с учётом официального дефлятора) составил 66,7%, а не заявленные Путиным 80-85%. Во-вторых, за период 2004-2011 годов (по которым имеется разбивка Росстата), ускоренными темпами росли исключительно финансовые спекуляции (в 4,37 раза), услуги связи (в 2,28 раза), торговля автомобилями (в 2,59 раза), оптовая и розничная торговля (в 1,78 и 1,63 раза соответственно), операции с недвижимостью (в 1,98 раза) и строительство (в 1,57 раза).

Тогда как в обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах, отвечающих за модернизацию экономики, наблюдается стагнация: прирост добавленной стоимости в сельском хозяйстве едва дотянул до 21,4%, в производстве продуктов питания - 30,8%, в производстве машин и оборудования – 6,7%, в производстве электрических машин – 13,2%, а в производстве медицинских изделий прирост не превысил 4,6%. В текстильной промышленности по итогам 2004-2011 годов наблюдается спад добавленной стоимости на 39,5%, в лесном хозяйстве – на 15,8%, в производстве электронных компонентов – на 17,1%, в производстве судов и летательных аппаратов – на 14,6 и 24,1% соответственно, в производстве мебели – на едва заметные 0,39%.

Под обещания Путина о модернизации мы видим снижение добавленной стоимости в системе образования на 2%, при едва заметном росте стоимости в научных исследованиях и разработках на 28,4% и номинальном увеличении в системе "отреформированного" здравоохранения на 9,7%.

Другими словами, на протяжении последних 11 лет "вставания с колен" мы наблюдали едва заметный рост российской экономики, в целом сопровождаемый качественной деградацией структуры экономики, примитивизацией производства и бурным расцветом непроизводительных спекулятивных секторов, которые занимаются исключительно прокручиванием поступающих в страну нефтедолларов и никоим образом не связаны с набившей оскомину модернизацией.

Также Путин сделал ссылку на то, что ВВП на душу населения вырос практически в 2 раза, а реальные располагаемые доходы в 2,6 раза. Тогда как расходы бюджета увеличились практически в 2,5-2,7 раза.

Однако нужно отдавать себе отчёт, что Россия живёт в условиях колоссальной имущественной пропасти, в рамках которой только по официальным данным Росстата разрыв в уровне доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее социально обеспеченных россиян достигает 16,5 раз. За период 2000-2011 годов коэффициент фондов не только не снизился, но даже вырос – с 13,5 до 16,3 раза.

С учётом доходов на капитал, от предпринимательской деятельности, а также скрытых коррупционных поборов и незаконного вывоза капитала за рубеж, реальный разрыв достигает 40-50 раз. Это в 5-6 раз превышает предельно допустимую величину, гарантирующую поддержание социально-политической общественности. Отчасти, именно колоссальная имущественная дифференциация общества и избыточная концентрация поступающих в страну нефтедолларов в карманах коррумпированных чиновников, естественных монополий и перекупщиков стала экономической базой "Триумфально-Болотного движения".

Не выдерживает критики и заявление об увеличении уровня жизни населения. Реальные располагаемые доходы действительно выросли в 2,6 раз. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что реальная "социальная инфляция" для 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей превышает официальную оценку в 2-2,5 раза (в силу превалирования в расходах затрат на безудержно дорожающие ЖКХ, транспорт и продукты питания) и достигает 15-17%.

На самом деле, за последние 11 лет реальный уровень жизни (учитывающий не политкорректную оценку инфляции для 20% богатых россиян, а реальную "социальную инфляцию" в размере 15-17%) 20% наименее социально обеспеченных граждан сократился на 20-25, следующих 20% - на 10-15%, а следующих 20% либо вообще не вырос, либо снизился на 3-5%. Тогда как доходы 5% наиболее состоятельной части общества, удачно выстроившихся в паразитическую по своей сути модель "экономики трубы", выросли в десятки раз.

Путин отказывается навести порядок в естественных монополиях и обуздать их произвол. Он заявил о необходимости предоставления переходного периода для естественных монополий по вопросу сокращения их государственной поддержки. Президент указывает, что в результате урезания бюджетного финансирования у них не будет ресурсов для модернизации производства и реализации инвестиционных программ. Однако он ни слова не сказал о том, что на протяжении последних 11 лет темпы роста цен на электроэнергию, газ, воду, услуги ЖКХ и транспорт для населения росли на 15-20% ежегодно, что в 1,5-2 раза превышало средние темпы инфляции.

Номинальные доходы населения за период 2000-2011 годов выросли в 9,5 раз и достигли 22,5 тыс. рублей, тогда как цены на ЖКХ, электроэнергию, воду и услуги связи подскочили в 10-15 раз.

Для начала необходимо добиться от монополистов раскрытия структуры себестоимости оказываемых ими услуг и состав так называемого инвестиционного тарифа, который из инструмента модернизации производства превратился в механизм разворовывания бюджетных средств и выкачивания денег из карманов населения и бизнеса.

Путин публично признал неготовность правящих властей наступить на карман 5% наиболее состоятельно части общества, контролирующей свыше 90% крупной собственности в России. По мнению президента, российское общество ещё не готово для того, чтобы отказаться от аморальной и антисоциальной по своей сути плоской шкалы налогообложения и ввести принятую во всём развитом мире прогрессивную шкалу налогообложения.

Совершенно непонятно, для чего вообще нужна двухмиллионная армия чиновников, если они не могут исполнять возложенные на себя законом обязанности и элементарно отслеживать факты сокрытия увода в тень доходов. Даже в крупных экономически развитых странах

Президент предлагает вместо введения прогрессивной шкалы налогообложения, позволившей запустить перераспределительную функцию бюджета и снизить колоссальное имущественное расслоение, облагать так называемое демонстративное потребление, т.е. предметы роскоши.

Если введение прогрессивной шкалы налогообложения могло бы увеличить сборы по НДФЛ с сегодняшних 1,99 трлн рублей до 2,7-3 трлн, то налогообложение предметов роскоши в лучшем случае увеличит поступления в бюджет на 20-25 млрд рублей. И то, если сильно повезёт – уже начался процесс сокрытия и перерегистрации дорогих автомобилей, яхт, частных самолётов, элитной недвижимости, украшений и т.д. Однако это капля в море и практически никоим образом не будет способствовать сужению имущественной пропасти между 70% бедного населения России и 5% богатых.

Путин выступил в поддержку взятого либералами курса на приватизацию наиболее лакомых кусков государственной собственности и наиболее рентабельных секторов экономики – финансовый сектор, нефтегазовая промышленность, транспортная инфраструктура, естественные монополии, связь и т.д. В очередной раз слышны разговоры о неэкономическом характере приватизации и возврате к ультралиберальной риторике младореформаторов. Путин признал, что цель не в пополнении бюджета, который и так захлёбывается от притока нефтедолларов и в котором без дела лежит свыше 7,1 трлн рублей. Президент наступает на грабли реформаторов, заявляя о безусловном приоритете частной собственности и необходимости "частного собственника".

В 1990-е годы слепая вера в "эффективного собственника", не сопровождавшаяся борьбой с коррупцией, монополизмом, дебюрократизацией общества и активной антимонопольной и промышленной политикой привела к катастрофическим последствиям в экономике и социальной сфере. За период 1990-1996 годов объёмы экономики рухнули на 45%, промышленное производство обвалилось на 60%, обрабатывающие производства сжались на 80%, выпуск наукоёмкой продукции упал в 5-20 раз, капитальные вложения упали в 5 раз, а уровень нищеты подскочил в 10-12 раз.

Слабо верится и в обещания, что нынешняя приватизация 3.0, затеваемая идейными наследниками Гайдара-Чубайса, не будет иметь ничего общего с преступной и незаконной приватизацией в 1990-е. Согласно социологическим опросам, до сих пор порядка 80% населения России считают себя ограбленными собственным государством и олигархами. Прежде чем затевать очередную волну распродажи крупной госсобственности, требуется разобраться с итогами незаконных кредитно-залоговых аукционов 1995-1997 годов, в рамках которых на деньги федерального бюджета, положенные на депозиты в олигархические банки, происходило кредитование и передача крупнейших госпредприятий в залог кредиторам.

По этой же причине не вселяет никакого оптимизма заявление о том, что продажа госактивов будет осуществляться в рамках прозрачной процедуры торгов по справедливой и конкурентной цене эффективному собственнику. Во-первых, как и в 1990-е годы, львиная доля населения России (как минимум 70% россиян с доходами ниже средней зарплаты по стране) оказывается отрезана от участия в процессе приватизации госпредприятий и госбанков по простой причине – у них просто нет денег.

В то время как малый и средний бизнес, занятый в низко рентабельном несырьевом секторе экономики и находящийся под постоянным давлением коррумпированных чиновников, силовиков и монополистов, сам едва сводит концы с концами и не имеет достаточных ресурсов.

Как и во времена ваучерной приватизации и кредитно-залоговых аукционов, обеспечивших передачу стратегически значимых государственных предприятий в руки приближенных к власти олигархов за счёт кармана налогоплательщиков, нынешняя приватизация также затевается в интересах крупного капитала. Речь идёт либо о российских олигархах, либо о крупных ТНК и международных банках, обладающих доступом к практически неограниченным по объёму и дешёвым финансовым ресурсам.
 

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС