Литва предлагает России "перезагрузку" по-американски?
Литва вступает в новую парламентскую каденцию, и народ полон приятных ожиданий: ледниковый период правления консерваторов закончился, у руля встает левая коалиция из четырех партий во главе с социал-демократами (между строк заметим, что впервые в Сейме представлены партии наших соотечественников – Русский альянс и Союз русских Литвы, а членом правительства также впервые стал этнический поляк, представляющий Избирательную акцию поляков Литвы).
Премьер-министр Альгирдас Буткявичюс сразу стал раздавать рождественские "подарки" - пообещал поднять минималку на четверть до тысячи литов (около четырехсот долларов), вернуть пенсионерам урезанные пенсии, восстановить и увеличить социальные пособия... Всего более пятисот пунктов, которые, суммируя, должны вывести страну если не в передовые, то уж точно в середнячки – сейчас хуже в Евросоюзе живут, как уверяют аналитики, только в Румынии и Болгарии.
Весьма любопытно выглядит внешнеполитический раздел. Политологи, да и большая часть общественности уже успели обрадоваться намерениям главы кабинета устроить "перезагрузку" отношений с Россией и Польшей, а по поводу "компенсации" за "годы оккупации" искать компромисс с Россией, причем смотреть "не в прошлое, а в будущее". Это дало повод некоторым комментаторам с удовлетворением потирать ручки – "холодная война" закончилась, "перезагрузка" принесет дешевый газ, оживит нефтепровод в направлении Мажейкского нефтезавода, загрузит Клайпедский морской порт, откроет безразмерный российский рынок...
Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что, на самом деле, ничего не изменится, станет даже еще "холоднее". В качестве примера можно упомянуть "патрона", коим уже два десятка лет являются США. Барак Обама тоже однажды громогласно, с помпой объявил о новой политике в отношении России, а госсекретарь Хилари Клинтон на одной из пресс-конференций даже нажала символическую кнопку, дав старт блестящему будущему. И что же в итоге? Все это обернулось большим блефом, дымовой завесой, под покровом которой "супердемократ" продолжает воздвигать кордоны вокруг России, размещать по периметру военные базы, разворачивать системы противоракетной обороны. А второй президентский срок большой друг России начал со "списка Магнитского", который пришел на смену поправке Джексона – Веника. Как тут не вспомнить хрен, который редьки не слаще?
Что же сулит "новый курс" во внешней политике? Ну, во-первых, по терминологии. Курс – действительно ли он будет новым? Согласно Конституции, внешняя политика - прерогатива президента, а Даля Грибаускайте еще задолго до выборов не уставала повторять: мы будем сохранять преемственность курса, приоритеты не меняются.
То есть по-прежнему следовать в фарватере "большого патрона", выполнять установки НАТО. Вспоминается, около трех лет назад Даля Грибаускайте заступила в президентский дворец с благими побуждениями – реал-политик, прагматизм, диалог как с Западом, так и Востоком... На гребне победной эйфории она отказалась даже от встречи с Обамой, который специально прибыл в Европу, чтобы "напутствовать" новых и старых лидеров стран – партнеров по Североатлантическому блоку. Но вскоре ей поставили мозги на место, и вот уже недавно госпожа президент удостоилась снисходительного поглаживания по плечу – олл райт, мисс Даля. Исправилась, заслужила. Заслужила тем, что с ее подачи Литва готовит крестовый поход на Россию с целью научить "погрязший в тоталитаризме и варварстве медвежий край" демократии, свободе и прочим западным ценностям.
Для неё, как и для ее вашингтонского "обкома", страна Пушкина, Толстого, Чайковского по-прежнему "империя зла", которую следует мочить по всему фронту. Осуществлять курс станет Линас Линкявичюс, закончивший военную академию в США, бывший в свое время главой оборонного ведомства, представителем Литвы при штаб-квартире НАТО, в последнее время - посол в Белоруссии. И он уже успел сделать знаковые метки: революций не ждите, мы будем крепить атлантическую солидарность. Об отношениях с Россией свою позицию пока не озвучил, но вряд ли тут будет что-то новое. Может, изменится несколько риторика, напустит туману с перезагрузкой, а камень за пазухой так и останется. Юозас Олекас, новый министр охраны края, на этом посту уже служил, и именно при нем Литва вступила в НАТО, стала усиленно вооружаться. Вот и с первых шагов он заявил, что военный бюджет надо всемерно наращивать, а вместо реновации (следует пояснить: она экономит тепловую энергию, и это позволит облегчить бремя стонущих от непомерных коммунальных платежей жителей) многоэтажных домов необходимо приобрести с десяток вертолетов.
Теперь о намерении премьера в вопросе об "оккупации" "смотреть в будущее". Разумное, похвальное стремление, нужное, прежде всего, самой Литве как государству, почти половина внешнеторгового оборота приходится на Россию, не говоря уж о энергоносителях и электричестве (после остановки Игналинской атомной станции Литва, прежде главный региональный экспортер электроэнергии, вынуждена сама покупать, и прежде всего у восточных соседей). Заметим: глава правительства не отказывается от самих претензий, только призывает действовать умнее, добиваться компромисса. Впрочем, это не новость, сам премьер уже дважды входил в кабинет министров и в целом поддерживал претензии "земли Марии" к большой соседке, но, надо отдать должное, социал-демократы действуют не так нахраписто, как сдавшие власть консерваторы. Не тот ли это вариант, когда мягко стелют, да жестко спать?
Впрочем, знак вопроса следует снять. Прежде всего, Грибаускайте, которая, кстати, повышала свою квалификацию в том же американском университете, где учился политике "демократический президент" Билл Клинтон, не позволит, не зря же американские налогоплательщики потратили десятки тысяч долларов на просвещение бывшей "красной" янтарной леди. Девица Даля, обладательница черного пояса по восточным единоборствам, умеет добиваться своего, чем она недавно бравировала, она как раз перед выборами укрепила государственную комиссию по оценке ущерба двух оккупационных режимов – к коим, наряду с фашистским, был назван и советский, ввела туда новых махровых антироссийских "спецов", наказала посчитать все, вплоть до последней травинки, загубленной "проклятыми оккупантами", а руководить ею поручила Эмануэлю Зингерису, чье участие в этом антироссийском шабаше решительно осуждает еврейская община Литвы, членом которой он является. Соседка Латвия в этом соревновании "жертв оккупации" опередила Литву, заявив, что Россия должна ей около трехсот миллиардов долларов. В Литве оценки уже делались несколько раз, и постоянно выходили разные цифры: поначалу говорилось о тридцати миллиардах долларов, а вот последняя цифра уже подошла вплотную к восьмистам миллиардам. Как говорит председатель комиссии, работы непочатый край, суммы могут быть огромные. Оно и понятно: чем дальше (дольше) в лес, тем больше дров, то бишь бабок.
Вопрос "оккупации" и "компенсации" – главный барьер на пути нормализации литовско-российских отношений, но новая – старая власть компромисс, диалог понимают как одностороннюю сдачу Россией своих позиций. Теперь собираются подключить к этому Еврокомиссию, союзников по НАТО. Со всеми вытекающими последствиями. Обозреватели масс-медиа уже говорят о возможности торга: ну не восемьсот миллиардов, а пятьсот, четыреста... И ничего не говорит этим "бухгалтерам" твердое заявление российских руководителей, что торг тут неуместен. Со всеми, разумеется, последствиями.
Валерий Мокрушин, Литва, специально для Накануне.RU