Андрей Исаев: Кто сказал, что американцы усыновляют много детей-инвалидов? Это миф!
Сегодня комитет по международным делам СФ рекомендовал одобрить на заседании 26 декабря "закон Димы Яковлева". Это же подтвердил и председатель комитета по соцполитике СФ Валерий Рязанский, который заметил, что этот вопрос для сенаторов будет своеобразным "моментом истины". Впрочем, то, что этот резонансный закон примут, можно не сомневаться, какие бы письма ни писали и какие бы акции ни устраивали так называемые защитники детей здесь и за океаном. Председатель комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев рассказал корреспонденту Накануне.RU во сколько обходится торговля российскими детьми, развеяв несколько мифов по поводу усыновления американцами наших детей.
Вопрос: Андрей Константинович, можете коротко выразить свою позицию относительно "закона Димы Яковлева"?
Андрей Исаев: В ситуации, когда на российский парламент оказывается всевозможное давление (например, включение депутатов в список Магнитского), хочу подчеркнуть: я голосовал вполне осознанно, за свои убеждения. И, несмотря ни на какие возможные санкции, угрозы, я всегда буду действовать подобным образом.
Вопрос: В чем заключаются Ваши убеждения?
Андрей Исаев: В том, что являюсь противником торговли людьми. Считаю, что торговля людьми по целому ряду причин неэтична, негуманна, нецелесообразна. Мы все прекрасно знаем, что есть фонд в 4 млрд долларов, существуют соответствующие структуры, которые за деньги осуществляют усыновление детей из РФ в США. Это торговля людьми в чистом виде. Конечно, правильно, если все дети, рожденные в России, будут находить себе семьи в нашей стране. Поскольку мы прекрасно понимали, что обеспечить полное усыновление на том уровне, на котором необходимо, усилиями исключительно россиян невозможно, мы были вынуждены мириться с такой вещью, как усыновление из-за рубежа. Но, мирясь с зарубежным усыновлением, мы, тем не менее, должны не работать по принципу "на те, Боже, что нам негоже". Мы должны осуществлять контроль за нашими маленькими гражданами после того, как они уехали из нашей страны. Единственная страна, которая не даёт нам права следить за нашими детьми, – это США.
Вопрос: Как это удивительно совпало с "актом Магнитского"…
Андрей Исаев: Единственная претензия, которую я принимаю, в том, что мы не сделали этого раньше. Но в наше оправдание хочу сообщить, что вопрос ставился неоднократно. Некоторые субъекты федерации, например, Кемеровская область, принимали решение о запрете вывоза детей в США. И мы возлагали очень серьезные надежды на заключенное соглашение между Россией и США. Оно начало действовать с ноября. За это время мы убедились, что это соглашение является липовым со стороны Америки. Госдеп подписал его, прекрасно зная, что американцы не способны выполнить свою часть обязательств. Они не могут повлиять на решение отдельных штатов не подпускать нас к детям. Мы обращаемся к ним – нас посылают. Наш омбудсмен Астахов пытался попасть в “Ranch for kids” в Монтано, где в неизвестных для нас условиях, и мы сомневаемся, что в хороших, содержатся дети, которых усыновили американцы, а потом от них отказались. Он пытался, но был послан. Таким образом, отдавая детей на усыновление в США, наша страна играла бы в лотерею: может быть, повезет, а может, и не повезет и ребенка убьют, как уже убивали и не раз. Россия не имеет права играть в такую лотерею.
Вопрос: Слышали, что собираются подписи, чтобы вас – депутатов – включить в список Магнитского?
Андрей Исаев: Я очень рад этому. Даже Президента они туда хотят включить. Это хорошо. Это доведение ситуации до абсолютного идиотизма. Понимаете, белоленточное движение, которое является всего лишь хвостом внешней политики США, решило, что оно может вилять собакой. Включение в список Магнитского всех депутатов Государственной думы, а тем более Президента, означает разрыв дипломатических отношений между Россией и США.
Вопрос: То есть такой вариант невозможен?
Андрей Исаев: Я очень сомневаюсь, что США к этому готовы. Скорее всего, это приведет к тому, что будет публичное посылание и постановка на место определенных персонажей.
Вопрос: Кого?
Андрей Исаев: Тех, кто это организовал.
Вопрос: Вы наверняка видели список тех 9 детей, которых должны были усыновить родители из США, но теперь, как кричат в СМИ, все может сорваться. Может, Вам в таком случае взять ребёнка на воспитание себе?
Андрей Исаев: Единственный хороший момент во всей этой истории – привлечение более пристального внимания к проблеме детей-сирот. Вы знаете, что создана постоянно действующая рабочая группа, которая разрабатывает ряд мер. Наши цели таковы: во-первых, упростить для россиян процедуру усыновления; во-вторых, активней работать над процедурой патроната и опеки.
Вопрос: И как много детей-сирот могут усыновить россияне, имея в виду принятые меры?
Андрей Исаев: Вы знаете, что из 83 тысяч детей, ожидающих усыновления, 53 тысячи – в возрасте от 10 до 18 лет. То есть у них шансов на усыновление почти нет ни в нашей стране, ни в США, ни где-то ещё. В отношении них будет как можно более широко распространена опека. Люди будут брать ребенка в семью не в качестве усыновлённого, а постоянно общаться, постоянно патронировать и так далее. Вот эту сферу мы будем максимально расширять.
Вопрос: Учитывая то, что ответа не последовало, получается, что Вы лично никого усыновлять не будете.
Андрей Исаев: Естественно, все мы примем участие в такой программе. Я – приму. Но не напоказ, а лично для себя и своей семьи. Не в угоду СМИ и общественной кампании.
Вопрос: Андрей Константинович, ну почему же мы начинаем всем этим заниматься, только когда гром грянет?
Андрей Исаев: Вы – журналисты, разъярённая общественность – да, когда гром грянет. А мы занимались этим всегда. У нас постоянная тенденция сокращения количества детей, усыновляемых за границей, и к росту тех, кого усыновляют россияне. Приведу вам цифры. В 2003-м году за границу уехали 7850 детей. В 2011-м – 3400. При этом количество усыновлений в России возросло: за прошлый год усыновили 7 416 человек. В США, к примеру, всего 956 детей-сирот.
Вопрос: Вы же сказали, что 3400?
Андрей Исаев: 3400 – это за границу в целом. В совокупности Европа усыновляет больше наших детей: Италия - 798 человек, испанцы - 785, французы – 283.
Вопрос: Сколько сегодня родителей в России претендует на усыновление детей?
Андрей Исаев: Порядка 29 тысяч. Сравните это с 56-ю детьми, на которых претендуют американцы.
Вопрос: 83 тысячи детей ожидают родителей, 29 тысяч родителей ожидают детей. Не могу не спросить…
Андрей Исаев: Они не могут усыновить детей по разным причинам. Во-первых, некоторые просто не могут себе найти ребёнка. Это же не покупка инвентаря. Людям надо найти человека для себя. Другим не дает разрешение суд. Почему? Например, не хватает жилплощади. Мы сейчас хотим это ограничение убрать.
Вопрос: Аргумент оппозиционеров-либералов против вашей позиции ещё и в том, что американцы с удовольствием усыновляют детей-инвалидов. А в нашей стране это делается не часто.
Андрей Исаев: В Америке детей-инвалидов усыновляют чаще? Я вам приведу пример. Из 956 детей, усыновленных в 2011 году, детьми-инвалидами было 44 человека – 5%. Россияне в этом же году усыновили 188 детей-инвалидов. Поэтому всё это слухи. И потом, я не берусь высказывать точку зрения, которую разделяют многие эксперты, о том, что далеко не все из этих инвалидов – инвалиды. Понимаете, таких детей гораздо проще усыновить, поэтому они становятся инвалидами на бумаге. По крайней мере, об этом говорят. Наши 188 человек – точно инвалиды, а вот те, кто уехал в США, – неизвестно.
Вопрос: Андрей Константинович, ну Вы из американцев прямо совсем нелюдей делаете. Есть же немало историй, когда детей-инвалидов взяли из России в США, они живут там счастливо и ни в чем не нуждаются, и об этом сейчас активно рассказывают...
Андрей Исаев: Есть благородные, замечательные люди, американцы, которые усыновляют больных детей. Но их минимум. И потом, поймите, ну не может государство строить свою политику, исходя из того, хорошо или плохо будут с его гражданами обращаться где-то там. Ну не может! Мы должны строить политику в отношении наших граждан так, словно никаких Соединённых Штатов с их потенциальными усыновителями не существует.
Вопрос: Что "Единая Россия" может сделать для улучшения условий жизни как детей-инвалидов, так и просто сирот в стране?
Андрей Исаев: Будем увеличивать заработную плату для работников детских домов, повышать выплаты тем, кто усыновил детей. У "Единой России" будет партийный проект. Уверен, что другие партии его поддержат. Там и количество персонала, работающего с детьми-инвалидами, увеличим. И многое другое, надо с умом подойти.