"Женщины сделают армию более мягкой"
Армия может преобразиться. Общественная организация "Женщины-офицеры России" выступила с предложением разрешить призыв на срочную службу женщин. И его уже рассмотрели в Минобороны. Зачем это нужно самим женщинам, пойдет ли на это новый глава Минобороны и в чем именно прекрасная половина человечества может составить конкуренцию мужчинам, об этом корреспонденту Накануне.RU рассказали депутат Госдумы Татьяна Москолькова и председатель московского отделения социал-демократического Союза женщин России Татьяна Кахидзе.
Вопрос: Как родилась эта инициатива?
Татьяна Москалькова: В Министерство обороны и к нам (ОО "Женщины-офицеры России") стало поступать немало обращений от женщин, которые хотели бы пройти срочную службу просто в качестве солдата. Девушки разное писали, например: "Хочу выполнять важную миссию по защите Отечества". Сегодня очень востребована эта патриотическая идея. Есть и более утилитарные соображения: девушки хотели бы поступить в высшее военное училище, но сначала пройти армию. Были и такие обращения, что после срочной службы молодые люди имеют преимущества в частные охранные структуры, в органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры. Ну и, наконец, есть и письма, связанные с романтикой, связанные с доблестной службой женщины, которая воспевается в разных советских фильмах.
Вопрос: Вы обратились в Министерство обороны с инициативой призыва женщин?
Татьяна Москалькова: Мы проработали этот вопрос в Министерстве обороны: нет ли отторжения у наших отцов-командиров. Они сказали, что зарубежный и советский опыт позитивен. Приход женщин в любую силовую структуру делает её мягче. Там, как правило, исчезает насилие, исключаются грубые внеуставные отношения. И такая гармония приветствуется и в генеральном штабе системы управления. Но рекомендация была совершенно правильная: надо узнать, как люди относятся к женщинам-солдатам.
Вопрос: Не отразится ли это плохо на демографической ситуации? Женщине нужно рожать, а она служит.
Татьяна Москалькова: Хотела бы обратить внимание на главную часть этой идеи: призыв на срочную службу для женщин может быть только добровольным. Девушка получает повестку, может принять её, пойдя служить, а может разорвать её и выбросить.
Вопрос: Женщины будут жить вместе с мужчинами? Или как?
Татьяна Москалькова: У нас такой пример есть. Набираются курсанты в высшие учебные заведения, которые проживают в общежитиях. У женщин – свои номера, у мужчин – свои. И ничего, что насторожило бы нас с точки зрения морально-нравственных нарушений, нет. Есть и контрактная система, которая также подразумевает проживание женщин в специальных условиях, с соблюдением санитарно-гигиенических правил, там все хорошо. Нам видится, что проживание женщин и мужчин должно быть раздельным. А все остальное выполнять они должны вместе, иначе не будет достигнуты задачи, ради которых призываются женщины.
Вопрос: А какие цели и задачи? Зачем российской армии женщины?
Татьяна Москалькова: Есть целые подразделения, где больше востребованы будут женщины, чем мужчины. Это связь, медицинские подразделения, подразделения психологов, переводчики…
Татьяна Кахидзе: …это также служба, связанная с компьютерными технологиями. Так называемые IT-специалисты; сейчас среди них 42-43% - женщины.
Вопрос: Новые формы, новые помещения. Опять многомиллионные расходы для Минобороны?
Татьяна Москалькова: На сегодняшний день у нас тоже есть опыт, который можно оценить с точки зрения желания женщин оказаться в силовой структуре. В органах внутренних дел сегодня служат до 15% женщин, это порядка 120 тысяч. Для них разработана и утверждена специальная форма самых разных видов. И для армии обеспечить женскую форму – не проблема. Тем более, что сейчас уже разработана форма для женщин, служащих по контракту. Что касается казарм, мы же не ставим задачу полностью перевести армию на солдат-женщин. Представительниц прекрасного пола будет не так много, но это будет очень важная составляющая армии, чтобы изменить образ и для женщины создать право работать и в этом направлении.
Вопрос: Как мужчины относятся к тому, чтобы в армии были женщины?
Татьяна Кахидзе: Трудно сказать, что думают мужчины в целом. В процессе некоторых встреч и попыток мужчин высказать серьёзное, правильное мнение, они, конечно, приветствуют. Женщины – всегда украшение. Но дело здесь в том, что женщина же ещё и конкурент. Этот момент их сдерживает. Хотя отношение все равно позитивное. Есть опыт военных лет, где женщины играли важную роль. И потом, кто вам сказал, что женщины сейчас не служат? Они служат. Мы просто говорим о больших правах. Почему бы не дать возможность девочке из какого-то маленького городка попробовать себя и выйти в жизнь именно через армию. Это достойный выход.
Вопрос: А как вы думаете, разве нужно женщинам идти по такому мужскому пути? Может, нам развивать другие направления: институты благородных девиц или что-то вроде того?
Татьяна Москалькова: В этом направлении и так уже много делается. Нужно создать возможности для самых разных взглядов. Есть у нас кулинарные техникумы. Готовка – это женское дело, правильно? Но там много мужчин, и никого это не смущает. А допуск женщины к профессиям мужским - сегодня это вопрос интеллекта самого мужчины. Это мужчины разрешили нам войти в жизнь, равную их трудностям. Это свидетельствует о том, что цивилизация развивается. Я уверена, что мы не разочаруем мужчин в оказании помощи решения их задач. А может, возьмём на себя что-то, что не смогут решить они.
Вопрос: Ещё важный вопрос. "Женщина на корабле – к беде", вы наверняка такое слышали…
Татьяна Кахидзе: Слышала. У меня и дед, и отец – адмиралы флота. Вообще моряки говорят: "Баба на корабле – жди беду", но не всегда. Кстати, чёрная кошка на корабле была хорошей приметой. Именно кошка – девочка. Но давайте не о приметах. Я думаю, что армия – она одна. Флот, пехота – это, конечно, большая разница, но давайте пока вести речь о том, чтобы женщины вообще могли служить.
Вопрос: Кстати, сейчас вот завели речь о том, чтобы заменить "клянусь" на "обещаю". Как будут давать присягу женщины?
Татьяна Москалькова: Мы давали присягу и говорили "клянусь". Конечно, это слово нравится больше, потому что в нем заложена некая магическая формула, которая настраивает, как камертон, весь морально-нравственный механизм, и нацеливает на решение задач. У каждого человека своя иерархия ценностей. Но, поступая на службу, ты её перестраиваешь и становишься готов отдать свою жизнь ради жизни другого. Вот в этом заключено значение слова "клянусь". Обещание – это более мягкая, свойственная гражданскому разговору. А клятва – высшая форма обещания. Она и человека настраивает на определенный лад, и обществу даёт возможность у человека спросить.
Татьяна Кахидзе: Вы поймите, мы не хотим отделять женщин и мужчин. Не хотим делать для них разные права. Служить они будут вместе.