Почему растут цены на бензин? Пять главных факторов
Владислав Жуковский об итогах 2012 года для топливного рынка и перспективах на 2013На российском топливном рынке по-прежнему складывается весьма непростая ситуация – цены на бензин растут опережающими темпами по сравнению с потребительской инфляцией. После временной заморозки цен на ГСМ и, прежде всего, на бензин в разгар предвыборной президентской гонки крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с удвоенной силой и редким энтузиазмом стали компенсировать упущенные прибыли.
Прежде всего, в глаза бросается тот факт, что, согласно оценкам Росстата, по состоянию на 17 декабря 2012 г. цены на автомобильный бензин в годовом выражении выросли приблизительно на 6,8%. С начала года средний прирост цен на все марки бензина составил порядка 7,7%. Тогда как совокупный рост потребительских цен в российской экономике хоть и ускорился во второй половине текущего года на фоне скачкообразного роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, транспорт, продукты питания и те же самые ГСМ, но по-прежнему составляет менее 6,3% за период с начала года и менее 4,9% в годовом выражении.
Не лучше складывается ситуация с дизельным топливом, которое к концу декабря текущего года подорожало практически на 10,2%, что внесло существенный вклад в рост издержек производства промышленных предприятий и существенно разогнало инфляцию. Прежде всего, рост цен на дизельное топливо сильнее всего бьёт по АПК, который и так пребывает в коматозном состоянии и до сих пор не может прийти в себя после практически 23% обвала урожая летом текущего года. После роста практически на 28,1% годом ранее это выглядит как смертельный приговор отечественной обрабатывающей промышленности и, прежде всего, сельскохозяйственному сектору.
В целом же продолжает сохраняться ситуация, при которой бедные платят за богатых – если по итогам первых 11 месяцев текущего года цены на высококачественные марки бензина выросли на 7,2% для АИ-92 и на 7,8% для АИ-95 и более высокооктановых сортов топлива, то цены на низкокачественное топливо марки АИ-80 (А-72) подскочили на 8,7%.
Притом что 2012 год отнюдь не стал исключением из правил - аналогичная ситуация опережающего роста цен на низкокачественное топливо наблюдается на протяжении многих лет. В то время как по итогам первых 11 месяцев 2011 года цены на высококачественные марки бензина АИ-92 и АИ-95 выросли на 12,2% и 11,4%, цены на низкооктановый сорт АИ-80 подскочили аж на 19,3%.
Особенно сильные опасения вызывает тот факт, что скачок розничных цен на бензин, дизель и в целом всю товарную группу ГСМ наблюдается на фоне стагнации отпускных цен НПЗ. Согласно оценкам того же Росстата, за период с января по ноябрь текущего года годовые темпы роста цен производителей на бензин составили менее 0,6%. Да, в ноябре текущего года в годовом выражении зафиксирован скачок отпускных цен на топливо на 7,1%. Однако он практически никак не повлиял на изменение цены с начала года. Тем не менее, это нисколько не помешало перекупщикам и АЗС поднять цены на заправках на 7,7%.
Мы имеем ситуацию, при которой производители стараются придержать рост отпускных цен на свою продукцию в розничной торговле за счёт своих прибылей. Тогда как нефтяные гиганты, перекупщики и АЗС, прекрасно осознавая своё монопольное положение на рынке и отсутствие альтернативы у потребителей, активно перекладывают свои издержки на плечи и без того бедного в своём большинстве населения и задыхающейся промышленности.
Никакого дефицита топлива на рынке нет
Больше всего удивления вызывает тот факт, что ускоренный рост цен на топливо, на долю которого приходится порядка 20-25% себестоимости производимой в России продукции, наблюдается на фоне уверенного роста объёмов производства нефтепродуктов. Согласно официальным данным всё того же Росстата, по итогам ноября текущего года производство автомобильного бензина выросло на 10%, а дизельного топлива – на 5,6%.
Более того, данные всё того же Росстата убедительно показывают, что ссылки чиновников и нефтегазового лобби относительно возникновения дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов не состоятельны. Согласно оценкам главного статистического ведомства России, производство бензина на российских НПЗ выросло на 3,5% в годовом выражении по итогам первых десяти месяцев текущего года и достигло 31,4 млн тонн, тогда как объём реализации на внутреннем рынке вырос на 4,2% (до 28,9 млн тонн).
Благодаря сокращению объёмов экспорта с 3,47 до 2,66 млн тонн (на 23,4%) практически незаметным оказалось 74% снижение импорта с 758 до 199 тыс. тонн.
Да, возник локальный дефицит в размере 25 тыс. тонн, что составляет менее 0,1% суммарного производства и внутреннего потребления бензина. Однако он целиком и полностью был покрыт за счёт переходящих запасов и никоим образом не мог сказаться на скачкообразном росте цен на бензин на 7-8%. Притом что даже годом ранее дефицит бензина за счёт масштабного вывоза бензина на внешние рынки превышал показатели сегодняшнего года в 7,2 раза и достигал 181,8 тыс. тонн.
Аналогичная ситуация складывается на рынке дизельного топлива – внутренне производство сжалось на 2,9% (с 58,7 до 56,9 млн тонн), тогда как поставки топлива на внутренний рынок обвалились на 14,1% (с 26,6 до 22,8 млн тонн.). Притом что экспорт вырос на 3,6% (с 32,9 до 34,1 млн. тонн.) на фоне снижения импорта аж на 64% (с 656 до 236,5 тыс. тонн.).
Другими словами, никакого значимого дефицита нефтепродуктов, способного оказать столь сильное влияние на скачкообразный рост цен на ГСМ, даже несмотря на закрывшиеся на капитальный ремонт НПЗ в Москве, ни в Европейской части России, ни в целом по стране не наблюдается. Насколько можно судить, основной вклад в ускоренный рост цен на автомобильное топливо вносит сразу несколько факторов.
Во-первых, высокая степень монополизированности топливного рынка и наличие олигополистического сговора между крупнейшими нефтяными компаниями. К сожалению, в большинстве регионов страны производство нефтепродуктов сконцентрировано в руках 2-3 крупных нефтегазовых компаний, а также аффилированных с ними нефтепереработчиков.
Во-вторых, имеет место искусственное накручивание розничных цен на бензин со стороны перекупщиков и АЗС – разрыв между отпускной ценой с НПЗ и ценой на колонке достигает 35-40% или 7-8 рублей с тонны. В большинстве случаев крупные нефтегазовые компании обрастают целым ворохом аффилированных с ними перекупщиков, оптовых торговцев и спекулянтов, в карманах которых и оседает подавляющая часть прибылей от продажи ГСМ. Формально ВИНК отчитываются о низких отпускных ценах на нефтепродукты и сравнительно невысокой рентабельности деятельности по торговле ГСМ, а на деле все прибыли оседают в карманах аффилированных с крупнейшими нефтяными компаниями АЗС и перекупщиков.
В-третьих, крайне сложная ситуация складывается с эффективностью нефтепереработки – износ производственных мощностей у российских НПЗ за редким исключением) достигает 60-65%, а глубина переработки сырья приблизительно в 1,5 раза ниже, чем у конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Китае.
В-четвёртых, полным ходом идёт процесс выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители, обязательства по которому российские власти взяли на себя ещё в середине 2000-х годов в рамках подготовки к присоединению к ВТО. Если ещё в октябре 2011 года соотношение средних цен на нефть на внутреннем и мировом рынке составляло порядка 35,9%, то уже в октябре нынешнего года превысило 45,4%. С учётом того, что, по оценкам того же Росстата, соотношение цен между ценами на бензин и нефть сохранилось в прежнем диапазоне (1,9-2,1 раза), то неудивительно, что это подтолкнуло цены на нефтепродукты.
В-пятых, и это критически значимо – существенный вклад в рост цен на бензин и прочие виды топлива вносит само государство. По экспертным оценкам и подсчётам самих нефтяных компаний, с которыми не спорят даже в правительстве, порядка 55-60% отпускной цены на бензин на российских бензоколонках приходится на платежи ВИНК в пользу бюджета. Речь идёт об уплате в бюджет НДПИ, акцизов, НДС и прочих налогов, которые поддерживают цены на нынешнем непозволительно высоком уровне. В то же время, федеральный бюджет сводится с хроническим профицитом (1,4% ВВП в январе-ноябре 2012г.).
Складывается парадоксальная и одновременно с этим неприемлемая ситуация - платить налоги в российский бюджет становится не только бессмысленно и нецелесообразно, так как от 30 до 60% выделяемых бюджетных средств ещё по пути распиливаются "эффективными" чиновниками и оседают в карманах коррупционеров и построенном благодаря их поддержке "бюджетном бизнесе", хуже того, платить налоги становится просто вредно и контрпродуктивно, так как уплаченные средства поступают отнюдь не на модернизацию инфраструктуры и возрождение отечественной наукоёмкой промышленности.
Цены на бензин продолжат расти и в 2013г.
Судя по всему, никакого позитивного изменения в ситуация на рынке нефтепродуктов и ГСМ в ближайшее время не произойдёт – цены на топливо продолжат расти опережающими темпами. Предвыборный период закончился, а вместе с ним благополучно закончились и договорённости властей с нефтяным лобби – мы уже видели скачкообразный рост цен на ГСМ во второй половине 2012г. и, практически наверняка, увидим продолжение роста цен в наступающем 2013г. Ничто не мешает ценам на бензин и прочее топливо вырасти на 10-12% в следующем году, что лишь усилит всплеск инфляции, снижение уровня жизни подавляющей части населения России, а также затухание в промышленном секторе и экономике.
В таком случае неудивительно, что даже замминистра экономики Андрей Клепач открыто вынужден был признать в разработанной МЭР стратегии Развития России до 2020г., что планы властей по снижению инфляции до 4,5-5% оказались сорваны и ниже 5,5-6% (а возможно и выше) темпы роста цен опускаться не будут.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU