Не прослушкой единой. Что нам даст закон о договорных матчах?
В среду президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу так называемый "Закон о борьбе с договорными матчами". Все новостные агентства растиражировали эту новость, сводя суть проекта к возможности прослушки. Это примерно то же, что сводить правила футбольного матча к тому, что за удар локтем по лицу показывают красную карточку. Главное-то – не это, главное – голы. Так и здесь, главное - совсем не прослушка. О том, что изменится с принятием этого закона и зачем он вообще нужен, в материале Накануне.RU.
Прежде всего, стоит определить, что закон этот о футболе. То есть он касается всех видов спорта, но инициируют его из-за футбола. И работать он будет (или не будет), в первую очередь, там. Посвящённым людям известно, до недавнего времени при РФС работал так называемый "экспертный совет по борьбе с договорными матчами". За время своего существования комиссия собиралась десятки раз по формуле: "Пришли, поговорили, разошлись". В совет то входили, то выходили такие эксперты, как Александр Бубнов и Евгений Ловчев. Возглавлял всё это дело Анзор Кавазашвили, бывший вратарь, человек с обострённым чувством справедливости, как и двое предыдущих экспертов. И уж если у них не вышло раскрывать договорянки – значит, либо нечестных матчей у нас нет, либо выявлять их невозможно. Пока невозможно.
Единственный документ, на который опиралась работа совета, - регламент турниров (РФПЛ и ФНЛ). С точки зрения юриспруденции они искали неизвестно и непонятно что. Что такое "договорной матч"? Кто с кем именно должен договориться, чтобы признать игру нечестной?
И здесь мы выходим на первый важный пункт законопроекта: отныне всем будет ясно, какие матчи называются "договорными". Итак, матч носит "договорной" характер, если выполняется хотя бы один из указанных пунктов:
"Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования, а равно принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния либо вступление с ними в сговор; получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование ими услугами имущественного характера, извлечение других выгод и преимуществ либо вступление их в сговор".
В общем, это всё и раньше было понятно, но теперь есть куда "тыкать" пальцем, привлекая к ответственности. Но главное, конечно, не это.
А главное следующее. Подозрения относительно нечистоплотности того или иного матча у экспертного совета возникали не раз. Но что с ними делать? Ответ простой: собираться на комиссию, пересматривать подозрительные игры, а потом давать заключение, что признаков того, что это был матч договорного характера, нет. Статистика всех таких дел - 100%. Бывало только так и никак иначе. Вызывать кого-то Кавазашвили к себе не имел права, его возможности ясно показала история Вадима Евсеева, когда глава совета сказал: "Если Вадим честный человек, то он мне позвонит". Вадим - честный, позвонил. А если бы не позвонил, то Кавазашвили считал бы его нечестным. Всё. Чтобы кого-то вызывать, прослушивать, задерживать, нужно было возбуждение уголовного дела, а для этого необходимо заявление пострадавшей стороны. Смешно, не правда ли? Кто в таком случае может быть пострадавшей стороной? Только мы с вами, зрители.
Точкой кипения стала игра "Амкар" - "Анжи". Константин Генич, Василий Уткин и многие другие знаменитые в футбольном мире эксперты в открытую называли игру договорной. Расследование совета ни к чему не привело, после чего он и был распущен.
Так вот, главное в том, что отныне, после принятия закона, не нужно будет никаких заявлений, никаких доказательств, никаких возбуждений дел, чтобы совершать любые оперативные мероприятия. И закон направлен не на выявление договорных матчей после того, как они будут сыграны, а до этого. Вот тут-то уже и будут те самые прослушки, допросы, слежка, съёмки и другие механизмы расследования.
Есть ещё куча мелочей, которые, в общей сложности, будут способствовать предотвращению договорных матчей. Ну, например, есть большая завязка на букмекерских конторах. Допустим, вратарь даёт деньги своему другу и говорит: "поставь на то, что я пропущу 4 гола". И пропускает. И выигрывает деньги. Теперь выплаты можно будет получить только по паспорту, что облегчит обнаружение подобных махинаций. Да и к тому же с выплат будут взыскиваться налоги. Раньше эта обязанность лежала на самих выигрываших и, в общем, не работала; теперь букмекерские конторы будут отвечать за налоги сами. Это, конечно, не направлено на предотвращение договорных матчей, но, по крайней мере, с части махинаций будут платиться налоги.
Важнейшей частью закона является наказание. В нынешней ситуации максимальным наказанием могло бы быть 3 месяца лишения свободы или штраф 250 тыс рублей. С новым законом штраф будет увеличен до 500 тыс. руб., а срок заключения - до 4 лет. Группа лиц, участвовавшая в подобных махинациях, будет штрафоваться на 1 млн рублей. И ещё один важный пункт. Если участник договорного матча добровольно сообщил о подкупе или давлении на него, он освобождается от уголовной ответственности. Получается, договариваться с футболистами становится очень опасно, они в любой момент могут во всём сознаться и уйти от ответственности.
Конечно, до наведения полного порядка в этой сфере ещё слишком далеко, но, по крайней мере, есть движение вперед.
Приводим комментарии спортивных чиновников, которые высказались на эту тему в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Что главное в этом законе, на Ваш взгляд?
Игорь Ананских, председатель комитета Госдумы по спорту: Суть закона в том, чтобы разрешить МВД проводить оперативные мероприятия. Сейчас уголовное дело можно завести только после договорного матча. Во-первых, матч с неспортивным характером уже будет сыгран, во-вторых, после игры уже довольно сложно уличить кого-то в договоренности. С новым законом договорные игры будут разоблачаться еще до выхода на поле.
Виталий Мутко, министр спорта РФ: Оперативные мероприятия теперь можно будет начинать сразу. Сегодня законодательство не позволяет без заявления начинать процедуру расследования, главное в новом проекте — создать возможность для правоохранительной системы расследовать все подозрительные матчи. Притом, они сами определяют, какие матчи считать подозрительными. Никаких процессуальных оснований для этого не требуется.
Вопрос: Как Вы считаете, нужен ли нам такой закон?
Игорь Ананских: Однозначно, да. Можно к этому по-разному относиться, но закон необходим. Во всей Европе такие законы есть. В Италии, Турции, Франции… да много где такая работа уже принесла результат.
Витайлий Мутко: Конечно, нужен! Весь мир уже такие законы принял. Это ведь глобальная проблема, общемировая. Я уже говорил об этом в прессе, посмотрите: китайцы на Олимпиаде сыграли не на договорняк, а просто поддались, чтобы попасть на более лёгкого соперника. Всё! Дисквалификация! Никто ж не говорил: а вы докажите, что они поддавались. Как доказать? Им показалось, они сделали всё. Мы должны делать так же!