19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBqA6D
Объявление: http://remont.youdo.com/building/roofing/pokraska/, рекомендуем!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Большие страсти по малой Литве

Как и водится во всех цивилизованных странах, президент Литвы Даля Грибаускайте накануне Нового года обратилась к народу с поздравлениями. Обыватель не нашел в этом дежурном обращении ничего особенного, однако искушенному читателю в нем видится нечто примечательное: акцент на необходимость укреплять и прославлять в мире "землю Марии", основы государственности которой были заложены еще в средние века такими титанами , как великие князья Литовские Гядиминас, Миндаугас и Витаутас (заметим, между делом, что именно они, воспользовавшись татаро-монгольским нашествием, начали и закончили завоевание Киевской и значительной части Московской Руси, а Витаутас, которого величают Великим, как утверждают предания, поил коней в Черном море, хотя, если уж быть до конца точным, лошади морскую воду не пьют). Эта неизбывная грусть-тоска говорит - ностальгия по тем героическим временам, когда Литва простиралась от моря и до моря, в той или иной мере сопровождает действия литовских политиков с тех самых пор, когда в шестнадцатом веке в результате Люблинской унии Литва объединилась с Польшей в единую Речь Посполитую и по сути потеряла государственность, а вместе с нею и независимость. 

И, надо отдать должное, не только ностальгирует, но разными способами приращивает свои земли. Виленский край, на восемьдесят процентов населенный поляками и входивший до Второй мировой войны в состав Польши, с ее нынешней столицей Литва получила в качестве поистине царского подарка от Советского Союза, а у пребывающей в агонии после революции и Версальского мира Германии забрала Мемельский край только на том основании, что здесь якобы некогда лежало литовское поселение Клайпеда, следы которого вот уже почти столетие безуспешно ищут местные археологи. Поселения воинственных куршей, держащих в страхе южное побережье Балтики, пруссов, чей вождь Геркус Мантас известен своим мужественным сопротивлением наступающим с Запада немецким рыцарям, разбросаны по всему взморью, а вот литовских, увы, нет. Оно и понятно – что делать природным землепашцам на морском берегу, здесь совсем иной уклад жизни, курши, например, промышляли пиратством, пруссы держали под контролем "янтарный путь", по которому высокоценимый в Европе солнечный камень попадал в блистательные дворы королей и императоров. Историки, археологи пытаются доказать, что эти племена – кровные братья, однако cпециалисты с сомнением качают головой - скорее, родственники, поскольку относятся к одной балтской семье народов. Ну, это примерно то же, что Россия и страны бывшей Югославии, которые не только общаются на родственных славянских языках, но и когда-то и жили на одной территории, и только по этой причине великая страна стала претендовать на балканские земли. Абсурд!

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Впрочем, Клайпедой аппетиты литовских политиков, независимо от их правой или левой ориентации, не ограничиваются. Не только в политикуме, масс-медиа, но и на государственном уровне принят, широко и охотно используется термин "Мажойя Летува" ("Малая Литва"). Это вся Калиниградская область, включая областной центр, который вовсе не Калининград и даже не Кенигсберг, а на литовский манер Караляучюс, то есть "королевский".

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Именно так именуется он в расписаниях автобусных маршрутов, связывающих "балтийскую сестру" с российским анклавом, а нередко и на маршрутных автобусных табличках. Логика умозаключений апологетов "Великой Литвы" такова: много веков Восточная Пруссия шли рука об руку с Литвой, здесь в местном университете учились многие ее просветители, называют имена основоположников национальной литературы Мартинаса Мажвидаса и Кристионаса Донелайтиса - эти величаемые в местной историографии не иначе как гениями пасторы писали на языке летувининкасов (онемеченных литовцев) немецким алфавитом, поскольку истинно литовский письменный язык оформлен только в конце девятнадцатого века. Действительно, свет культуры, а по большому счету – цивилизации поступал в языческую Литву как с запада ( в том числе со стороны Польши и Восточной Пруссии, где Кенигсбергский университет Альбертина уже в средние века заявил о себе как об одной из ведущих философских школ в Европе, здесь позднее работал один из величайших мыслителей человечества Иммануил Кант), так и с востока, с пограничных земель православной Руси, первые князья литовские не только брали жен из русских княжеств, но и сами крестились по византийскому обряду, строили церкви с золотыми маковками – куполами и даже удостаивались чести быть приглашенными правителями в русских княжествах. В течение более чем трех веков Литва официально именовалась "Великим княжеством Литовским, Русским, Жямойтским и прочих земель", а кратко ее называли Литовской Русью, поскольку была еще и Московская. Что же, разве все это дает право России теперь считать Литву своей провинцией?

Года два назад местная элита встала на дыбы: мемориальный комплекс литовского национального поэта XVIII века Донелайтиса – находится он в селе Чистые Пруды (в литовской транскрипции Толминкемисе) Нестеровского района Калиниградской области – российские власти намерены передать русской православной церкви. Немного истории: Кристионас из летувининкасов, населявших в давние времена пограничные земли, учился в Альбертине, долгие годы служил пастором в местной кирхе.

Реставрированные на средства российских налогоплательщиков храм и домик (классика литовской литературы)  по инициативе соседней страны и с помощью местных властей превращены в памятное место, здесь проходят праздники литовской поэзии, возлагают цветы, произносят торжественные речи о величии литовского духа. В те дни много грязи было вылито на Россию, на ее имперскую политику, на неблаговидную роль православной церкови, которые решили лишить маленькую, но очень гордую Литву ее святыни (хотя никто на статус мемориала и не думал покушаться). Вопрос решался в верхних эшелонах власти, причем Литва успела прозвонить о насилии над литовской культурой в Европе и даже в ЮНЕСКО. А попутно педалировали коренную связь матери – родины с "Малой Литвой", утверждали мысль, что у Литвы больше прав на Мажойю Летуву, чем у лежащей за тридевять земель России. Неважно, что шум был поднят напрасно – шапку, оказывается, как в известном анекдоте, никто не крал, но осадок остался.

И этот "осадок" со временем все больше приобретает форму прочного государственного вектора. Время от времени здесь проходят конференции и другие международные симпозиумы с вполне нейтральными повестками: роль и место (непременно огромные) литовцев в развитии Кенигсберга, Клайпеда как мирный уголок во времена наполеоновского нашествия (этот город – правда, он в те давние времена назывался Мемелем - служил пристанищем для спасающейся от Наполеона прусской королевы Луизы). В Клайпеде вот уже много десятилетий действует государственный музей Истории Малой Литвы, многочисленные экспонаты его рассказывают о древних литовских племенах и землях, на которые позднее пришли немцы, причем эта легенда распространяется не только на мемельский край, но и на соседнюю российскую область. Около десяти лет назад в центре Клайпеды воздвигнут неказистый гранитный монумент, называемый в народе вешалкой, представляющий установленный на двух столбах - опорах огромную каменную балку с обломанным концом и высеченной по фронтону таинственной надписью: "Одна страна, один народ, одна земля". Искусствоведы толкуют: обломанный конец – это и есть символическая Малая Литва, которая находится за границей. Здесь убеждены – временно. Нет-нет, власти в стране достаточно сообразительны, чтобы не выносить вопрос в официальное межгосударственное пространство, однако всеми способами в общественное сознание литовцев, а поскольку Литва - член Европейского Союза, то и для европейцев внедряется мысль, что России этот участок балтийского побережья достался не по праву, в результате исторического недоразумения, ошибки, и она должна быть в конце концов исправлена.

О том, что Советскому Союзу и прежде всего России Литва обязана своей первой независимостью, возвращением Виленского края и Мемельского уезда, который семь веков развивался в составе Восточной Пруссии – ни слова ни в школьных и институтских учебниках по истории, ни в официальной историографии. Наоборот, Россия проходит исключительно по разряду "оккупант" со всеми вытекающими последствиями, включая многосотмиллиардную компенсацию. Для построения Великой Литвы, могучей и просторной, нужны как территории, так и деньги. А у России, по мысли литовской элиты, в наличии и то и другое.

Валерий Мокрушин, Литва, специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС