Россия должна стать контркультурным центром мира, а Депардье – это "первая ласточка"?
После получения российского гражданства французским актером Жераром Депардье миграция творческих людей обретет массовый характер, а Россия станет "ковчегом" для западной интеллигенции – такой прогноз сделал финский обществовед Йохан Бекман. С ним согласен руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко, который считает, что Россия должна стать местом культурной антизападной эмиграции, и Депардье – это "первая ласточка". А писатель, автор книги "Почему Россия не Америка" Андрей Паршев прогнозируемую ситуацию, когда западные интеллектуалы, специалисты ринутся в нашу страну, сравнил с мифологической столицей Нью-Васюки из романа Ильфа и Петрова. Эксперты поделились своими мнениями в беседе с Накануне.RU.
Максим Шевченко, российский журналист, ведущий:
Депардье - бунтарь. В его приезде в Россию – есть бунт. Депардье – это пощечина общественному вкусу буржуазного общества.
Во-первых, я считаю, что каждого переезжающего нужно рассматривать индивидуально. Депардье же неординарная фигура, это особенно хорошо видно, если рассматривать творчество актера в сотрудничестве с писателем и режиссером Бертраном Блие, во всех его фильмах играл Депардье, это был его любимый актер, начиная с "Вальсирующих" и заканчивая фильмом, где он играл с Бертолуччи. Фильмы Блие всегда фильмы с критикой, направленной на общество наживы, на общество, в котором, как в "Вальсирующих", правят парикмахеры и тюремщики. Я могу предположить, что Депардье нигде не играл ни кого, кроме самого себя. Даже если посмотреть его первый фильм "Вальсирующие", где он играет одного из двух уличных хулиганов, асоциальных молодых людей, то возникает ощущение, что это он сам – это его отношение к обществу.
Разрыв Депардье с западным миром - это не просто поиск страны, где платят меньше налогов - это, прежде всего, вызов. Это своего рода эпатаж, каким пользовались его персонажи в фильмах Бертрама Блие. И я считаю, что таких уникальных людей, как Депардье, просто нет в западном истеблишменте, американцы, скорее всего, сюда не поедут, может быть, если бы была жива Джейн Фонда, она бы и могла бы последовать примеру Депардье. Но Америка – это машина, построенная на системе рекламы и политической пропаганды, где актеры выполняют роли солдат. Франция или Италия - совсем другое дело. Потому следом за Депардье потянулась Бриджит Бордо, вторая такая яркая фигура 60-х годов, тоже ассоциировавшаяся с идеями сексуальной революции, и заявила о своем желании приехать в Россию.
И если говорить про европейских мэтров, я был бы счастлив видеть Ларса Фон Триера, он, конечно, не изменит Скандинавии, но из-за своего негативного отношения к Америке и к западному миру вообще, к современным европейским принципам он мог бы найти отдохновение в России. Но тут проблема в другом: по большей части российский истеблишмент, либеральная его часть стремится к тому, чтобы в России было, как в Европе, от чего и бегут Депардье и подобные ему. Депардье безусловный герой контркультурного пространства, несмотря на то, что в России Жерар Депардье больше известен по фильмам с Пьером Ришаром, но даже эти комедии настроены критически по отношению к буржуазному обществу, даже в идиотском, казалось бы, "Остерикс и Обеликс" есть сатира, атака на власть, на Цезаря.
Конечно, Депардье останется французом до мозга костей, и он символизирует Францию, лучшую часть Франции. Лучшее во Франции – это поэзия, свобода и бунт, и Депардье - бунтарь. В его приезде в Россию есть бунт. Депардье – это пощечина общественному вкусу буржуазного общества. Я думаю, он добудет в России здоровые силы, аккумулирует свойственную нашему народу ненависть к буржуазным парикмахерам и тюремщикам и даст толчок развитию нашей культуры и нашего правильного, исконно русского, воспитанного на Достоевском, Чехове, Толстом понимания того, как должен жить и чувствовать себя человек в большом мире.
Думаю, в современном мире можно найти еще несколько таких ярких бунтарей, которым ненавистна эта душная европейская атмосфера. Я хотел бы, чтобы Россия стала местом культурной антизападной эмиграции. Депардье – это "первая ласточка", это контркультурный антизападный человек.
Я считаю, что Россия должна стать контркультурным центром мира, где собираются люди, которые ненавидят современный буржуазный социальный институт по выкачиванию из человека жизни, сил и времени и подчинения человека интересам общества. Депардье приехал в Россию, потому что Франция стала социальной машиной, это общество, в котором приятно бывать, но невозможно жить. Я не сторонник сильного государства западного типа, я его принципиальный враг, потому что оно античеловеческое, атихристовое. Потому Депардье бежал в Россию, здесь власть Антихриста пока слабее, чем в Америке или Европе.
Но и здесь есть свои минусы. Если бы Депардье разрешили, и он бы захотел снимать в России кино, он столкнулся бы с коррупцией, с откатами, с системой, когда бездарности пробиваются благодаря номенклатурной связи. В России тоже есть свои болезненно-родовые пятна, но это человеческие черты. Да, в России есть воровство, лесть, ложь, мздоимство, в России есть сатрапия, но это проявление человеческого. Запад античеловечен. Россия должна принимать принципиальных антагонистов по отношению к Западу. Если российская власть решилась продолжить эту линию и рассматривать нашу страну как иное пространство по отношению к западному миру, то власть поддержала бы значительная часть населения, культурного слоя, не "либерально-болотного". И я считаю, что это путь России, и это правильный путь. Я воспринимаю эмиграцию Депардье не как эмиграцию богатого актера, а как эмиграцию контркультурного, антизападного по своей сути, человека, который всю свою жизнь вел войну против того, что ненавидит больше всего - против буржуазного истеблишмента.
Андрей Паршев, автор книги "Почему Россия не Америка":
Чтобы люди особенно не задумывались на тему двадцатилетнего провала в экономике – вот им пришельцы в Антарктиде и Депардье с российским паспортом.
Происходящее в данном случае напоминает эпизод из книги "12 стульев", бессмертная история со строительством шахматной столицы "Нью-Васюки". Сама история, когда сначала создается ощущение некоего бреда, театра абсурда, только затем понимаешь, что за этим стоит разумная причина, не всем понятная, связанная с нынешней непростой политической ситуацией в Европе, борьбой между правыми и левыми, борьбой состоятельных людей против излишнего налогообложения. И там имеются сильные социалистические тенденции, которые требуют дополнительного налогообложения богатых, и естественно, богатые люди стремятся этому воспрепятствовать.
Я думаю, что в данном случае наш президент все же помогает французским "правым", они находятся в дружеских политических отношениях. Потому эти истории для нас выглядят неким курьезом, а вот для французов это определенный довод в тамошней политической борьбе. Тут есть некоторая тонкость: Депардье - он такой экстравагантный товарищ, в том смысле, что он и от гражданства может отказаться французского, но это не будет носить массовый характер. Есть некоторые законодательные нормы в той же Франции, хоть ты и гражданин Франции, но проживаешь там менее полугода, то ты там налоги не платишь, а платишь другой стране. А у нас налоговая шкала в России либеральнее некуда. Во всей Европе у нас самый благоприятный климат для жизни богатых!
Тут самый существенный момент - это то, что нам в принципе сама интеллигенция-то не очень нужна, нам нужно только некое свое искусство. Я считаю, что наши киношники не способны снимать хорошее кино, чисто профессионально, а, во-вторых, они и не хотят этого делать - они считают, что отвечать на запросы зрителей - это для них слишком низко, это не по ним. Да и здесь многое зависит от техники, для этого нужно создавать "кино-городки", такие как есть в США и в Англии, а вот если бы они у нас были созданы, то тогда иностранные режиссеры и так ездили бы к нам снимать фильмы, без налоговых льгот.
Нам, конечно, можно стать страной – убежищем для пенсионеров, отчасти потому, что по западным меркам у нас очень дешевый рынок. Но вообще-то в мире есть и другие "налоговые убежища", и нам с ними трудно конкурировать: для американцев это Латинская Америка, страны более южные, более теплые, с более благоприятным климатом. У нас, конечно, тяжеловато, такие, как Депардье, привыкли к другому уровню комфорта. В общем, мы еще не скоро станем Нью-Васюками.
А что касается небогатых и незнаменитых, но творческих интеллектуалов, то маловероятно вдвойне, что они не могут найти себе работу в Европе, и поэтому переедут сюда. Чтобы они переехали сюда, необходимо, чтобы здесь существовала экономика. У нас, к сожалению, реальная экономика погибла за последние 20 лет. Не вся еще – но процесс идет, каждый квартал насчитывается количество сокращенных рабочих мест, в этих условиях какой бы ни был образованный человек, здесь аналогичное по заработной плате место, как у себя в стране, он не найдет. И у нас нет современных высокотехнологичных производств, нет потому, что у нас велась 20 лет либерально-экономическая политика, производства оказались под прессом конкуренции, не всегда честной.
Так что такие показные "вбросы" - это просто информационная политика, призванная к тому, чтобы отвлечь внимание людей от реальных проблем нашего общества, нашей экономики. Чтобы люди особенно не задумывались на тему двадцатилетнего провала в экономике – вот им пришельцы в Антарктиде и Депардье с российским паспортом.