Капитал замедлил бегство из России. Надолго ли?
Вывоз капитала из России в 2012 году составил сумму существенно ниже планировавшейся Банком России. Не доверять годовому платежному балансу Банка России нет оснований, считает экономист Михаил Делягин. Положительная тенденция связана с неверным отражением последствий валютных интервенций Банка России или с тем, что россияне опасаются вкладывать деньги в шаткую европейскую экономику? Своими размышлениями Михали Делягин поделился в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Михаил Геннадьевич, в 2012 году отток капитала из России резко сократился, с чем это связано?
Михаил Делягин: Действительно, отток капитала планировался по итогам года, причем не только в начале ноября, но и в середине декабря. И планировался не какими-нибудь независимыми аналитиками, а представителем Банка России Игнатьевым на уровне 67 млрд долларов. Но в результате по итогам года чистый отток капитала составил 56,8 млрд долларов, то есть на 10 млрд долларов меньше. При этом в декабре даже наблюдался небольшой приток. Это, безусловно, позитивные новости.
Вопрос: С чем связана неточность прогноза?
Михаил Делягин: Отчасти неточный прогноз был вызван неточностью промежуточной внутригодовой статистики, потому что в этом году Банк России осуществлял достаточно заметные вливания валютных средств в экономику, и в третьем квартале эти вливания ошибочно процитировались, насколько можно судить, оперативной статистикой. В результате отток капитала, по предварительным данным, в третьем квартале был 13,6 млрд долларов, а в реальности он был 17,6 млрд долларов – то есть это была такая статистическая погрешность, которая была объективно условна. Эта ошибка была оперативно исправлена, но она могла ввести в заблуждение некоторых прогнозистов, в том числе официальных прогнозистов.
Вопрос: Теперь Минэкономразвития прогнозирует продолжение сокращения оттока капитала, вы согласны, что позитивная тенденция будет развиваться?
Михаил Делягин: Я бы не стал вслед за Минэкономразвития впадать в эйфорию и говорить, что у нас уже в этом году отток капитала сократится до 15 млрд в год, то есть почти в четыре раза. Я, честно говоря, не вижу для этого предпосылок, хотя очень хотел бы поверить в такое резкое сокращение оттока капитала. Но даже небольшое замедление оттока в прошлом году – это уже хорошая новость, и я не понимаю, почему официальная пропаганда не кричит об этом на всех углах.
Вопрос: С чем еще связано это сокращение, связано ли с тем, что российские граждане не хотят переправлять капитал в Европу с ее проблемной экономикой?
Михаил Делягин: Отчасти замедление оттока капитала вызвано тем, что глобальный кризис захлестывает мир и захлестывает те регионы, которые считались вполне благополучными. Вот пример Испании - там традиционно скупают недвижимость граждане России. В настоящее время в замечательном городе Алеканте трехкомнатную квартиру можно купить за 30 тысяч евро, и это, казалось бы, прекрасный повод для вывода капитала в Испанию, но при этом население Испании в ударном темпе сдает золото, туда полетели скупщики золота всего мира. Но все понимают, что, когда население сдаст все золото, что у него есть, и жить станет окончательно не на что, совершенно не факт, что испанцы не пойдут громить недвижимость, приобретенную иностранцами. Это создает тяжелые и серьезные риски.
Вопрос: Можно ли сказать, что отношение к русским за рубежом уже изменилось в худшую сторону?
Михаил Делягин: Мне в этом году пришлось побывать в Баварии, и я чувствовал достаточно большое напряжение по отношению к иностранцам, которого раньше не было никогда. Это производит сильное впечатление, и я понимаю, что многие люди, которые собирались бежать из России в фешенебельные страны, в прошлом году поняли, что эти страны очень быстро могут перестать быть фешенебельными под ударами глобального кризиса. Я думаю, что замедление оттока капитала связано в том числе и с этим.
Вопрос: Россияне поверили в свою страну под давлением кризиса в Европе?
Михаил Делягин: Нет, они не поверили в свою страну. Тут дело в другом: они знают, чего можно ожидать от российских "мерзавцев", но понятия не имеют, чего можно ожидать от венгерских "мерзавцев", которые могут прийти к власти через пять лет.
Многие русские сейчас бегут в Прибалтику. Но в этом году я впервые у обычных, неполитизированных, людей, которые определяются со страной выезда, увидел очень четкую реакцию на Прибалтику – люди боятся переезжать туда. Российские граждане не смогут там стать своими, не смогут доказать прибалтийским властям, что они уже не русские, и в случае чего будут репрессированы по национальному признаку. Люди начали вспоминать историю. И это серьезно. Одно дело - мерзость, которую мы можем увидеть здесь, у себя в стране, и которую сможем понять, а что будет происходить ближайшие пять лет в Южной Италии – этого мы не знаем.
Вопрос: Таким образом, тенденция снижения оттока капитала будет сохраняться, ведь кризис в Европе не закончился?
Михаил Делягин: Вот сейчас волна кризиса накрыла Европу сильнее, чем нас. Это вызвало испуг по поводу других стран вообще. А завтра кризис может сильнее накрыть нас. И вот эта раскачка настроений, особенно среди бизнеса, будет продолжаться, но я бы не стал абсолютизировать нынешнее сокращение оттока капитала.
Вопрос: Но прошлогоднее сокращение капитала распространится и на этот год?
Михаил Делягин: Я думаю, что в 2013 году оно замедлится, потому что физически денег станет меньше. Но планировать четырехкратное сокращение, как это делает Минэкономразвития, я бы не стал. Это некоторый чрезмерный оптимизм. Хотя, если я ошибусь, а Министерство окажется правым, я буду счастлив, и я буду аплодировать.