Герой на допинге. Почему велогонки могут быть исключены из Олимпийских игр?
В футболе – Пеле, Марадонна, Роналдо, в баскетболе – Майкл Джордан, Шакил О'Нил, в боксе – Тайсон и Али, в хоккее таких слишком много. Это не просто лучшие представители каждого вида спорта, это – легенды. Их профессиональные навыки не каждый видел воочию, но каждый о них знает. В велоспорте таким был Лэнс Армстронг.
Его история – история триумфального возвращения, преодоление болезни и надежды. Надежды для каждого, кто столкнулся с серьёзным заболеванием, что он может не просто нормально жить, но и стать лучшим. Миллионы людей жили благодаря этой надежде. Миллионы смотрели этот спорт из-за него.
Дело в том, что 1996 году, когда Лэнс был на самом пике, у него вдруг обнаружили рак. Метастазы распространились уже повсюду: в брюшную полость, лёгкие, головной мозг. От такого заболевания очень тяжело излечиться, шансов почти нет. Обычно в такие моменты люди приходят в уныние и начинают тихонечко готовиться к смерти. Но не Лэнс. У него был, пожалуй, один шанс из 1000 – пойти на суперсовременное агрессивное лечение, которое прежде не применялось и могло дать какие угодно побочные эффекты. И на глазах у всего мира Армстронг пошёл на поправку.
Но кто возьмёт его теперь кататься? Контракты с ним давно расторгнуты, в итоге американец попал в скромнейшую команду почтовой службы США. До элиты было далеко, но планомерная, упорная, усердная работа привела его на самый верх. Когда на испанской многодневке "Вуэльта" Армстронг пришёл четвертым, он плакал. И мир плакал вместе с ним.
Один за другим он покорял турниры. Становился лучшим, а когда не становился, то признавался болельщиками. Армстронг создал фонд для людей, столкнувшихся с раком – Фонд Лэнса Армстронга. Но важнее было вдохновение, которое он давал всем болеющим. Лэнс Армстронг был святой темой в США, о нём или хорошо, или… очень хорошо. Он был частью национальной культуры. Луи, Нил, Лэнс – люди с "сильными руками" в фамилии, герои США, гении своего дела. Так говорили. Лэнс – самый настоящий национальный герой, сродни нашему Гагарину.
Такой эта история была. И больше никогда не будет. Потому что теперь слова "надежда" и "победа" сменились "обманом" и "допингом".
Что же такого ужасного натворил человек, поборовший рак и подаривший надежду его победить миллионам?
В мае 2011-го дисквалифицированный за допинг, бывший партнёр Армстронга по сборной США Тайэлер Хэмилтон, сказал, что до сих пор считает несправедливой свою дисквалификацию, потому что то, что употреблял он, "употребляли все".
- И даже Армстронг?
- И даже он.
Скандал разгорелся в одночасье. Начали поднимать все прошлые допинг-пробы Армстронга, где нашлась куча запрещённых веществ. Армстронг подавал в суд на тех, кто его обвиняет. Через некоторое время перестал бороться, потому что "устал, и пусть забирают все мои титулы, люди ведь знают правду".
Правда, говорят, открылась в интервью с Опрой Уинфри, где Армстронг признался, что принимал то же, что и все.
Помимо того, что Америка лишилась национального героя, престиж велоспорта моментально прыгнул вниз, и под подозрением оказались буквально все. Вполне логичная догадка о том, что в руководстве велогонок знали о допинге, но не хотели лишаться своей главной звезды, нависла над спортивным миром, словно туча, которая вот-вот разразится сильным и страшным дождём.
Выход один. Сделать Армстронга крайним, единственно виновным во всех спортивных махинациях и оставить всё как есть. Выход этот – меньшее из зол, потому что ещё не скоро велоспорт перестанет ассоциироваться с Армстронгом, а Армстронг – со злом. Но в олимпийской программе этот спорт останется и тогда не погибнет окончательно.
Чем выше поднимаешься, тем больнее падать, - подтвердит вам любой кабельщик, взломщик, пожарный и Лэнс Армстронг. С раком, когда большинство из людей опустило бы руки, Лэнс справился. Посмотрим, как справится с падением.