"Этнические преступники банально готовы стрелять, а старый криминал уже нет"
Убийство Деда Хасана - первый сигнал, что в мире криминала начинается глобальный передел. Этнические криминальные группировки будут с оружием отвоевывать своем место под солнцем в криминальном мире, считает глава Национального антикоррупционного комитета, лейтенант ФСБ Кирилл Кабанов. О том, сможет ли министр МВД справиться с новой угрозой, выручат ли его недавно воссозданные им РУБОПы и кто такой Дед Хасан, он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.
Вопрос: Поясните, кто такой Дед Хасан, вокруг чего столько шума? Создается ощущение, что 90-е никуда не ушли, и криминальные авторитеты – до сих пор главные герои информповестки.
Кирилл Кабанов: Дед Хасан был неким человеком, который связывал "официальный" мир и криминальный. Обеспечивал принятие определенных решений, в том числе и по бизнесу, даже в первую очередь. Это старый переговорщик, который пользовался не то чтобы уважением, но известным авторитетом в кругах. Сейчас его не стало, по всей видимости, будут происходить резкие перемены, тем более, что свято место пусто не бывает. В свое время было проникновение в славянские группировки кавказских группировок, которые просто приносили деньги и говорили "мы входим в общак", и им позволяли и давали часть территорий. Я думаю, новые люди будут относиться к деньгам дороже, чем к каким-то обязательствам.
Вопрос: Это только московская проблема, или другие регионы затронут последствия?
Кирилл Кабанов: Причем тут Москва. Это затронет всю Россию. Криминальная политика тоже политика, и в ней Дед Хасан был фигурой федерального масштаба. С этим событием вся Россия выходит на новый виток развития криминальных отношений.
Вопрос: И в чем содержательная составляющая этого витка?
Кирилл Кабанов: Появляется новый фактор - более дерзкие этнические группировки. Постепенно они будут вытеснять криминальные бизнес-структуры, которые уже работают, поэтому передел неизбежен. И это закономерно, это происходило в 90-е годы, когда на рынок приходили кавказские группировки.
Вопрос: Что теперь ждет нас, беспредел, перестрелки на улицах, как в 90-е?
Кирилл Кабанов: Она фактически началась, стрельба на улице. Я думаю, что Колокольцев справится с этой проблемой. Колокольцев - прекрасный профессионал.
Что касается беспредела, то грядет глобальный передел, для этого уже сложились конфликты и обстановка в стране. Например, и Колокольцев, и мы с ним отстаивали позицию возвращения ФМС в структуру МВД. Это нужно по той простой причине, что бесконтрольная коррупционная деятельность внутри ФМС в конце концов сказывается на качестве самой работы ведомства, что ослабляет контроль над процессами, идущими в организованной преступности. В итоге мы получили то, что получили - этнические преступные группировки.
Пока еще эти новые группировки не стали сильными, не обзавелись достаточным ресурсом и поэтому пока не способны влиять на криминальный рынок. Но у них есть свои интересы и есть желание их отстаивать позицию.
Убийство Хасана, однако, первый сигнал, что появились эти новые, дерзкие группировки, которые не связаны никакими обязательствами ни перед кем, ни перед бизнесом, ни перед властью, ни перед авторитетами. Они будут брать свое силой оружия, в то же время ни сложившийся в 90-е криминальный бизнес, ни власть и правоохранители к этому не готовы: они словно ожиревшие коты перед этим молодыми и дерзкими группировками, преимущество которых в том, что они банально готовы стрелять.
Вопрос: Эти процессы будут иметь характер внутрикриминальных разборок или же напрямую коснутся всех граждан?
Кирилл Кабанов: Это уже отражается на жизни горожан. Посмотрите, как изменилось поведение наших гастарбайтеров, они стали куда агрессивнее. Если раньше преступления в отношении личности, насильственные, совершали в основном выходцы с Украины, Молдовы, то сейчас пальма первенства переходит к представителям среднеазиатских республик. Особенно выделяются узбеки. В то же время, заниматься этнической преступностью труднее, потому что в правоохранительных органах не хватает специалистов по языку, например.
Вопрос: Если вы говорите об отсутствии контроля правоохранителей над мигрантами в крупных городах и национальными диаспорами, то очень трудно тут вам поверить. Довольно распространена точка зрения, что полицию и этнические меньшинства связывают очень тесные отношения.
Кирилл Кабанов: Послушайте, я в конце 90-х наблюдал, как эти процессы зарождались вместе с Владимиром Александровичем (Колокольцевым, - прим. Накануне.RU), он тогда был в РУБОПе, а я был в Восточном округе столицы по линии другой организации. Да, полиция, как и любая коррумпированная госструктура, с этими группировками связана банальным денежным потоком. Но стиль Владимира Александровича в работе с этническими группировками на любых уровнях всегда был очень жесткий. Если и в настоящий момент ему удастся возродить системную работу, то, я думаю, он справится. Кстати, это проблема не только московской полиции. Большая часть этих группировок базируется в Подмосковье, в Тверской области и так далее, поэтому вопрос это комплексный и серьезный.
Вопрос: Что вы имеете в виду под контролем?
Кирилл Кабанов: Контроль – это система. Например, когда, начиная с Андропова, "воры в законе" были определенным образом встроены в систему. Я имею в виду, когда в их ряды были внедрены представители спецслужб, конечно, и через них осуществлялся контроль. А сейчас этого нет, благодаря тому, что были уничтожены РУБОПы, мы получили эту проблему. Контролировать и брать мзду - разные вещи. Контроль - это знание всей системы отношений изнутри: начиная с так называемой "пехоты" и заканчивая управленцами.
Вопрос: Возрожденные при Колокольцеве РУБОПы пришлись очень кстати.
Кирилл Кабанов: Да, это очень своевременный шаг. РУБОПы - это абсолютно необходимый механизм сейчас. И стало это возможным исключительно благодаря подходу нового министра.
Вопрос: Но ведь с того момента, как воссоздали РУБОПы, должно пройти немало времени, чтобы новые подразделения снова стали "ловить мышей", иначе не бывает, разве нет?
Кирилл Кабанов: Да, не бывает, к сожалению. Что нужно, чтобы уничтожить преступную группировку? Мы же все с вами смотрели американские фильмы? Подход одинаковый, и начинается он с элементарных фотографий всей структуры, от пехоты до главаря. Это системная работа, но кто-то должен ее делать. Но есть проблема и их не мало, например, фактически отсутствует единая база данных по ведомствам, а система принятия решений до предела бюрократизировна.
Кстати, вот вам и пример. Когда создавалась отдельная система миграционной полиции, и ее выделяли из МВД, на самом же деле, хотели-то как лучше, как в Америке, просто получилось как всегда. Причина та же - отсутствие единой базы, единый запрос по этим базам, возможность без проволочек получать принятие решений по оперативным задачам. Тем более, когда в ведомстве есть коррупция, ситуация ухудшается.
Вопрос: Итак, каков ваш прогноз?
Кирилл Кабанов: У Колокольцева есть возможность, опыт и знания сдержать беспредел, но угроза жесткого противостояния, перерастающего в беспредел, очень реальна, особенно в стратегической перспективе.