Владимир Бортко: Научиться смотреть 100 фильмов важнее, чем просто использовать их в учебном процессе
В принципе идея просвещения нашего юношества не может восприниматься отрицательно. Даже если они из-под палки посмотрят эти сто фильмов, они помогут сами себе в прохождении школьной программы.
Фильмы - фигуранты списка не вызывают каких-то неприятных ассоциаций - в конце концов так посчитали господа эксперты и несколько десятков тысяч интернет-пользователей. И хорошо! Я, например рад, что я туда попал каким-то образом, но важно, конечно, для чего я туда попал? Если это просто история нашего кино, то, наверное, это тоже полезно. Но мне кажется, что смысл должен быть в другом. Главная проблема, которую должен решить Минобр, это понять, для чего это нужно, чего мы хотим?
Кино за сто лет выработало свой язык и стало достаточно самостоятельным видом искусства. Научиться его смотреть гораздо важнее, чем просто использовать фильмы в учебном процессе. Важно научиться понимать, почему это кино хорошее, а это плохое, чем оно отличается от литературы или от театра. Ведь это совершенно разные вещи. И с этой точки зрения, я считал бы, что надо включить туда и наши кинофильмы, и западные. Я приветствую эту инициативу с проведением факультативных занятий, но нужно, на мой взгляд, все-таки рассказывать, чем природа кино отличается от природы других видов искусства, и об этом рассказывать школьникам. Конечно же, надо подумать о тех, кто все это будет рассказывать ребятам. Для учителей надо сделать брошюры, выпустить методические рекомендации и, возможно, какое-то учебное пособие, которое помогало бы рассказывать о каждом из этих фильмов, потому что учителю тоже надо понимать значение, место и время той или иной картины из представленного списка. Чем больше будут знать наши молодые люди, тем лучше.
Есть, конечно, и возражения против этого списка фильмов, поскольку некоторые фильмы из представленных заслуживают грифа +16. Я на это могу ответить так. В Москве в Пушкинском музее стоят скульптуры - голые тети и даже дяди иногда встречаются. Туда школьников водить или нет? Конечно, водить! Просто нужно все правильно объяснять. Если сказать, вот голая тетка, вот у нее сиськи, а вот попа толстая, то это будет один эффект, а вот если сказать, что это Венера, то будет совсем другое дело. Все зависит от степени подачи.
Культуру восприятия кинофильмов, конечно, надо повышать, но вообще я очень радуюсь, когда в интернете вижу, как молодые люди обмениваются мнениями по поводу просмотра разных фильмов и приводят списки фильмов, которые они посмотрели. Я гляжу на этот список и думаю: "Боже мой, я за свою жизнь и половины этих фильмов не видел". Такой интерес к кино, конечно, радует. Но это не значит, что "смотрение" кино в школах должно ограничиваться 100 фильмами. Я думаю, что кинофакультатив в школах придется по душе нашим школьникам. Все-таки хорошо, когда есть кто-то, кто расскажет, что это за кино. Несмотря на то, что у всех есть компьютеры и возможность смотреть что угодно, совместные просмотры не ушли в прошлое. Они должны и могут стать объединяющим моментом.
Депутат Государственной Думы, кинорежиссер Владимир Бортко специально для Накануне.RU