"Заполярье–Пурпе–Самотлор" станет третьим трубопроводом в мире, работающим в условиях полярной тундры
Крупнейшая стройка Западной Сибири - нефтепровод "Заполярье–Пурпе-Самотлор" - станет третьим трубопроводом в мире, работающим в условиях полярной тундры. К объекту сейчас приковано повышенное внимание. Добыча нефти в ХМАО и на юге Ямала упала, нефтяники начали разведочное бурение на севере ЯНАО, в Красноярском крае и нашли большие запасы. Строительство трубопроводной системы необходимо для того, чтобы нефть из северных регионов была перенаправлена не только на Запад, но и на Восток. Корреспондент Накануне.RU побывал на семинаре компании "Сибнефтепровод", на который приехали представители СМИ со всего УрФО, Москвы, Томской, Омской и Самарской областей, Пермского края, а также республик Татарстан, Удмуртия и Башкирия, и узнал, с какими сложностями сталкиваются специалисты при работе на объектах, а также почему "нефтяная игла" - благо для России.
Строительство трубопроводной системы "Заполярье – Пурпе – Самотлор" было поручено "Сибнефтепроводу" (дочерняя компания "Транснефти") в 2010 году. "Для чего нужен этот трубопровод? Вы знаете, что добыча нефти в ХМАО и на юге Ямала упала. Нефтяники начали разведочное бурение и на севере ЯНАО, в Красноярском крае и нашли большие запасы. Например, первое разработанное на этих территориях месторождение "Роснефти" - Ванкорское –дает 18 млн тонн нефти в год. Это сложное месторождение, там практически нет транспортного доступа", - объясняет на встрече с журналистами гендиректор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков.
Строительство трубопроводной системы было необходимо для того, чтобы нефть из северных регионов была перенаправлена не только на Запад, но и на Восток.
"Нам была поставлена задача – запустить нефтепровод в первом квартале 2012 года. Мы сделали раньше – в 2011 году осенью нефтепровод "Пурпе – Самотлор" был введен в работу. За 2012 год через него прокачали уже около 17 млн тонн нефти на системы нефтепровода ВСТО", - отметил глава "Сибнефтепровода".
По его словам, строительство первой очереди было крайне сложным. Менее чем за 2 года был построен нефтепровод "Пурпе – Самотлор". В строительстве участвовало более двух тысяч человек, 700 единиц тяжелой техники.
"Нефтепровод проходил по заболоченной местности, не в коридоре наших нефтепроводов, поэтому работать было довольно сложно", - говорит глава "Сибнефтепровода" Юрий Богатенков (на фото).
В 2012 году "Сибнефтепровод" приступил к строительству "Заполярье – Пурпе". "На втором этапе еще более сложные условия, потому что, если уйти на 60 км уйти на север от Пурпе, встречаются мерзлые грунты. Мы попадаем в район Коротчаево, Нового Урегоя. Это - тундра. Вы знаете, насколько ранима там экология, и чтобы ее сохранить, мы, например, около 2 км трубопровода проведем под рекой Таз в районе Тазовской губы", - рассказал Юрий Богатенков.
Нефтепровод "Заполярье-Пурпе" (инфографика, кликните для увеличения)
Кроме того, при строительстве будут использованы теплоизоляционные трубы, а также термостабилизаторы, которые установят в каждой свае. Термостабилизаторы применяются нефтяниками для того, чтобы в условиях вечной мерзлоты не "растопить" грунты – земля там всегда находится в условиях вечной мерзлоты. Также разработана специальная система для обнаружения утечки нефти, она будет отслеживать возможные проблемы в режиме реального времени.
"При прокладке трубопровода строители сохранят первозданную природу и не нарушат пути миграции оленей. Коренные жители поддерживают методы работы компании "Транснефть", - сказал Юрий Богатенков.
Трубопроводная система "Заполярье – Пурпе – Самотлор" должна быть достроена к 2016 году. Проектная мощность – 20 млн тонн нефти в год с расширением до 45 млн тонн в год.
"Мы строим третий нефтепровод в мире, который будет работать в таких широтах. Первый – в Аляске, второй – трубопровод "Роснефти" "Ванкор-Пурпе" и третий магистральный нефтепровод в условиях тундры – это "Заполярье – Пурпе – Самотлор". Когда в 2016 году мы его закончим, мы закроем всю потребность наших нефтедобывающих компаний по доступу к трубопроводу", - подытожил генеральный директор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков.
Стоит отметить, что по итогам 2012 года по трубопроводам "Сибнефпровода" было перекачано более 300 млн тонн нефти. А это около 60% от всего объема добытой в России нефти (514 млн тонн).
В ушедшем году было заменено и реконструировано около 68 км нефтепроводов. В этом году запланировано реконструировать 160 км работающим в условиях полярной тундры.
"Полная замена участков нефтепроводов на основе проведенной диагностики нужна для повышения производительности нефтепроводов", - сказал Богатенков.
Кроме того, "Сибнефтепровод" в 2012 году реконструировал 18 резервуаров общей емкостью 350 тыс. куб.м. В 2013 в программе реконструкции запланировано 22 резервуара. "По программе расширения резервуарных парков мы уже построили один резервуар на Южном Балыке и еще 4 планируем закончить в этом году. Кроме того, в 2013 году начнем строительство новых – на НПС "Конда" и НПС "Запрельский". Резервуары нужны, чтобы работа трубопровода не останавливалась", - добавил Юрий Богатенков.
Важное направление для нефтяников - предупреждение и ликвидация аварий. Больше 30 лет нефтепроводы Тюменской области от аварий спасает специализированное подразделение СУПЛАВ.
В 80-х годах прошлого века в Западной Сибири по магистральным трубопроводам ежесуточно транспортировалось более миллиона тонн нефти. Но вместе с огромными объемами добычи и перекачки, часто случались аварии из-за дефектов, допущенных при строительстве трубопроводов, наездов тяжелой техники, коррозии металла и т.д. Поэтому и возникла необходимость создать подразделение, сотрудники которого в короткие сроки могли бы устранить аварию или предотвратить ее. Так в 1980 году появился СУПЛАВ.
Как рассказал начальник СУПЛАВ Сергей Казаков, сегодня в состав управления входит 11 производственных участков: аварийный участок, участок устранения дефектов, участок устранения, дефектоскопическая лаборатория, участок откачки нефти, участок подводно-технических работ. Каждый из этих производственных участков выполняет свои функции.
"Четыре раза в год проводятся специальные учения на водных переходах: 2 раза летом, 2 раза в период ледостава, чтобы испытать оборудование и персонал", - рассказывает Сергей Казаков.
По его словам, работники СУПЛАВ могут устранить аварийные ситуации практически в любой местности, в том числе и на заболоченных участках. Для этого в управлении задействуют автотехнику и транспорт на гусеничном ходу.
"В рабочее время за 2 часа мы организуем полный выезд колонны – это 12 единиц техники. В нерабочее время оперативность реагирования составляет 4 часа. Мы всегда укладываемся в положенный норматив", - отметил Сергей Казаков.
Одно из подразделений СУПЛАВ – ремонтный участок №1 может автономно выполнить весь комплекс работ на линейной части: начиная от опорожнения нефтепровода и заканчивая монтажом и демонтажом элементов трубопровода, плюс изоляция, засыпка и т.д.
"Для проживания и обеспечения мест отдыха в СУПЛАВе имеется весь комплекс социальной обеспеченности: жилые вагоны с местом отдыха для каждого работника, передвижной вагон-столовая, передвижная сауна, сушилка и место для проведения штабных работ, организации работы", - рассказал начальник управления.
Работники СУПЛАВ могут устранять и предупреждать аварии даже под водой! Водолазное оборудование предназначено для спусков на глубину до 25 метров и выполнения подводных работ. В специальных "сухих" костюмах водолаз может работать и зимой, и летом.
В подразделении подводно-технических работ имеется передвижная дисперсионная станция, которая также применяется при работах на глубине, барокамера, воздухохранилище, а в основной части – сварочный аппарат.
"Есть плановые спуски и плановые обследования. Ребята из нашего подразделения работают постоянно, например, сейчас наши сотрудники находятся в командировке в Нефтеюганске. Мы работаем в основном по рекам, глубины до 25 метров, но можем и опускаться на глубину до 80 метров", - рассказал корреспонденту Накануне.RU начальник участка подводно-технических работ СУПЛАВ Сергей Скачков.
Отметим, что в 2009 году работниками СУПЛАВ было устранено 102 дефекта, проведена дефектоскопия 418 стыков, участком откачки нефти за этот же период было откачано более 180 тыс. куб.м, водолазы осуществили 833 часа спусков под воду.
Работники подразделения принимали активное участие в строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан", оказывают производственную поддержку в устранении дефектов другим дочерним обществам АК "Транснефть".
Сам же глава "Сибнефтепровода" призывает не принимать на веру вбиваемый в последние годы в головы россиян стереотип о пагубности модели "нефтяной иглы". При правильном подходе именно нефтегазовые ресурсы могут обеспечить модернизацию инфраструктурной и социальной сфер, внедрение инноваций, это отнюдь не "изолированные" процессы.
"Надо радоваться тому, что есть нефтяная игла в России", - заявляет генеральный директор ООО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков.
Он признался, что заданный журналистом на брифинге вопрос "очень интересен" для него как для директора нефтяной компании.
"Я считаю, что надо радоваться, что есть нефтяная игла. Почему? Посмотрите только на Тюмень – посмотрите, как сильно изменился город за последние пять лет", – ответил он.
Богатенков привел пример того, как сильно меняются северные города: строятся дороги, детские сады, жилье и т.д.
"В Сибири даже собираются открыть металлургический цех, потому что у нас горы неиспользованного железа. Я не рекламирую Тюменскую область. Я говорю, как обычный житель. За счет этой нефтяной иглы мы развиваем наш регион", – заключает Юрий Богатенков.