Владислав Шурыгин о самоубийстве Долматова: Работа западных спецслужб
В случае со смертью активиста "Другой России" Александра Долматова в Голландии есть несколько моментов, которые говорят в пользу версии о доведении до самоубийства. Во-первых, вопреки всем нормам Голландии Долматова, ожидающего политического убежища, перевели на тюремное содержание. Что может объясняться только одним: когда он в тюрьме, удобнее работать с ним, его удобнее, что называется, "прессовать" и "колоть". Таким образом, Долматов находился под постоянным наблюдением, как минимум.
Во-вторых, в своей записке Долматов совершенно четко, черным по белому, пишет, что не хочет быть предателем, что предал порядочного, честного человека и предал Родину. Понятное дело, что чувство вины, которое испытывал молодой человек перед смертью, возникло не из-за того, что он уехал на чужбину. Отъезд он планировал изначально и в этом не раскаивался.
В-третьих, сам за себя говорит статус Долматова. Молодой человек был инженером, который работал на предприятии военно-промышленного комплекса, работал конструктором на заводе, который занимался разработкой перспективного ракетного вооружения для авиации, и буквально на днях одна из этих ракет была принята на вооружение.
Сложно судить, что именно те, кто "колол" Долматова, смогли от него получить, вполне возможно, информация и была признана не очень важной, но человека ради нее сломали, и сам факт какого-либо согласия на сотрудничество для и так подломанного ранее молодого человека мог стать крайней точкой.
Проблема заключается в том, что когда Долматов попал в руки этих людей, они могли и не знать досконально, что ему известно, а что нет. Сам факт его трудоустройства в ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" мог стать поводом к тому, чтобы он стал называться "потенциальным источником", ну а дальше я себе хорошо представляю методы работы спецслужб, это жесткий прессинг. Не исключено, что такой прессинг мог закончиться вербовкой, когда человеку говорят: "Ты все рассказал, теперь подпиши, будешь с нами работать, деваться тебе все равно некуда". Прием типичный.
Вариант, что это переусердствовали российские спецслужбы, даже не обсуждается. Долматов несколько месяцев находился вне их контроля. Люди, которые даже тут видят руку родного ФСБ, просто не отдают себе отчет, что подобная операция практически была невозможна на территории Голландии. Это подозрение даже смешно и в какой-то степени льстит Службе Внешней Разведки, у которой есть серьезные проблемы с сохранением своих агентов, потому что сегодняшняя система жизни, система ведения документации, система идентификации крайне сужает поле работы любого разведчика на Западе. Поэтому российская разведка просто не может себе позволить рисковать каким-то агентом, чтобы попытаться воздействовать на какого-то парня, который даже если и является секретоносителем, но не несет никакой существенной опасности для безопасности страны. Поэтому к ФСБ эта история просто не может иметь никакого отношения.
Скорее всего, это была работа западных спецслужб. В том, что любой человек, который имел отношение к секретам, находясь за границей, попадает под внимание спецслужб, нет сомнений, ну а если при этом он внезапно просит политического убежища, то тут уж сам Бог велел. Упустить такого человека просто невозможно, поскольку для получения статуса политического беженца требуется заполнить целый ряд подробных анкет, и человек берется в разработку представителем спецслужб.
Военный обозреватель Владислав Шурыгин для Накануне.RU