Не ходите, дети, в Финляндию гулять!
Очередной сигнал бедствия послан в Россию из Финляндии. И снова по вопросу детей – отец не отдает своей бывшей жене детей, которые приехали к нему погостить по туристической визе на четыре дня. Чем эта история отличается от истории той же Анастасии Завгородней? Только тем, что в данной ситуации отец семейства - русский, желающий перевезти детей за границу. Мужчина выбрал Финляндию и забрал у Светланы Карелиной шестилетних двойняшек Артема и Соню.
По этому поводу уже отреагировал российский омбудсмен Павел Астахов, заявив, что произошедшее в Финляндии вызывает у него крайнее возмущение и, фактически, такие действия должны квалифицироваться как "международное похищение детей". Он также призвал МИД РФ направить протест по данной ситуации.
В свою очередь, депутат Госдумы Валентина Пивненко считает, что сложившаяся ситуация еще раз доказывает, что закон о запрете иностранного усыновления необходим.
"На конкретных примерах очевидно, что юстиция других государств даже не пытается обеспечить защиту прав российских детей, и не допускают, чтобы российские государственные органы имели возможность действовать в интересах наших несовершеннолетних граждан", - отметила депутат
"Стоит также обратить внимание на то, что большую роль в конфликте играет пособие на детей, в котором заинтересован отец. Как видно, другие страны воспринимают наших детей как человеческий капитал, но этот же человеческий капитал необходимо применять в родной стране", - заключила она.
Что произошло в семье Карелиных и что дальше собирается делать Светлана, чтобы вернуть детей, Накануне.RU рассказала ее подруга Анастасия Вайник.
Вопрос: Расскажите пожалуйста, что за ситуация сложилась в семье Светланы Карелиной?
Анастасия Вайник: Ситуация в том, что папа удерживает двоих детей без желания и согласия мамы на территории Финляндии, собирается оформлять единоличное опекунство на детей и не позволяет маме с ними общаться, кроме как в "скайпе". То есть когда она приехала 17 января, не видев детей два месяца, он фактически выставил ее за дверь и вызвал полицию.
Вопрос: Почему ее задержала финская полиция?
Анастасия Вайник: Он их вызвал, к тому же у него есть заявление в финскую полицию о том, что он хочет оформить временный вид на жительства детям и хочет оформить единоличное опекунство. Но по большому счету мы тоже не понимаем, почему финская полиция задержала гражданку России, маму, не лишенную родительских прав.
Вопрос: А папа русский?
Анастасия Вайник: Да, все четверо – мама, папа и двойняшки – граждане России. У нас есть программа репатриации, когда люди, живущие в Карелии и имеющие финские корни, могут рассчитывать на проживание и дальнейшее приобретение финского гражданства. Вот по этой программе муж Светланы и уехал в Финляндию.
Вопрос: Я так понимаю, она не очень хотела уезжать. Расскажите об их семье.
Анастасия Вайник: Он - пожарный, она – врач скорой помощи, оба толковые, экономные. Все было замечательно. Светлане уже 38 лет, у нее уже есть взрослая дочь, которая сейчас работает в Петербурге, с серебряной медалью закончила школу, с красным дипломом – вуз, но они решили родить еще двух детей. И все было замечательно, пока вдруг папа не решил, что надо ехать в Финляндию, раз там все так якобы замечательно – и жилье дают, и пособие. И вообще, все очень там хорошо – унитазы чистые, английский язык дети знают. Поэтому жить надо только там. А мама не смогла жить в Финляндии. Весной 2011 года они уехали все вместе, в декабре на Новый год вернулись сюда все вместе, и Светлана с детьми решила остаться в России. Папа сказал "хорошо", и начал готовить месть. И вот теперь он забрал детей и не собирается их возвращать.
Вопрос: То есть конфликт случился именно из-за переезда?
Анастасия Вайник: Ну, у них были и другие конфликты, просто этот был крайним. У них давно уже были непростые отношения, но, тем не менее, Светлана пыталась сохранить семью, почему она собственно и поехала в Финляндию. Изначально она не хотела туда ехать, однако, справедливо рассуждая, решила, что нельзя отказываться от того, чего ты не знаешь. Надо попробовать – а вдруг получится, а вдруг понравится, а может, действительно, восстановятся отношения? И дети будут счастливы, потому что полная семья для любого ребенка лучше, чем неполная.
Светлана никогда не запрещала ему общаться с детьми. Он имел полный доступ всегда, в любое время, и ждал их, и рыбалкой-охотой, и спортом с ними занимался – приезжал чуть ли не каждую неделю. Но тут он вдруг решил настоять на своем, что они будут жить с ним.
Вопрос: Как, по-Вашему, сами дети к отцу относятся?
Анастасия Вайник: Была проведена не совсем корректная экспертиза психологами для российского суда, которую сам же папа и инициировал. Наверное, показательно, что дети маму определяют зеленым и красным цветом, а папу – зеленым и черным.
Они его любят. Он неплохой папа, просто очень мало с детьми общался. Все эти 6,5 лет дети провели с мамой. Папа впервые эти два месяца проводит один на один со своими детьми.
Вопрос: В чем, Вы считаете, основная причина таких его действий?
Анастасия Вайник: В первую очередь он хочет сказать своей жене и всему миру, что она ослушалась, а все будет именно так, как он сказал. А во-вторых, он получает финские льготы – трехкомнатная квартира, пособие увеличится за счет детей. Кроме того, он помешан на Финляндии и он хочет, чтобы там жили все. Неважно, чему дети будут учиться, как они будут развиваться – он просто так решил.
Вопрос: В СМИ проскочила информация, что якобы у Светланы из дома кто-то выкрал документы на детей. Вы что-нибудь знаете об этой ситуации?
Анастасия Вайник: Светлана работала в дневную смену, пришла вечером домой и увидела, что все разворошено, как будто кто-то копался в доме. Выяснилось, что украдены свидетельства о рождении на детей, медицинские документы на детей, ее личный дневник и еще какие-то детские вещи. В общем, именно те вещи, которые нужны папе.
Вопрос: Что планирует дальше делать Светлана?
Анастасия Вайник: В пятницу будет заседание Верховного суда Карелии. Некогда петрозаводский верховный суд вынес решение, что дети должны проживать на территории России с матерью, а папа может общаться с ними беспрепятственно, но только на территории России. Буквально накануне вступления в действие этого решения суда папа подал апелляцию, которую и будут рассматривать в пятницу.
Но даже не это самое ужасное, а то, что российские чиновники, в том числе и МИДа, отказывались принимать участие в этом вопросе. Светлане, конечно, не хотелось такой огласки, но не было другого выхода. Сейчас вот в пятницу будет суд, но Светлана прекрасно понимает, что даже если она приедет в Финляндию с адвокатом, отец просто физически не отдаст ей детей.