19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBnjqg
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/doors/lockrepair/, посмотреть.
Офисный переезд на http://perevozki.youdo.com/pereezd/office/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Батька" Лукашенко отомстил Литве за "плюшевую бомбардировку"

О телеге политики, идущей впереди лошади экономики

В разговоре с журналистами гостящий в соседней Латвии премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс на вопрос репортера, переведет ли Белоруссия, которую Литва обвиняет во всех грехах, грузы из клайпедского в российские порты, ответил, что политика должна обслуживать экономику, а не наоборот. То есть противоестественно, когда телега впереди лошади. Да так и не бывает! – воскликнет мало-мальски знакомый с гужевым транспортом читатель. Бывает, вынуждены открыть ему глаза, и опыт литовских, а по большому счету и других политиков постсоветских стран Балтии со всей очевидностью убеждает в этом. Они позиционируют себя крутыми демократами, достойно выполняющими миссию моста между варварской Россией (Белоруссией тоже) и просвещенным Западом, связующим звеном, без которого идеи гуманизма, современного хозяйствования большими восточными соседями будут не поняты и, естественно, не освоены. Ну, а в качестве положительного примера демократического хозяйствования приводят Клайпедский морской порт.

Клайпедский порт в 2011 году перевалил более 36 миллионов тонн различных грузов, чем и установил исторический рекорд грузообработки (попутно рекордные показатели зафиксированы и у Литовской железной дороги, поскольку она работает в связке с портом). Надо отдать должное клайпедским портовикам: здесь правильно сориентировались, построили современные грузовые терминалы, позволяющие за считанные часы "забросать" пятидесятитысячные балкеры зерном или удобрениями, залить нефтью или мазутом громадные танкеры. Под звуки победных фанфар лились сладкие речи о блестящих перспективах портовиков, о том, что они и дальше будут наращивать рекордные объемы, будет расти их вклад в экономику янтарной республики, который сейчас - вместе с железнодорожниками - вплотную подходит к солидной отметке в десять процентов.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Порт в Клайпеде 

Год минувший стал годом отрезвления: грузоперевалка едва составила 35 миллионов тонн. Казалось бы, какие–то три процента – потеря невелика, и это было бы так, если бы за нею не просматривалась четкая тенденция, характерная не только для литовских транспортников. Таллиннские портовики, например, не досчитались в прошедшем году семи миллионов тонн грузов – почти 12 процентов. Не лучше показатели у одного из ведущих портов Балтики – Вентспилсского. Эти нерадостные итоги особо контрастируют с результатами работы российских портов на Балтике, прежде всего в Ленинградской области.

Фантастическое развитие демонстрирует комплекс в Усть-Луге: за год здесь более чем удвоили объемы работ, и если еще каких-то десяток лет на берегу Финского залива не было ничего, то теперь встали современнейшие терминалы, которые переработали без малого пятьдесят миллионов тонн. Более чем на десять миллионов тонн увеличил объемы Приморский порт, отличные показатели у их коллег из Выборга и Высоцка. Если десять лет назад более половины грузопотока постсоветских стран на Балтике приходилось на порты Эстонии, Латвии и Литвы, то в 2012 году им досталась только около трети из всего грузооборота в триста миллионов тонн.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Порт в Усть-Луге

В чем тут дело? Если сравнить географию, то все преимущества на "той" стороне: зимой в портах Ленинградской области, находящихся на севере довольно сурового моря, проводка судов невозможна без ледокола, а вот Клайпедский порт, как Лиепайский и Вентспилсский в Латвии, например, проходят по статье "незамерзающие", и это весьма солидный бонус, напрямую влияющий на размер портовых сборов. Так почему центр тяжести грузоперевозок все больше смещается на север, в российские не совсем удобные по географии гавани?

Прежде всего: Россия принимает беспрецедентные меры по развитию своего портового хозяйства и переводу сюда своих грузопотоков. Недавно в Санкт–Петербурге прошла международная конференция Transtex – 2012, на которой заместитель начальника управления инвестиций и программ развития Росморречфлота Алексей Володин познакомил участников с ближайшими перспективами: сейчас мощность 63 российских портов оценивается в 800 миллионов тонн грузопереработки, за три года они вырастут до 990 миллионов, а к 2030 они составят 1,4 миллиарда тонн. Кто-то из озабоченных прибалтийцев на это раздраженно возразил: что же, нам теперь закрывать свои порты?

До закрытия дело вряд ли дойдет, но вот коррективы вносить, и прежде всего в политику, несомненно, необходимо. В Европе хорошо помнят, как Белоруссия была летом подвергнута бомбардировке плюшевыми медведями с оскорбительными листовками. Когда выяснилось, что самолет прилетел из Литвы, а соседняя страна отбоярилась – мол, мы ничего не ведаем и вообще это ваши проблемы, "батька" Лукашенко заявил: мы вам это припомним, мало не покажется. И вскоре "обрадовал" прибалтов намерением перебросить свои экспортные грузы в российские порты, и эта операция уже начата.

Потеря восточной соседки для стран-балтийских сестер не смертельна, но весьма и весьма болезненна. Через Клайпедский порт в 2012 году, например, прошло двенадцать миллионов тонн разных белорусских грузов, половина из них – минеральные удобрения. По подсчетам специалистов, соседняя страна дает работу 12 тысячам портовиков и железнодорожников, работникам прочих обслуживающих предприятий, а Литва на этом зарабатывает более двух миллиардов долларов. Значительны объемы подобных грузов и в других прибалтийских портах. А общее снижение грузоперевалки в порту объясняется тем, что Клайпеда потеряла – и продолжает терять - некоторых крупных российских и белорусских экспортеров. В Клайпеде опасаются, что в это число вскоре может попасть и нефтяной терминал, который отгружает около шести миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, поскольку подобный комплекс недавно сдан в Приморске. Россия же, как известно, не хочет терять доходы от перевалки грузов, и в этом стремлении она не оригинальна.

"Заявление руководителя Белоруссии перебросить грузы в российские порты – серьезная угроза нашей стабильности, - рассуждает директор Клайпедского государственного порта по коммерции Артурас Друнгилас. - Под белорусские удобрения, колесную технику, нефтепродукты наши стивидорные компании построили специализированные терминалы, стоившие огромных денег. Что, теперь это все на свалку? Потеря объемов поставит крест на крупных инвестиционных проектах, таких, как сооружение глубоководного порта в открытом море. Однако у нас есть как минимум год – полтора, чтобы найти новые грузы, перестроить работу служб. Ведь и в российских портах новые комплесы тоже не построят за месяц, им, как и грузоотправителям, потребуется около двух лет, чтобы создать инфраструктуру, построить терминалы".

Однако действительность не сулит портовикам легкой жизни. Сейчас в прибалтийских, так и западноевропейских портах приличный избыток мощностей, серьезная борьба идет за каждую тысячу тонн грузов, тогда как российские действуют на пределе возможностей. Разумеется, можно бы действовать и согласованно, истинно по-партнерски, но о каком серьезном партнерстве может идти речь, если литовские политики до сих пор не могут избавиться от "детской" привычки ставить телегу политики впереди лошади экономики?

Когда Лукашенко озвучил свою договоренность с Путиным о замене прибалтийских портов на российские, в Литве поднялся вой находящихся тогда во власти консерваторов и прочих националистов о кознях имперской России, о батьке-диктаторе, поющем с чужого голоса, а патологический россияфоб, первый руководитель второй республики, а ныне евродепутат Витаутас Ландсбергис вылил очередной ушат грязи на восточных соседей и призвал "молиться за политических узников" в этих погрязших в диктатуре и тоталитаризме странах. Новое левое коалиционное правительство, пару месяцев назад пришедшее к власти, пока держит паузу, открыто не выступая против соседей, но выражает осторожную надежду на то, что экономика играет на их стороне и в Белоруссии это хорошо понимают.

Конечно, восточные соседи отлично разбираются в том, что выгодно, а что нет, но они отлично понимают и то, что нельзя атаковать страну с воздуха и в то же время надеяться на доброе отношение. Еще одно свидетельство недружественной позиции литовского руководства – так называемые "Зимние встречи", в шестой раз собравшие в литовский Тракай политиков и специалистов по международным отношениям, тон среди которых задают известные ненавистники России и прежде всего президент Литвы Даля Грибаускайте. "Встречи" проходят в эти дни, причем за закрытыми дверями, и справедливо задаться вопросом – что пытаются утаить от общественности эти "озабоченные" демократией американцы, англичане и прочие французы, за которыми – бомбардировки Югославии, Ливии, Ирака и Пакистана, тюрьма в кубинском Гуантанамо и прочие "гуманные" зверства?

И ничего удивительного в том, что главная тема этих посиделок - как остановить опасную Россию. Об этом прямым текстом заявил далеко не самый последний участник Крейг Кеннеди, глава Германского фонда Маршалла.

Валерий Мокрушин, Литва, специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС