Тренд меняется? "Нефтяная игла" должна стать благом при разумном использовании
О зависимости российской экономики от нефтегазового сектора всем известно. Экономисты уверенно заявляют, что практически на 60% бюджет России складывается из притока нефтедолларов и из налогов предприятий ТЭК. Придумано даже специальное выражение – "нефтяная игла" России. Однако в последнее время тренд на то, чтобы считать "нефтяную иглу" злом, медленно, но верно начал меняться. Об этом даже осторожно заявляют руководители нефтяных компаний, ведь присутствие их предприятий в регионах самым положительным образом влияет на экономическое развитие территорий. Впрочем, пока большая часть средств оседает в "нефтяную кубышку" либо выводится за рубеж и на модернизацию страны не идет. Так что же в итоге сегодня представляет собой нефтяная игла – благо или зло?
Россия занимает первое место по запасам газа, но на втором месте после США по добыче этого сырья. По запасам нефти РФ занимает восьмое место в мире, а вот по добыче – впереди планеты всей.
Использование поступающих в страну нефтедолларов едва ли можно назвать пороком, по крайней мере, тезис о том, чтобы отказаться от нефтяной иглы, взять и как-то вдруг диверсифицировать производство, можно назвать в корне неверным.
Поступающие в страну нефтедоллары не идут на модернизацию в целом промышленного комплекса. В лучшем случае они тратятся на модернизацию нефтегазового комплекса и поддерживающих производств.
Кроме того, львиная доля этих средств оседает в зарубежных оффшорах либо складывается в "нефтяную кубышку".
Отметим, что в совокупности в российской "нефтегазовой кубышке", в угоду которой Минфин ежегодно изымает из отечественной экономики свыше 3-5% ВВП (в лучшие годы 7-10% ВВП) и поддерживает хроническое недофинансирование экономики, ЖКХ, образования и здравоохранения, по состоянию на начало 2013 года без дела (!!!) лежит свыше 4,575 трлн рублей. Это эквивалентно 152,5 млрд долларов или 35% федерального бюджета России в 2012 года.
"Проблема в том, что наше руководство просто не знает, куда эти деньги можно потратить, чтобы получить прибыль, - заявил экономист Андрей Паршев в беседе с корреспондентом Накануне.RU. - Плюс к этому можно предполагать некую коррупционную составляющую. Например, если вы приведете в банк крупного клиента, то вы получите некую премию. А если вы приведете в виде клиента целое государство с несколькими миллиардами, то, соответственно, и премия будет немаленькая. Тут аналогичная и очень простая ситуация".
Еще один эксперт Накануне.RU - профессор, экс-министр геологии СССР Евгений Козловский убежден, что можно эффективно использовать "лежащие без дела" 35% федерального бюджета.
"Мы все имеем четкое представление о дутой экономике США, крайне неустойчивой экономике ряда стран Западной Европы. Вместе с этим, мы видим, как развивается Китай, Вьетнам, Индия и др. По-моему, мы обленились и не умеем делать грамотный анализ происходящих процессов, мы забыли, что эти же причины были в числе тех, по которым был разрушен СССР. Я уверен, что в нашей стране можно эффективно использовать "лежащие" под мизерные проценты свыше 30% федерального бюджета", - говорит он.
Евгений Козловский напоминает, что еще 40 лет назад доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта Советского Союза составляла 15,7%. В 2008 году эти же товары составляли 67,8% экспорта. Тем самым он опровергает миф о том, что сырьевая структура экспорта сложилась еще в советские годы.
"Степень зависимости российской экономики от сырьевого сектора – колоссальная. Она примерно в 1,5 выше, чем в годы СССР в 1980-е годы. Сейчас наш бюджет зависит от нефтегазовых доходов, если мы берем НДПИ, экспортные пошлины, акцизы и прочие, то получается 55-60%, а в годы Советского Союза эта зависимость была порядка 45-47%, а в 80-е годы не превышала 14%", - напоминает экономист Владислав Жуковский.
В абсолютных цифрах зависимость от "нефтяной иглы" российского бюджета вызывает опасение, но если посмотреть на российские города, приближенные к "нефтяной трубе", то они как раз демонстрируют стабильное развитие и рост благополучия населения на протяжении последних 5-10 лет. Так, быть может, "игла" – это благо?
"Безусловно, для некоторых российских регионов и городов так называемое "нефтяное проклятие", на самом деле, является благом. Даже если российская экономика продолжит загибаться, то для некоторых городов наличие нефтяной трубы будет являться конкурентным преимуществом. Например, для ЯНАО, ХМАО или Красноярского края", - говорит Владислав Жуковский.
Однако пока это программа "проедания" нефтедолларов, а не укрепления экономики и модернизации производства на территории страны. Сырьевая зависимость еще больше расширяется, и никаких структурных сдвигов в этом отношении не произошло, хотя для этого были все предпосылки. Россия продолжает оставаться сырьевой колонией.
"Нефтяная игла" – это, конечно, добро! Но надо уметь его использовать для блага людей, - считает профессор Евгений Козловский. - Я считаю, что "сырьевая экономика" России - это великое преимущество, дар свыше! А вот умение использовать эту экономику легко заработанных (в первую очередь, нефтяных) денег для прорыва, технологического совершенствования государства - это задача руководства страны. На этом "оселке" проверяется их умение государственного управления и уровень профессионализма! Не в этом ли главный корень наших бед в течение двадцати лет?!".
Он также отмечает, что решение задачи, поставленной руководством страны по увеличению к 2020 году ВВП страны по сравнению с 2005 годом как минимум в 2,5-3 раза, требует увеличения объемов использования минерально-сырьевых ресурсов в 1,5-2 раза.
"Но при сохранении существующих темпов и системы воспроизводства минерально-сырьевой базы обеспеченность запасами снизится до критического уровня. Это может привести к серьезным ограничениям экономического роста. Для выхода из состояния минерально-сырьевой ограниченности, с учетом инерционности цикла "геологоразведка - подготовка запасов - использование минерально-сырьевой базы", потребуется не менее 15 лет даже при интенсификации общегеологических, поисковых и разведочных работ", - говорит он.
Эксперты сходятся в том, что сейчас для превращения проклятия "нефтяной иглы" в благо руководство страны не делает серьезных шагов в макроэкономической политике.
"В этом отношении правильными были слова по поводу модернизации экономики и технического перевооружения производства, но пока дальше слов дело не идет. Это видно по антимодернизационному бюджету РФ, который был принят на ближайшие 3 года, по введению бюджетного правила, которое искусственно провоцирует бюджетный дефицит и из-за чего государство влезает в новые долги, сохраняет серьезный дефицит денег в экономике. Плюс наиболее отчетливо о структурной деградации свидетельствует тот факт, что доля нефтегазового экспорта не только не снижается, но и растет", - констатирует Жуковский.
Отметим, что курс на модернизацию промышленности и производства в России был взят несколько лет назад, однако нефтегазовый сектор продолжает быть главным налогоплательщиком в госбюджет. Вот только теперь главным налогоплательщиком стала "Роснефть", а не "Газпром".
"Хоть "Газпром" и считается национальным достоянием, но это достояние для очень узкой группы лиц, для его топ-менеджеров, для его акционеров", - отмечает экономист Жуковский. "Газпром" платит налоги как минимум в 2,5 раза меньше, чем другие компании. Объясняется это якобы тем, что у "Газпрома" выше социальная ответственность и социальная функция по газификации регионов, однако это осуществляется отнюдь не за счет внутренней эффективности монополии, а за счет рядовых россиян и промышленности. "Безусловно, "Газпром" превратился во внутренний карман некоторых чиновников. Не секрет, что из средств "Газпрома" финансировались те или иные выборные кампании, сейчас ресурсы "Газпрома" используются для продвижения разных политиков на федеральном уровне или оплаты определенных кампаний", - говорит эксперт.
Вместе с тем глава компании "Роснефть" уже отчитался президенту, что по итогам ушедшего года государство, как основной акционер компании, получило 60 млрд рублей. Кроме того, "Роснефть" по итогам 2012 года заплатила 1,7 трлн рублей в бюджеты разных уровней, что позволило ей назвать себя главным налогоплательщиком России.
И, несмотря на столь внушительные вливания в российский бюджет, средства нефтегазового сектора продолжают складываться "про запас", а модернизация промышленности продолжает буксовать.
"Несмотря на позитивные изменения в риторике властей, реальные действия финансово-экономического блока правительства не позволяют достичь тех целей, которые ставит президент и которые необходимы для "слезания" России с "нефтяной иглы", - делают вывод эксперты.