19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

За прибалтийскую "энергонезависимость" заплатит народ

В Литве завершился конкурс компаний, объявленный на разведку сланцевого газа, министерство энергетики объявило победителя – американского трансгиганта Сhеvron, у которого, спору нет, богатейший опыт эксплуатации заокеанских недр. Объявлена перспективная площадка для исследования – один из юго-западных районов. В правительстве с этим газом связаны большие ожидания, он, в частности, призван решить проблему газовой самодостаточности. А то, что экологи и районное самоуправление солидарно выступили против, верховную власть особо не волнует: покричат и успокоятся. Однако аргументы у протестующих серьезные: Литва на 90%, в том числе и на юго-западе, получает питьевую воду из подземных источников, и разведка, а потом и возможная добыча сланцевого топлива может отравить эти родники, ведь неслучайно в Западной Европе, где тоже есть подобные сланцы, не спешат с их использованием.  

Литовская власть - и левые, и правые в этом солидарны - строит государство, полностью независимое от "вечного врага", в качестве которого с первых дней существования второй республики безоговорочно проходит Россия, которая и в прошлом причинила много горя маленькой, но гордой Литве и которая и сейчас представляет страшную опасность для "земли Марии", для ее независимости. Но попробуйте отгородить Литву от восточных соседей непроницаемым для всех видов коммуникаций забором – в течение полугода она полностью рухнет, потому что совокупный экспорт-импорт более чем на половину завязан на России, а еще одна треть, по утверждениям "батьки" Лукашенко, на Белоруссии. Практически весь объем нефти и газа поступает в Литву из России, как и большая часть электроэнергии (вспомним, еще четыре года назад, до закрытия вполне работоспособной Игналинской атомной электроцентрали, Литва сама поставляла ее за рубеж, получая неплохие деньги).

Россия аккуратно исполняет заключенные договора, за все годы не было ни одной претензии литовского получателя к поставщику газа, нефти или электричества. И все же любой, даже немного ориентирующийся в экономике скажет, что зависимость от одного поставщика, каким надежным он бы ни был, не самый оптимальный вариант, ведь жизнь, природа выделывают порой такие фортели, что диву даешься. Однако и в этих условиях говорить об энергонезависимости – по меньшей мере проявление примитивного политиканства.

Тем не менее, оно в прошлом году обрело в Литве ранг государственной политики: Сейм принял Национальную стратегию энергетической независимости. Это большой и комплексный документ, в нем можно выделить три основных направления: сооружение Висагинской атомной электростанции, электрические "мосты" с Польшей и Швецией, строительство терминала сжиженного газа в Клайпеде.

Вместе с прошедшими минувшей осенью парламентскими выборами в Литве состоялся и так называемый совещательный референдум по Висагинскому атомному энергоузлу, 62% участников голосования высказались против этого затратного объекта. Однако это не мешает Дале Грибаускайте, главе государства, утверждать, что точку тут ставить рано, что народ был обманут противниками этого проекта, что атомная станция станет, как сказочная курочка, в течение полувека нести для народа золотые яйца... Президентская упертость дала повод масс-медиа предположить некую заинтересованность Грибаускайте в этом колоссальном проекте, оцениваемом более чем в пять миллиардов евро, – шапка явно не по сеньке с ее менее чем трехмиллионным населением. Более прагматическую позицию занимает Альгирдас Буткявичюс, премьер-министр нового левого кабинета: строить новый ядерный реактор можно только в случае экономической пользы, специально созданная комиссия огласит выводы через пару месяцев, тогда и будет принято окончательное решение.

Однако и ранее, и теперь глава кабинета однозначно выступает против варианта, предложенного прежним правительством консерваторов и горячо поддерживаемого президентом, в котором главным стратегическим инвестором и исполнителем работ выступала японская "Хитачи" в связке с американской "Вестингауз Электрик", что и объясняет откровенную заинтересованность, граничащую с завуалированным давлением со стороны США. Эксперты склоняются к тому, атомный проект, в конце концов, будет похоронен – маленькой стране, которая до сих пор полностью не оправилась от кризиса, он попросту не по карману. Из-за отсутствия финансов сложилось поистине катастрофическое положение с уже закрытой атомной станцией, с демонтажом ее реакторов и утилизацией ядерного топлива, и Евросоюз в три раза сократил финансирование этих работ.

Строительство электрических "мостов" между Польшей и Швецией тоже повисло в воздухе. Зачастую разговоры о евросолидарности на деле оказываются не больше чем красивой фигурой речи, попросту демагогией. Шведы, у которых электричества в избытке, намекают литовцам: утром деньги, вечером стулья, то есть дорогостоящую энергосмычку должен оплачивать заказчик. А у Литвы лишних миллионов евро нет.

Польша, в отличие от заморской Скандинавии, рядом, за соседним холмом, и электросоединение тут стоит на порядок меньше. Но на пути партнеров по Евросоюзу и союзников по НАТО встала... политика: все значимые для двух стран проекты были приостановлены до тех пор, пока, по заявлению главы правительства Польши Дональда Туска, литовские власти не договорятся с общиной этнических поляков. Поляки считают себя коренными жителями Виленщины, сейчас они являются самым крупным национальным меньшинством – их более трехсот тысяч, на востоке страны они составляют более восьмидесяти процентов жителей, и с учетом этих факторов выступают за право учить детей в детских садах и школах на родном языке, пользоваться родными польскими фамилиями, а главное – вернуть хозяевам и их наследникам недвижимость и землю, цена которой в столичном округе в последние годы взлетела до небес и которой чиновники распоряжаются по своему усмотрению (русской общине, по численности совсем немного уступающей братьям-славянам, такой боевитости только остается завидовать). Новый литовский кабинет поначалу говорил о важности межнационального согласия, о необходимости компромисса, но под давлением националистических сил, прежде всего консерваторов, второй по численности партии в Сейме, исходящих пеной по поводу "национальной капитуляции", угрозы языку и вообще титульному этносу, согласие и компромиссы с нацменьшинствами с повестки дня сняты.

Безусловным приоритетом и прежнего, и действующего правительства остается терминал сжиженного природного газа, подготовка к его сооружению вовсю идет в Клайпеде. Огромное судно, ошвартованное у причала, должно принимать топливо с газовозов и превращать жидкий продукт в газообразный и подавать его в газопровод. Мощность установки – до 3 миллиардов кубометров в год, что почти полностью покроет потребности. В министерстве энергетики приводят такие выкладки: сейчас "Газпром" поставляет голубое топливо по цене более 500 долларов за кубометр, а сжиженный в том же Катаре можно купить в два раза дешевле. Ну, цена катарского продукта тоже меняется, но ведь правильно в пословице подмечено: за морем телушка полушка, да рубль перевоз. Устройство терминала (его цена – около трехсот миллионов долларов), магистральный газопровод от Клайпеды, компрессорные станции - на круг получается полмиллиарда долларов, деньги для Литвы немалые. А вот мнение Юлюса Вясялки, бывшего министра экономики, депутата Сейма, месяц назад погибшего от несчастного случая: "Руководители "Газпрома" заявили: "Если будете строить региональный терминал, пригласите и нас в долю, мы охотно поможем, ибо это прерасный путь для экспорта в Европу. Да и вам будет выгода". У русских газа на сто лет хватит! Были бы деньги. Так нет – не хотим!"

Несмотря на фанфары, гремящие по поводу строящегося терминала, у власти есть сомнения в коммерческой состоятельности проекта, поэтому через парламент проведен закон, обязывающий преприятия покупать не менее четверти потребляемого газа у строящегося терминала. Закон вызвал бурные протесты промышленников, обвиняющих власти в нарушении рыночных законов, волюнтаризме. Ведь, если сжиженный газ окажется дороже газпромовского, производство будет нести убытки, потеряет в конкуренции, а это прямой путь к краху.

И что любопытно: терминал строится на деньги простых налогоплательщиков, для чего уже сейчас к цене кубометра накинули несколько центов. Казалось бы, пустяк при цене более чем в американский доллар для бытовых потребителей, но если помножить на сотни тысяч квартир и домовладений...

Любопытный вариант достижения газонезависимости предложил Евросоюз, тоже одержимый борьбой с "Газпромом", а по большому счету - и с Россией. Он предложил странам Балтии – Литве, Латвии, Эстонии – построить один большой газовый терминал, поскольку расходы в этом случае значительно сократятся. Литва гордо ответила отказом, объяснив это тем, что в этом случае велика опасность, что он тоже окажется под диктатом российского газового монополиста. И приводит пример: Латвия и Эстония сейчас получают газ на 15% дешевле, потому что пошли на сделку с "Газпромом" в отношении реализации требований третьего энергопакета Евросоюза, которым рекомендуется разделение бизнеса поставки и распределения. В этих странах, а также в некоторых других - Финляндии, например - сумели отложить эту болезненную операцию на более лучшие времена, а Литва вечно стремится успеть впереди паровоза: здесь у "дочки" "Газпрома", компании "Летувос дуйос", уже отнимают распределительные сети. То есть умение договариваться в Литве считают зазорным, порочным делом, унижающим национальное достоинство. Ведь все равно за амбиции политиков рассчитывается главный налогоплательщик – народ.

Валерий Мокрушин, Литва, специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС