Деньги будущих пенсионеров могут работать в интересах экономики
Владислав Жуковский о том, от чего зависит сохранность пенсионных накоплений россиян и куда лучше эти деньги вкладыватьВЭБ отчитался о результатах своей деятельности в 2012 г. и подвёл итоги управления пенсионными накоплениями россиян по итогам 2012 г. И, нужно признать, результаты удивили многих критиков как самого ВЭБа и ПФР, так и всей пенсионной системы. После целого ряда лет удручающе низкой доходности пенсионных накоплений российских граждан, которая не покрывала даже крайне политкорректную официальную оценку инфляции со стороны Росстата, ВЭБу удалось продемонстрировать весьма высокую доходность в 2012 г.
Согласно последнему опубликованному официальному квартальному отчёту ВЭБа, по итогам 2012 г. номинальная доходность института развития от управления пенсионными сбережениями россиян достигла 9,76% от среднегодовой чистой стоимости активов. Это практически в 1,47 раза превысило размер официальной инфляции, которая составила порядка 6,6% в предыдущем году. В 2011 г. доходность от управления пенсионными накоплениями россиян составила менее 5,47%, тогда как даже с учётом статистических манипуляций с составом потребительской корзины и приписок потребительские цены выросли на 6,1%.
Отметим, что из 128 млрд рублей суммарного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений 82,4 млрд составили доходы от переоценки активов (64,3%), 29,4 млрд рублей (22,9%) – дивиденды и проценты по ценным бумагам, а 16,1 млрд рублей (12,5%) получены за счёт получения процентов по банковским депозитам и средствам на счетах в кредитных организациях.
Другими словами, практически на 2/3 весь "рекордно и беспрецедентно высокий" финансовый результат по управлению накопительной частью пенсий, которым так активно гордятся и в правительстве, и в ВЭБе, обусловлен спекулятивной составляющей от переоценки, т.е. роста курсовой стоимости тех ценных бумаг, в которые вложены средства ВЭБа. Да, безусловно, было бы неправильно нивелировать заслугу управляющих самого ВЭБа, которые сумели в рамках действующего законодательства и инвестиционной декларации найти недооценённые ценные бумаги.
Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что эти доходы получены от конъюнктурных и спекулятивных колебаний котировок на финансовом рынке, которые сегодня сыграли на руку будущим пенсионерам, а завтра и послезавтра с такой же лёгкостью могут сыграть в обратную сторону и привести к обесцениванию и сгоранию накоплений россиян. Именно это мы видели в 1998 г. и частично в 2008 г.
Будущее пенсионеров в руках финансовой олигархии и "печатного станка"
Наиболее наглядно о конъюнктурном характере и чрезмерной неустойчивости нынешней системы управления пенсионными накоплениями россиян свидетельствует тот простой факт, что на протяжении практически 8 лет функционирования нынешней модели пенсионной системы (2004-2012 гг.) лишь 3 года (в 2006, 2009 и 2010 гг.) ВЭБу удалось продемонстрировать сравнительно высокие результаты по управлению средствами накопительной части пенсий и обогнать рост цен в экономике.
Иначе говоря, будущие пенсии и уровень жизни десятков миллионов россиян, которые в течение 15-40 лет выйдут на пенсию, находятся в прямой зависимости от того, будут ли крупнейшие Центробанки мира продолжать заливать международную валютно-финансовую систему вновь эмитированными "резервными" валютами или нет. А также от того, до каких пор будут продолжать надуваться пузыри на финансовых рынках и когда международные финансовые спекулянты решат сдуть пузыри. Уровень жизни будущих российских пенсионеров находится в прямой зависимости от решений финансовой олигархии Уолл-Стрит и владельцев "печатного станка.
Неудивительно, что Минфин и Банк России так настойчиво продвигают инициативу передачи всех средств так называемой "нефтегазовой кубышки", а также пенсионных накоплений и государственного долга под контроль вновь создаваемого коммерческого учреждения – Росфинагентства. Которое изначально предполагалось оформить в качестве самого обыкновенного акционерного общества. Судя по всему, российские либералы окончательно перестали скрывать, кто является их реальным, а не номинальным работодателем, и совершенно открыто готовятся приватизировать стратегические резервы России и средства пенсионеров в пользу транснационального капитала.
Мало того что в этом случае деньги пенсионеров будут работать в интересах стратегических конкурентов России и стимулировать научно-технический прогресс и модернизацию в США, ЕС и Японии. Принимая во внимание личные качества российских чиновников, степень их профессионализма и масштабы коррупции в высших эшелонах власти, накопления пенсионеров практически гарантировано частично или даже полностью сгорят во время очередного финансового кризиса. Который будет использован международными банками и ТНК с целью перераспределения глобальных активов и прибылей в свою пользу.
Имеет смысл напомнить, что согласно действующему законодательству ВЭБ в качестве государственной корпорации (т.е. института развития) управляет пенсионными накоплениями россиян, которые не перевели их в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По состоянию на конец 2012 г. численность не написавших соответствующие заявления граждан (так называемых "молчунов") составляла порядка 60 миллионов человек. Что эквивалентно практически 75% от всех участников пенсионной системы РФ.
Буквально на днях, 7 февраля, также стало известно, что в 2012 г. заявления на перевод своих накоплений в НПФ написали еще 6,9 млн россиян, которые благодаря подобному шагу хотят повысить доходность своих накоплений. Устав от обесценения своих накоплений, россияне готовы пойти на этот шаг, даже несмотря на существенно более высокие риски частных управляющих компаний, которые, судя по целому ряду скандалов, уже успели выстроить весьма эффективные схемы по выводу прибылей от управления пенсионными накоплениями в оффшорные гавани.
Пенсионные накопления должны работать на экономику России, а не на карман спекулянтов
Безусловно, уже давно назрела острая необходимость радикального пересмотра инвестиционной стратегии управления накопительной частью пенсии россиян. Властями поставлены совершенно правильные цели и задачи по модернизации экономики, реиндустриализации, отраслевой диверсификации промышленности и форсированного подъёма наукоёмких производств.
Даже в самых высоких коридорах власти начинают понимать, что без форсированного наращивания капитальных вложений в модернизацию находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры и развития наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности Россия обречена на окончательное превращение в "банановую республику". И накопительная часть пенсий россиян может стать одним из весьма действенных источников долгосрочных финансовых ресурсов для осуществления обещанной президентом реиндустриализации страны.
Согласно оценкам директора департамента доверительного управления ВЭБа Александра Попова, в 2013 г. госкорпорация увеличит свои вложения в инфраструктурные облигации с 50 до 200-300 млрд рублей. По имеющейся информации, в настоящий момент совокупные инвестиции института развития в инфраструктурные облигации составляют менее 90 млрд рублей, что эквивалентно не более 5% портфеля банка. По словам Попова, в ушедшем 2012г. ВЭБ инвестировал средства россиян в облигации РЖД, Федеральной сетевой компании (ФСК) и "Транснефти". А уже в текущем году ВЭБ может выкупить долговые бумаги РЖД на сумму свыше 100 млрд рублей, если это одобрит наблюдательный совет госкорпорации.
Да, безусловно, вложение части средств пенсионных накоплений в корпоративные долговые бумаги крупнейших инфраструктурных компании России благое дело – они позволяют создать базу для финансирования долгосрочных капиталоёмких инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации транспортной, энергетической и нефтегазовой инфраструктуры. Однако этого недостаточно. Крупнейшие госкомпании и так не испытывают серьёзного дефицита денежных ресурсов – они имеют возможность извлекать колоссальные сверхприбыли от эксплуатации природно-сырьевой и монополистической ренты.
Уже давно пора вывести пенсионные накопления россиян из спекулятивных операций на российском фондовом рынке и направить их на реальную модернизацию инфраструктуры, расширение капитальных вложений в наукоёмкие производства и финансирование приоритетных направлений научно-технической и промышленной политики (которых, к огромному сожалению, просто не существует в современной России). В этой связи имело бы смысл направить накопительную часть пенсий россиян на приобретение долговых бумаг крупнейших российских естественных монополий и инфраструктурных компаний.
Основу инвестиционного портфеля пенсионного фонда должны составлять именно долгосрочные ценные бумаги крупных инфраструктурных компаний, которые, помимо прочего, должны входить в так называемый ломбардный список Банка России и приниматься в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
Для того, чтобы деньги Пенсионного фонда действительно стали действенным инструментом финансирования модернизации экономики, отраслевой диверсификации промышленности, преодоления инфраструктурного кризиса и повышения конкурентоспособности отечественной несырьевой наукоёмкой промышленности, необходимо, чтобы ПФР не просто приобретал долгосрочные ценные бумаги крупных отечественных инфраструктурных и инновационно активных промышленных предприятий (со сроком погашения не менее 10 лет), но и по возможности держал их до погашения. То же самое касается и операций Банка России по рефинансированию банковского сектора и экономики, которому в своей деятельности имеет смысл ориентироваться на опыт ведущих центральных банков мира – ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии, Банка Швейцарии т.д.
Благодаря реализации подобных подходов к эмиссионной политике и переориентации каналов формирования первичного денежного предложения (денежной базы) с внешних источников на внутренние возникнет возможность создать фундамент долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, которые благодаря инвестиционному мультипликатору приведут к расширению долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Одновременно с этим в качестве действенного инструмента финансирования инфраструктурных проектов имеет смысл рассмотреть возможность использования части пенсионных накоплений россиян в качестве адресных целевых кредитов крупнейшим государственным корпорациям, имеющим статус институтов развития.
При этом ни о каком более или менее заметном расширении государственного долга не может быть и речи. Во-первых, совокупный размер средств накопительной части пенсий, находящихся под управлением ПФР, не превышает 1,31 трлн рублей, что составляет менее 2% ВВП. А, во-вторых, государственные гарантии и поручительства априори являются забалансовыми операциями и не отражаются в общей величине государственного долга.
Помимо того, что предоставление государственных гарантий и поручительств помогло бы существенно снизить процентную ставку, под которую ПФР мог бы предоставлять долгосрочные кредитные ресурсы инфраструктурным предприятиям.
Быть "молчуном", вкладывать в НПФ или...
Провал пенсионной реформы, о котором были вынуждены публично заявить и президент, и председатель правительства, наглядно продемонстрировал уровень профессионализма российских правительственных чиновников в целом и вменяемость финансово-экономического блока в частности. Даже "рекордная" доходность от управления средствами "молчунов", которую сумел продемонстрировать ВЭБ в 2012 г., существенно ниже, чем ставка по банковским депозитам даже в крупнейших банках России.
В настоящий момент даже крупные госбанки могут предложить доходность по долгосрочным депозитам сроком свыше 3 лет в размере не менее 11-12% годовых, что превышает среднюю доходность от управления пенсионными накоплениями со стороны ВЭБа как минимум в 2 раза. И в 1,5 раза выше доходности, которую демонстрируют частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В этой связи в принципе не понятно, с какой стати будущие пенсионеры должны доверять свои пенсии признанной провальной пенсионной системе и доверять свой будущий уровень жизни в руки крайне некомпетентных и профессионально непригодных правительственных чиновников.
Одна часть которых (в лице либералов из Минфина и Минэкономики) ещё в начале 2000-х годов разработала и реализовала изначально нежизнеспособную пенсионную реформу, в которой накопления россиян сгорают ускоренными темпами. А другая часть (в лице Медведева и примкнувших к нему вице-премьеров Шувалова и Дворковича) на протяжении 8 лет в упор не замечала неадекватность всей пенсионной системы и вспомнила про неё только тогда, когда стало понятно, что дефицит Пенсионного фонда рискует подорвать всю бюджетную систему.
Да, безусловно, есть вероятность банкротства частного банка. Однако вклады всех банков, участвующих в системе страхования вкладов, гарантируются государством и подлежат компенсации в полном объёме с учётом накопленных процентов. Нужно понимать, что в случае повторения финансовой катастрофы по образцу дефолта 1998 г. рухнут не только частные банки, но также госбанки и сам Пенсионный фонд России. И спасать придётся всех. В том числе вкладчиков сбербанка и ПФР. Скорее всего, как показал опыт 1998 г., спасать не будут вообще никого. Так что риски практически одинаковые, тогда как доходность отличается в разы.
Для более консервативных граждан вполне подойдёт вариант разбивки накоплений на равные доли размером менее 700 тыс. рублей и их вложения на долгосрочные депозиты в госбанках. В таком случае доходность вложений может составить не менее 11-12% годовых. Более склонные к риску россияне могут попробовать разбить свои накопления на большее число долей с меньшей суммой и положить их на депозиты в 7-10 банков из списка первых ста крупнейших кредитных организаций. В таком случае средняя доходность при весьма небольших рисках составит как минимум 14-15% годовых. В таком случае имеется хоть какая-то надежда гарантировать себе приемлемый уровень жизни в старости.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU