Идет неоколонизация Африки
Тунис два года служил апологетам "арабской весны" доказательством того, что вызванные ей перемены в регионе могут идти в позитивном и мирном ключе. Как оказалось, и здесь не обошлось без крови жертв. Политическое убийство популярного в стране политика, марксиста и социалиста Шокри Белаида спровоцировало беспорядки по всему Тунису, в результате которых погиб офицер полиции. Военный корреспондент и известный журналист-международник Николай Сологубовский, недавно вернувшийся из Туниса, где он собирал материал для книги о событиях двухлетней давности, рассказал Накануне.RU о том, что сейчас происходит в стране, какие силы вступили в противоборство и какую судьбу готовят "поствесенней" Африке.
Вопрос: Николай Алексеевич, вы недавно вернулись из Туниса и некоторые вещи наблюдали своими глазами. Что, по-Вашему, сейчас там происходит, с чем связаны беспорядки и забастовки и какую роль тут играет недавнее убийство оппозиционера Шокри Белаида?
Николай Сологубовский: Шокри Белаид был очень сильной, яркой личностью в жизни Туниса. Его убийство 6 февраля потрясло страну. Ведь такого в последние годы не было! Я только что вернулся оттуда, снимал, фотографировал и писал о второй годовщине революции в Тунисе и видел, что происходит. И вдруг – политические убийство! Одного из лидеров тунисской оппозиции! Тунисцы негодуют и винят правительство. Крупнейший в стране профсоюз призвал к всеобщей забастовке - все забастовали, от промышленных центров, таких как Сфакс, до маленьких городков, вроде Сиди-Бузида, где после самосожжения безработного Мохамеда Буазизи 17 декабря 2010 началась так называемая "арабская весна", которая к весне никакого отношения не имеет! К сожалению, надо отметить, что демонстрации протеста 6-7 февраля под политическими лозунгами отставки правительства переросли в столкновения с полицией. Всегда сразу появляются хулиганы, бандиты, экстремисты, и во время стычки с бандой мародеров, которая хотела разграбить магазины в районе Баб-аль-Джазира, был убит камнем офицер полиции, отец четырех детей.
Вопрос: Шокри Белаид – что это был за человек, почему его убийство стало таким резонансным событием?
Николай Сологубовский: Это человек левых взглядов, атеист, начинал как марксист-социалист, всегда был в оппозиции к Бен Али и никогда не скрывал своих взглядов. Он был адвокатом, он знал закон, собственно и главный его лозунг был - главенство закона. Все должно быть в рамках закона. Это – основа демократии. Люди считали его лидером тунисской оппозиции.
Вопрос: Как произошло это убийство?
Николай Сологубовский: 5 февраля, буквально накануне своей гибели, он выступил с резкой критикой исламистов из Партии возрождения. И в результате эта страшная драма для всего Туниса: он убит у порога его дома, четыре пули, стрелял наемный убийца, которого увез с места преступления его сообщник на мотоцикле. Тунис потрясен. Это второе политическое убийство за всю историю Туниса, после убийства видного активиста Фархата много лет назад….
Вопрос: Какие версии убийства уже высказываются?
Николай Сологубовский: Большая часть того, что высказывается в СМИ и политиками, - это обвинения в адрес Партии возрождения, и для этого есть серьезные основания. В Министерство внутренних дел неоднократно поступали жалобы Шокри Белаида на высказываемые против него угрозы. Ему угрожали открыто 2 февраля в городке Зарзиз, 5 числа тоже звучали угрозы, а 6 они были приведены в исполнение. Закономерный вопрос задают тунисцы: неужели нельзя было обеспечить безопасность этого виднейшего политического деятеля? Налицо огромное упущение. Но сейчас министерство внутренних дел говорит: "Мы не имеем права никого обвинять, пока идет следствие". Спорить с этим трудно, было бы неправильно повесить сейчас на кого-то всех собак. Но вопрос в том, найдет ли полиция заказчиков этого политического убийства. Организаторы таких подлостей тщательно прячут концы в воду, убирая самих убийц.
Вопрос: И как реагирует на эти обвинения правящая партия?
Николай Сологубовский: Правящая исламистская Партия возрождения отрицает свою причастность к убийству Шокри. Премьер-министр Джебали, который является генеральным секретарем этой партии, осудил это политическое убийство и предложил распустить нынешнее правительство, которым все недовольны, и создать "малое правительство технократов", "правительство национального единства". Однако сама его партия отказалась распустить правительство. Из аппарата президента поступила информация, что президент Туниса не получил никакого письма об отставке премьер-министра и никаких предложений по формированию малого кабинета технократов. Отмечу, что состав нового правительства в любом случае должен быть одобрен парламентом, Национальной учредительной Ассамблей, в котором исламистская партия имеет 89 мест из 217! В парламенте она выступает в союзе с двумя левоцентристскими партиями, одна из которых, Конгресс за Республику, возглавляется Марзуки, президентом страны. Марзуки тоже заклеймил это политическое преступление. Шокри Белаид был его другом, он тоже, как оппозиционер, прошел тюрьмы… Убит человек, который был одним из самых близких людей Монсефу Марзуки. В политических баталиях, которые сотрясают Тунис, он занимает очень сдержанную позицию, пытаясь быть действительно президентом всего Туниса, всех тунисцев.
Вопрос: Получается, это убийство усугубило политический кризис? Чем недовольно население?
Николай Сологубовский: За два года после событий января 2011 года ни одна проблема не решена, вот почему тунисцы недовольны. Все проблемы, которые были до прихода к власти Партии возрождения, остались. Более того, они обострились: экономику лихорадит, мал приток инвестиций, да еще активизация экстремистов-салафитов… Ну кто виноват? Сначала власти смотрели на салафитов сквозь пальцы, и вот дошло до политического убийства.
Когда я был в Тунисе, я встречался со многими людьми, в том числе и с простыми горожанами. Центральная Авеню Бургиба в столице - это такой большой "гайдпарк", где горожане встречаются, обсуждают проблемы, спорят, высказывают самые противоречивые мнения. Спорят там очень серьезно, даже на высоких тонах, но без рукоприкладства. Многие, кого я встречал, поддерживали идею смены правительства, стоящего у власти, однако – в рамках закона, без какого-то религиозного или революционного радикализма. Да, тунисцы говорят: "Если не будет подвижек или изменений к лучшему, мы опять сделаем революцию". Каким образом? По-тунисски! Демократическим путем, через выборы и на выборах, как было в октябре 2011 года, когда тунисцы голосовали именно за исламистов. Они дали им шанс в надежде, что исламисты поведут страну к светлому будущему, но не вышло. Просто быть оппозиционером – это одно, но власть иметь в руках и ею распорядиться в интересах общества – это другое. Например, Марзуки, честнейший человек, под каждым словом, когда он говорит о свободе слова, правах человека, демократии, можно подписаться, но есть реальные проблемы, экономические, социальные, которые надо решать. Да, слова о защите демократии нужны, полезны, но надо защищать и простых граждан от произвола полиции и чиновников, и видных общественных деятелей, "сливки общества", как говорят французы.
Вопрос: Можно ли сказать, что теперь и Тунис идет по пути дестабилизации?
Николай Сологубовский: Вспомним события двухлетней давности, когда народное возмущение достигло такой степени, что окружение президента, включая его офицеров, заставили его покинуть страну. В результате кто пришел к власти? Тот, кто в январских событиях 2011 года вообще не участвовал! Интересная деталь, не правда ли? Народ выбрал тех, кто еще не был "испачкан политикой". Когда я был в Тунисе во время выборов, как наблюдатель, журналист и фотограф, тунисцы говорили мне – "мы голосуем за тех людей, которые себя не запятнали". И они проголосовали за исламистов, которые были в оппозиции и имели чистые руки, но голосовали за них с надеждой, что они покажут, что они, исламисты, могут управлять страной, что у них есть опыт и умения. Прошло время, и мы видим полное недовольство тунисцев работой правительства и результатами действия этого правительства. Поэтому и звучит лозунг – "правительство в отставку".
Вопрос: Вы обмолвились, что имеет место активизация салафитов, какую роль они играют в этих событиях?
Николай Сологубовский: Это так называемые радикальные салафиты. Они уже "отличились" тем, что разрушают святыни истории страны, святыни ислама: марабуты, могилы святых людей. Например, я прекрасно помню марабут в Сиди Бу Саиде. Это маленький бело-голубой городок, который очень любят посещать туристы, в том числе и россияне. И вот святыню в нем подожгли отморозки, причем полиция сразу вышла на преступников: это оказались салафиты. Тунисская пресса обратила внимание, что во время пожаров пострадали и сами книги Корана. Для преступников нет ничего святого! Всего в стране уже пострадали от рук салафитов 38 мавзолеев и святых мест. Такая же политика разрушения святых мест ислама наблюдалась в Мали, наблюдается в Ливии, оккупированной пронатовскими элементами, наблюдается также в других арабских странах, где у салафитов развязаны руки.
Но отличие Туниса в том, что когда салафиты сбросили маски и начали и запугивать граждан, и сжигать марабуты, мавзолеи и даже Коран, то единодушным ответом и от умеренных исламистов, и от оппозиционных партий стало их осуждение. Салафиты сами поставили себя вне общества! Поэтому я думаю, что если еще поступят доказательства, что и за убийством Белаида скрываются салафиты, на их политической репутации можно будет поставить крест. Среди различных тунисских партий, в самом туниском обществе много патриотов своей страны, которым такая эскалация просто не нужна. И они не будут сидеть, сложив руки, или ожидать кары небесной.
Интересно прозвучало заявление представителя президента страны, что в данной ситуации это убийство никак не выгодно Партии возрождения. Уверен, что простые тунисские исламисты не имеют никакого отношения к этому убийству. Но убийство это произошло, значит, какой-то дьявольский план существует, план внешних сил, план антитунисский, антиарабский и, подчеркну, антиисламский, для того, чтобы продолжить то, что мы уже много раз осуждали: кому-то надо, чтобы в арабских странах был хаос, бардак. Кто-то очень хочет, чтобы тунисцы убивали тунисцев, ливийцы - ливийцев, сирийцы - сирийцев.
Очень важно сейчас, что в Тунисе звучат призывы к благоразумию. И это звучит на самых различных уровнях в тунисском обществе.
Вопрос: Чей дьявольский план?
Николай Сологубовский: Запада…
Вопрос: И в чем он состоит?
Николай Сологубовский: В данном случае я обращаюсь к журналисту Тьери Мейсану, у него гораздо больше фактов и оснований, поэтому я и ссылаюсь на его статью. Он считает, что идет неоколонизация Африки через марионеточные правительства, через марионеточных политиков, как в Мали. Естественно, для авторов плана - обязательно присутствие войск НАТО, создание новых военных баз. Американцы уже создают свою базу для беспилотников в Нигере. Именно поэтому в арабских странах наблюдается эскалация конфликтов и уничтожаются такие независимые, прогрессивные, светлые личности, как Шокри Белаид.
Вопрос: Если вернуться к убитому Шокри Белаиду, вы сказали, что он марксист, левак и при этом лидер тунисской оппозиции. Между тем, принято считать, что общественные волнения, которые мы наблюдаем, как раз направлены против социалистических режимов, которые сформировались в странах Африки и Ближнего Востока.
Николай Сологубовский: Неолиберализм, который западные страны попытались навязать через такие режимы, как режим Бен Али, как режим Мубарака. Какие идеи можно противопоставить неолиберализму, кроме социалистических идей, кроме идеи свободы, равенства и братства?
Исторически так получилось, что идеи коммунизма, социализма себя дискредитировали, и их подталкивали к этому, в том числе и в странах Африки и Ближнего Востока, но если мы сейчас возьмем социальные проблемы, которые существуют не только в арабских странах, но и европейских, и посмотрим на то, какие пути решений предлагаются для этого, то это опять методы социализма, но не примитивного, не выхолощенного, как его подают буржуазные СМИ, а социализма как социальной справедливости. И запрос на справедливость социальную все больше и больше захватывает и сплачивает и тунисцев. Эта страна все дальше уходит от эйфории так называемой "арабской весны", которая ни к арабам, ни к весне отношения не имеет.
Вопрос: Но на манифестации выходят леваки, так получается?
Николай Сологубовский: На манифестации выходят люди самых различных взглядов. У всех есть проблемы, я видел тысячи лозунгов, у всех они свои, но чаще всего это лозунги о социальной справедливости: достойной оплаты труда, возможности работы по профессии и так далее.