"Ядерное оружие возвращается как основной фактор международной политики"
Китаю и Японии выгодно развитие ядерной программы КНДРСеверная Корея в очередной раз "взорвала" мировую общественность. По официальным данным, в КНДР было проведено третье подземное испытание ядерной бомбы, "более компактное и более мощное", взрыв оценивается в 6-7 килотонн. Реакция мирового сообщества не заставила себя ждать – большая часть крупнейших держав мира обрушились с жесткой критикой, некоторые из них предложили разработать новый пакет санкций против Северной Кореи, а президент Обама подчеркнул, что соблюдение международных договоренностей – "единственный способ обеспечить свою безопасность". Между тем, Южная Корея уже заявила о размещении на границе с КНДР крылатых ракет, способных достичь любой точки северного соседа.
О том, почему КНДР упорно развивает свою ядерную программу, а Китаю и Японии выгоден этот процесс, рассказал Накануне.RU заместитель руководителя Центра консервативных исследований МГУ Валерий Коровин.
Вопрос: Северная Корея провела накануне третье испытание ядерного оружия, более компактного и мощного устройства, чем было ранее, так, во всяком случае, сообщает официальный Пхеньян. Факт взрыва подтвердили соседи и некоторые другие страны. Означает ли это, что ядерная программа КНДР – не пропаганда, а реальный активно развивающийся проект, который может стать фактором международной политики?
Валерий Коровин: Да, естественно. Ядерное оружие возвращается как основной фактор международной политики на мировую арену в связи с тем, что США не оставляют государствам мира больше никаких шансов на сохранение суверенитета, кроме ядерного оружия. Мы видим, что одна за другой лишаются суверенитета страны, не взирая ни на какие юридические, правовые нормы, касающиеся обеспечения международной безопасности, игнорируются решения ООН и мнение мирового сообщества в целом относительно того, правомерно или неправомерно действуют США сегодня во всем мире. США лишены легитимности, они лишены консенсусной поддержки государств мира и действуют вероломно, вызывающе, попирая все нормы, устоявшиеся правила, сложившуюся систему международной безопасности, выбирая по собственному произволу очередную жертву, лишая ее суверенитета, уничтожая легитимные и легальные правительства, ввергая целые народы и страны в хаос, гуманитарную катастрофу, приводя своими действиями к огромным жертвам.
На сегодняшний день единственное, чего еще боятся США, – это возможного ядерного ответа либо по своей территории, либо по территории их ближайших союзников. Ядерное оружие стало единственным фактором, которое хоть как-то приводит американцев в чувство и заставляет откладывать удар и десуверенизацию государств.
Вопрос: К Ирану это тоже относится?
Валерий Коровин: Северная Корея и Иран называются главными причинами, по которым американцы размещают элементы ПРО в европейских государствах. Решение "проблем" с этими государствами США постоянно откладывают, мы неоднократно слышали о том, что удар по Ирану произойдет то в 2011 году, то в 2012, что Северная Корея это то, что "не должно существовать" на карте мира, в силу своей агрессивности, нецивилизованности и непредсказуемости, по мнению американских экспертов. Тем не менее, Северная Корея все еще остается суверенным государством, в отличие от многих стран, которые не вели и не ведут ядерную программу, которые свернули ее, либо вообще являются союзниками США. Очевидным фактором сохранения суверенного государства все еще остается ядерное оружие, и Россия, ее руководство, как никто другой, понимает, чем бы обернулась американская агрессивная политика для России, если бы не остающийся в более или менее работоспособном состоянии ядерный потенциал. Поэтому то, что происходит в Северной Корее, – это очевидный, естественный жест, направленный на сохранение собственного суверенитета. Это еще и сигнал другим государствам о том, что возможность сохраниться напрямую связана с наличием ядерного оружия либо наличием ядерной программы, компонентов для ее создания – всего того, что приводит в сакральный ужас американское руководство и всякий раз отодвигает уничтожение того или иного государства, превращение его в очередную жертву американской агрессивной внешней политики.
Вопрос: Президент Обама отметил, что единственный путь для обеспечения безопасности КНДР - это "выполнять международные обязательства", хотя практика показывает обратное. Способна ли ядерная программа все же обеспечить определенную безопасность региона, на ваш взгляд, не спровоцирует ли она гонку ядерных вооружений в регионе на фоне ослабления США и усиления Японии и Китая?
Валерий Коровин: Понятие "гонка ядерных вооружений" применимо только к крупным стратегическим блокам и совершенно бессмысленно в региональном контексте. Гонка ядерных вооружений между Северной Кореей и Японией – это просто абсурд, потому что для того, чтобы им взаимно уничтожить друг друга, необязательно создавать ядерное оружие. Это локальные региональные государства и наличие ядерного оружия им необходимо лишь для прикрытия от более крупного, заведомо сильного врага, военные возможности которого многократно превышают военные возможности любых региональных государств. Ядерное оружие – это элемент глобального ответа, это стратегический фактор и на локальном, региональном уровне он совершенно бессмысленен. Наличие ядерного оружия в современном мире оправдано только одним – необходимостью защититься от вероломства заведомо сильного врага, гипердержавы, которой является США. Если оно и не позволит осуществить военную победу, то хотя бы максимально усложнит им последствия, усложнит картину мира в результате последнего самоубийственного жеста отчаяния – уничтожения своей страны и соседних стран, заражения региона или нанесения хоть какого-то ущерба, который будет иметь апокалиптические черты.
Вопрос: Вы считаете, что ядерная программа КНДР не несет угрозы никому, кроме США, и соседние государства напрасно "пугаются"?
Валерий Коровин: Вообще, ядерное оружие – это фактор, направленный исключительно против вероломства США, и никакой угрозы ядерное оружие Северной Кореи не представляет для той же Японии до тех пор, пока США не начнут агрессивную кампанию по уничтожению северокорейского государства. Вот в этом случае северокорейские вооруженные силы могут нанести по Японии как по союзнику США, если Япония декларирует себя таким образом. Во всех остальных случаях ядерное оружие для осуществления какой-то региональной экспансии не имеет смысла, так как его употребление делает непригодным к использованию завоеванные земли, а, значит, лишает всю кампанию одного государства против другого экономического или какого-то иного смысла или ресурсной целесообразности – нет смысла захватывать зараженную тобой же территорию. Поэтому, все, что делается в области ядерных вооружений, делается исключительно против США.
Вопрос: В ООН уже заявили, что начинают работу над новым пакетом санкций против КНДР. Эта страна десятилетия живет под огромным количеством санкций, изменят ли что-то еще несколько?
Валерий Коровин: В мире, где такое явление как международное право отправлено на помойку, санкции и любые разговоры о правовых ограничениях тех или иных государств не имеют никакого смысла и никакого значения. Все прекрасно понимают, что единственный фактор, который сегодня имеет значение – это фактор силы. Поэтому разговоры о санкциях – это попытка заболтать ситуацию и в очередной раз развести на болтовню особо доверчивых политиков тех или иных государств. Естественно, что никакие санкции не приведут никого к желаемой безопасности, к желаемой стабильности. Это прекрасно понимают и китайские политики, которые в последнее время все меньше хотят быть такими пассивными болванчиками в американских глобальных играх, изображая из себя идиотов, которые верят в заклинания о том, что только санкции помогут привести мир к благоденствию.
Вопрос: То есть Китаю выгодно иметь под боком еще одну ядерную державу?
Валерий Коровин: Китайские политики, как реалисты, заинтересованы в том, чтобы в регионе присутствовало государство, которое вызывало бы ужас у США и, тем самым, интерес к демонтажу этого региона у американских стратегов уходил на все более дальний план. Китайцы заинтересованы в том, чтобы у американцев вообще не дошли руки до тихоокеанского региона, чтобы они вообще забыли о его существовании и дали возможность самостоятельно полноценно развиваться. Чем большую опасность в головах американских военных стратегов будет представлять из себя Азиатско-Тихоокеанский регион, тем позже они обратят внимание на то, чтобы попытаться его как-то переформатировать на манер Ближнего Востока и Северной Африки. Таким образом, наличие ядерного оружия, неважно в какой точке, главное, чтобы она находилась в АТР – это тот фактор, в котором заинтересованы все страны этого региона, включая Японию. Она уже не может дальше выносить тех издевательств, которые осуществляют на ее территории американские оккупанты и только и думает о том, чтобы избавится от этой назойливой опеки американских военных, идущей от американских военных баз, находящихся на территории этой страны. В наличии ядерного оружия, его элементов или хотя бы намеков на ядерное оружие заинтересованы все страны региона.
Вопрос: Но ведь, для соседей Северной Кореи, как они уверены, представляет большую опасность не само по себе ядерное оружие, а ненадежные средства его доставки?
Валерий Коровин: Да, существует фактор некомпетентности. По сути, ядерные технологии – это опасная игрушка, с которой надо уметь обращаться и которая на сегодняшний день оказалась в руках ребенка, не очень хорошо понимающего, что это такое, с чем он имеет дело. Он крутит ее, вертит, пытается расковырять отверткой, постучать по ней молотком, чтобы понять, как она работает. Этот фактор может вызывать какое-то беспокойство, в том числе и российской стороны, но и эта проблема имеет свое решение. Методом проб и ошибок Северная Корея добьется наличия ядерного оружия, а она это открыто декларирует и всячески стремится к этому. Понимая это и пытаясь избежать негативных последствий, связанных с ошибками в достижении этого результата, Россия должна взять на себя функцию обеспечения ядерной безопасности для региона.
Вопрос: И что она должна сделать для этого?
Валерий Коровин: Просто разместить на территории Северной Кореи свою военную базу с элементами ядерных вооружений, тем самым прикрыв регион своим собственным ядерным зонтиком. С другой стороны, это обеспечит наличие ядерного вооружения на территории Северной Кореи, а также присутствие собственных специалистов, которые будут следить за его безопасностью, за его нормальным функционированием и за тем, чтобы "дети" не баловались с опасными игрушками и не пытались их самостоятельно использовать или ломать или бросить в ту сторону, куда не стоит бросать. Таким образом, и вопрос экологической безопасности, который возникает в силу попыток северокорейского руководства обеспечить себе ядерный щит, он тоже может быть решен.
Вопрос: Наверно, стоит предположить, что все окружающие страны будут весьма против размещения российской базы с ядерным оружием в "цитадели зла"?
Валерий Коровин: Оптимальным вариантом здесь могло бы стать привлечение специалистов не только из России, но и из Китая, который также может представить своих специалистов для обслуживания объектов ядерного прикрытия региона, а также Японии. Если это будет военная база, работоспособность которой будет обеспечиваться коалицией из государств дальневосточного региона, то это будет только в плюс, поскольку будет демонстрировать консолидированную позицию государств региона в отношении обеспечения собственной безопасности. Регион, получив некий ядерный щит совместного обслуживания и эксплуатации, далеко отложит какие-либо проблемы, связанные с американским вмешательством, американской агрессией против каких-либо государств региона.
Вопрос: Когда Ким Чен Ын пришел к власти, высказывались предположения о том, что, возможно, ядерный проект будет свернут, а новый руководитель страны, с западным образованием и т.д. будет более активно настроен на интеграцию с внешним миром. Выходит, эти предположения не оправдались? Ким Чен Ын все более активно и жестко заявляет о себе как о лидере независимой страны?
Валерий Коровин: Дело в том, что Ким Чен Ын, став руководителем, понял, что он может руководить и оставаться руководителем лишь в суверенном государстве. Если государство будет лишено суверенитета, то и от руководства и от него самого мало что останется. И здесь у него выбор невелик. При том, что он действительно образован и имеет представление о том, какими ценностями живет западный мир, вопрос перед ним стоит жестко: либо самосохранение и вот такое существование, либо полная капитуляция и исчезновение с карты мира Северной Кореи как таковой. И здесь он, если пойдет на любой коллаборационизм, он просто предаст усилия своих предшественников, своих родителей и предаст свой народ, который огромные жертвы положил на алтарь государственности Северной Кореи. У любого мало-мальски логически мыслящего руководителя не может быть здесь выбора – он должен отстоять корейский суверенитет любой ценой и сохранить государство как наследие нескольких поколений корейцев, поверивших вслед за Россией в коммунистическую мечту и движущихся по пути достижения этого исторического идеала построения "царства божьего на земле".
Вопрос: Однако, Россия-то разуверилась в своей мечте…
Валерий Коровин: Мы предали Северную Корею, бросив этот исторический эксперимент, не завершив его, оставив на произвол судьбы всех тех, кто вслед за нами двигался к этой абсолютной мечте. Российское политическое руководство повело себя непоследовательно, а Северная Корея продолжает героически и последовательно настаивать на своем, и Ким Чен Ын использует то лучшее, что он мог почерпнуть в западном образовательном каноне для усиления государственности. Мы можем видеть его в качестве примера стойкости, последовательности исторической адекватности. Конечно, под большим вопросом – на сколько хватит сил, воли и внутренней мобилизации у народа, который и так крайне истощен, не только в материально-экономическом смысле, но и морально. Он постоянно находится в одиночестве, под постоянным прессингом, под агрессивным нажимом государств, которые многократно превышают потенциал и военные возможности Северной Кореи, тем не менее, сумевшей не потерять лицо и предать идеалы.
Это можно сравнить только со сверхчеловеческим героизмом, и остается надеяться, что КНДР устоит и своим примером мобилизует, вдохновит, возможно, и российское политическое руководство на то, что лучше иметь свою повестку дня и пытаться навязать ее другим, пусть и сильным игрокам, нежели потерять лицо и как последняя тряпка болтаться в хвосте американского обоза, исполняя пожелания американского хозяина. Здесь Северная Корея может быть для нас примером абсолютной воли и последовательности своих действий.