"Курс на борьбу с плагиатом в вузах - следствие борьбы за власть в министерстве образования"
Высшую аттестационную комиссию сотряс в последнее время целый ряд публичных скандалов. Сначала всплыла история с многочисленными "липовыми" диссертациями в московском педуниверситете. В результате, руководство ВАК приняло решение отозвать более десятка ученых званий, присвоенных по результатам защиты в этом вузе. А сегодня официально из президиума ВАК был исключен ее недавний председатель Феликс Шамхалов. Накануне ему были предъявлены обвинения в мошенничестве на 1,5 млрд руб. Новый глава президиума ВАК Владимир Филиппов вполне может начать активный процесс по борьбе с плагиатчиками и фальшивыми степенями, об этом же говорил накануне премьер Медведев. Впрочем, эксперты не разделяют оптимистичных ожиданий на этот счет. Ведь, как припомнили журналисты, даже у президента страны кандидатская диссертация сдобрена приличной порцией плагиата.
О том, почему борьба с плагиатом в науке не станет долговременным трендом, о том, чем отличаются "липовые" диссертации в России и на Западе и о закономерности "процесса Шамхалова" рассказал Накануне.RU политолог, кандидат политических наук, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков.
Вопрос: Высшая аттестационная комиссия объявила жесткий курс на борьбу с плагиатчиками, сразу 10 человек были лишены на этой неделе ученых степеней, премьер-министр сказал, что надо отчистить науку от плагиата. Борьба с плагиатом становится еще одним трендом наряду с борьбой с коррупцией?
Сергей Марков: Мне кажется, что это разовый всплеск, связанный с борьбой в министерстве образования за власть. Министерство образования подвергается ожесточенной критике со стороны части образовательного сообщества, и для его дополнительной дискредитации используется вот эта вещь. Министерству образования показывают, что требуется очень серьезная чистка, необходимо с этим очень хорошо, подробно разобраться. Министерство образования считает, что поддержкой государства должны пользоваться ученые, а не бездарности, которые сумели хитроумно получить какие-то должности, занять высокие позиции. В этой связи, они бьются за легитимное право на чистку, я бы так сказал. И вот когда будет понятна позиция власти, будет ли министерство образования иметь право на чистку, либо наоборот министерство образования почистят, этот вопрос чуть-чуть отойдет в сторону.
Вопрос: Почему?
Сергей Марков: В целом, понятно, что общественное мнение против поиска коррупционеров в среде учителей, врачей и ученых. Общественное мнение полагает, что это псевдоборьба с коррупцией, а реальные коррупционеры находятся там, где госзаказ, где нефть, газ, где недвижимость, где финансовые потоки. Вот с коррупцией в этих сферах и надо бороться. А разговоры о коррупции среди ученых, врачей и учителей – это попытка уйти от реальной борьбы с коррупцией. Те, кто говорит о коррупции среди учителей, врачей и ученых, – защитник коррупции реальной. С точки зрения большинства населения, люди уверены, что пытаются пустить борьбу с коррупцией по ложному пути. Поэтому подобные инициативы не пользуются поддержкой населения, а значит, изначально обречены на то, чтобы заглохнуть.
Вопрос: Но проблема "липовых" диссертаций чиновников есть? Вот и Путину накануне СМИ припомнили историю с плагиатом в его кандидатской диссертации, хотя она обсуждалась еще семь лет назад…
Сергей Марков: Проблема с плагиатом у чиновников очень мала. Это глупость. У чиновников есть проблема не плагиата, а авторства, когда не они сами диссертацию пишут. Это доказать достаточно трудно. Большие чиновники обладают диссертациями невысокого качества, на "троечку", но при этом, написанными не ими. Может быть, исполнители в чем-то и халтурят, но помощники чиновников, которые принимают заказ, сами проверяют на плагиат, делают такие проверки. А плагиатом пользуются, условно говоря, домохозяйки. Вот поступила девушка в аспирантуру, родила ребенка, время заканчивается, она не успевает, ребенком нужно заниматься, поэтому она и позволяет себе что-то такое. А у чиновников плагиатных работ найти много не удастся, хотя еще раз повторю, многие были написаны не ими. Но это уже другая проблема – проблема серого рынка диссертаций. Вот по этой причине по пути поиска плагиата трудно идти – доказать сложно будет.
Вопрос: Феликсу Шамхалову предъявили обвинение в хищении 1,5 млрд руб., при этом его биография тоже немало вопросов вызывает с защитой диссертаций и т.д. Закономерно, что такой человек в свое время возглавил ВАК?
Сергей Марков: То, что Шамхалов возглавлял ВАК, абсолютно закономерно. Дело в том, что в науке российской произошел исключительно негативный процесс – снижение роли ученых. Большинство ключевых позиций в науке оказались захвачены коммерсантами под названием "эффективные менеджеры". "Эффективные менеджеры" – это не менеджеры, а коммерсанты, а эффективность их заключается в том, чтобы наполнить собственные карманы за счет организаций, которыми они поставлены управлять. И большинство менеджеров, управленцев в научно-образовательной сфере принадлежат к числу вот таких коммерсантов, многие из которых купили свои должности и активно эти должности эксплуатировали на предмет получения доходов. Поскольку эти бизнесмены в 90-х годах достаточно быстро смогли разгромить ученых и захватить власть в науке, то они, естественно, приступили к мародерству в российской науке. Задача государства и власти заключается в том, чтобы помочь ученым и профессорско-преподавательскому составу восстановить свою власть в научных учреждениях и университетах и отстранить от власти этих "эффективных менеджеров". Поэтому таких Шамхаловых – большинство в ректорском составе университетов, научных институтов и т.д.
Вопрос: А как бы вы оценили нового главу ВАК Владимира Филиппова, способен ли он на жесткие меры в этом отношении?
Сергей Марков: Филиппов, прежде всего, очень опытный человек, который может отыскать оптимальный путь. Еще один момент, он был министром образования, он погружен в эту среду, знает многих людей, и ему легче будет решать некоторые болезненные вопросы. Впрочем, этот захват науки коммерсантами не останавливался при всех министрах образования, и Филиппов - не исключение.
Вопрос: Возвращаясь к диссертации Путина с плагиатом. И семь лет назад, и сейчас эта история видимого эффекта не произвела, а в Европе даже министры завершают свою карьеру после таких обвинений. В чем причина того, что у нас к этому другое отношение?
Сергей Марков: Противники Путина верят заранее, что он негодяй, а сторонники Путина уверены, что "разоблачения" Путина – это все инсинуации противников. Они уверены, что Путин достаточно умный человек, чтобы он мог сам написать диссертацию. У нас тоже отставки возможны, если факты плагиата будут доказаны. Но еще раз повторяю, в Германии не существует вот этого серого рынка диссертаций. Даже министр образования или обороны Германии не мог купить диссертацию, а наши могут и спокойно это делают. Нашим незачем заниматься плагиатом. Это разные методы коррупции и разные проблемы.