Страсти-мордасти: и Чапая облили помоями
Сериальный Чапаев водит в бой войска ровно три раза на протяжении девяти серий по 50 минут каждая. Остальное время он хлещет самогон, предаётся половому разврату и отбивается от козней упырей-комиссаров.На днях посмотрел новый телесериал от первого канала "Страсти по Чапаю". Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах, опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо живётся сейчас. Впрочем, творцы современной отечественной кинопродукции ухитряются втиснуть тему ужасов чекизма всюду, даже в фильм об Иоанне Грозном. Возникают подозрения, если первый канал возьмётся ставить сюжет о каменном веке, то и там тема беспредела отечественных спецслужб будет раскрыта в полной мере.
Ну а тут знакомые посоветовали - вышел новый сериал про Чапаева. Причём сериал хороший, правдивый: в кои-то веки красные показаны нормальными людьми, белые - упырями и бандитами, исторические события отражены более-менее адекватно. Да и вообще, сам факт, что главный государственный телеканал обратился к такой фигуре как Чапаев, уже о многом говорит. Сказано - сделано, терзаясь известными сомнениями (см. выше), начал вдумчивый просмотр.
Действие начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге, работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл, 1906 год в России – это пик крестьянских выступлений, едва не переросших в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне, составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы, усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так называемые сталинские репрессии – детский лепет. 1906 год в России – это время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале, понятное дело, ничего этого нет.
В сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли (с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки, как в фильме "Адмиралъ" а в образе лубочной русской глубинки. Как живут по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! - отвечают нам авторы, - живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру. Тема религии вообще раскрыта богато - яростно креститься герои начинают после каждой второй реплики, присутствует добрый батюшка - с мудрым смиренным взором и такими же речами, да и вообще вся первая серия крутится вокруг строительства новой церкви.
Глядя на эту идиллию становится решительно непонятно - с чего бы вдруг всего через десять лет такая благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так отчего же? Известное дело, - отвечают нам авторы, - от большевиков. От них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят? Подпольной агитацией? Сплочением людей для борьбы за справедливость? Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после захвата власти устроить бойню. Совершенно очевидно, что это тупой опасный дегенерат. Ибо кто ещё может желать разрушения показанному благолепию?
Дальше сюжет переносится в годы Первой мировой войны. Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники, отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории, особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда. Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения потерь категорически не хватало.
Немногие знают, но уже в 1915 году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей антисоветской идеологии.
Не лучше обстояли дела в российской армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для фронта. А ещё катастрофическим образом ухудшалась жизнь в тылу, где миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?
Какой показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про Чапаева в армии – всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты, русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда, солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с толку честных подданных православной державы, готовых без конца складывать головы за царя и отечество.
Незаметно подкрадывается роковой 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое февральский переворот, так же известный как февральская революция? Это падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в принципе. В итоге вся прогрессивная общественность дружно потребовала отречения царя от власти. Отречения требовала государственная дума, требовал генералитет, но впереди всех – православная церковь, которая ранее сама помазала Николая на престол. Все эти прекрасные люди предали своего монарха, над ними и страной поставленного богом. А монарх безропотно принял их требования и тем самым тоже предал – и своих предателей, и народ, и страну, и бога. Что характерно, ни о каких большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было. Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе социал-демократической партии. Наиболее известные лидеры большевиков находились либо в эмиграции, либо в ссылке и активного участия в политике не принимали.
Каковы были последствия февральского переворота для России? Последствия без преувеличения были катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось массовое дезертирство. А само временное правительство вместо наведения элементарного порядка в стране и армии, вместо решения наиболее острых вопросов погрязло в мелких политических интригах. К октябрю, несмотря на то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией, воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях взяли власть большевики.
Отражено ли это как-то в сериале? Нет. В какой-то момент нам показывают титрами что-то вроде «февраль 1917 года, пала монархия», после чего следует сцена солдатского митинга на вокзале, где некий гражданин (надо полагать, опять злодей-большевик) толкает речь о необходимости немедленного прекращения войны. Митинг незамедлительно разгоняют казаки. Между тем Чапаев возвращается с побывки на фронт. Как обстоят дела на фронте? Всё так же, как и раньше. Нет ни бардака, ни падения дисциплины, ни массового дезертирства, ни абсурдной либерализации армии (когда командиров выбирает личный состав, он же решает голосованием – ходить сегодня в атаку или нет). По сериалу все обозначенные прелести начинаются строго после сцены, в которой офицеры в блиндаже с ужасом обсуждают новость – говорят, в Петрограде переворот, правительство свергли большевики, пропала страна!
Тут показывается конфликт в армии – все солдаты строго за большевиков, все офицеры – строго против. Хотя в реальности после Октябрьской революции офицеры старой армии поделились на три примерно равные части – тех, кто активно поддержал большевиков, тех, кто выступил решительно против, и тех, кто предпочёл устраниться от политики. Среди солдат же были сторонники не только большевиков, но и меньшевиков, эсеров, анархистов. Но в сериале всё строго, как сказано выше – солдаты за, офицеры против. Почему так? Очевидно потому, что творцы с первого канала, снимая исторический сериал, не утруждают себя чтением хотя бы школьных учебников по истории. Вместо этого они продолжают тупо копировать виденное когда-то в советском кино, обильно приправляя его «собственным вИдением».
Дальше по сюжету начинается гражданская война. Как показана война в сериале? Добрые красные – из простых русских людей воюют со злыми белыми, которые представлены нерусскими казаками и немного – бывшими офицерами. Чтобы сразу было видно, кто есть кто, и те и другие с первых дней войны одеты строго единообразно: красные – в полевую форму защитного цвета, белые – в белые форменные рубахи. Вроде, известно, что первые год-полтора гражданская война идёт в разорённой стране с порушенным хозяйством, регулярные армии не сформированы, со снабжением беда. Выглядеть, как это показано на экране, войска будут значительно позже, когда красные более-менее восстановят хозяйство на подконтрольной территории, а белые окончательно перейдут на содержание своих лучших друзей, фактически – хозяев, из заграницы. А до этого по обе стороны воюют партизанские отряды, одетые и вооружённые – кто во что горазд. Известно, что масса рядовых бойцов по обе стороны носили лапти, не имея ни сапог, ни ботинок. Но в сериале всё строго наоборот – бойцы поголовно одеты в новенькую форму, а лапти появляются в кадре ровно один раз – и то висящими на шее пьяного красноармейца. При этом в диалогах Чапаева с начальством и подчинёнными действительно постоянно слышатся жалобы на недостаток всего самого необходимого. Однако, показываемое на экране этого не отражает совершенно. Ощущение такое, что по ходу съёмок костюмеры, реквизиторы и сценаристы работали, не пересекаясь вообще.
Итак, на протяжении большей части сериала нам показывают участие Чапаева в гражданской войне. В чём, по сериалу, выражается это участие? Может, легендарный начдив командует войсками, организует управление, осваивает полководческую науку? Как ни странно, нет. Сериальный Чапаев водит в бой войска ровно три раза на протяжении девяти серий по 50 минут каждая. Остальное время он хлещет самогон, предаётся половому разврату и отбивается от козней упырей-комиссаров, которых ему навязывает партия. О теме комиссаров, чекистов и прочих ужасов большевизма – разговор отдельный, ниже. А Чапаев в редкие перерывы между этими занятиями впадает в истерики как беременная баба, выдавая завывания из серии: «Зачем церковь разорили, ироды?!», «Чем мне войска кормить – опять народ грабить?!» и так далее. Очевидно, по мнению авторов, настоящий герой, талантливый полководец и любимец солдат ведёт себя именно таким образом. Впрочем, и бойцы в сериале не сильно отстают от командира.
Был такой советский режиссёр Сергей Бондарчук, который отличался не только большим талантом, но и богатым жизненным опытом – был родом из крестьян, прошёл Великую Отечественную войну простым солдатом, общался с людьми, повидал всякого. К работе подходил ответственно, роман М.Шолохова «Они сражались за Родину» экранизировал предельно бережно и близко к тексту. Благодаря всему этому он и стал известен как создатель ряда мощнейших и фильмов о войне. Именно поэтому русский солдат у него выглядит русским солдатом, командир – командиром, на войне – все на своих местах, каждый занят делом, все нормальные живые люди, сражающиеся за правое дело, за свою землю, за родных и близких, за Родину. Поэтому его фильмы смотрятся правдиво и заслуженно любимы в народе. Глядя на происходящее в фильмах Бондарчука становится действительно понятно, кто были наши предки и почему они смогли сломить хребет непобедимому фашистскому зверю, за которым стояла вся мощь континентальной Европы.
Совсем другое дело нынешние властители дум. В армии они не служили, живого командира – в глаза не видели, к материалу относятся наплевательски, плетут абы что, густо приправляя это своими больными фантазиями. В результате легендарный Чапай у них – истеричный алкаш и развратник, вместо бойцов и командиров – шайка клоунов, вместо всенародного подвига и всенародной же трагедии – полная сумятица и клинический бред. Кто с кем воюет, за что, кто такие казаки, чего они хотят, почему чинят непотребства – решительно не понятно.
UntitledКрасной нитью проходит через сериал история злоключений благородной девицы. Дочь аристократа-полковника, она сперва объявляется революционеркой, после чего незамедлительно увязывается на войну с папашей-офицером, убивать этих самых революционеров. В первом же бою попадает в плен, после чего снова вспоминает о своей революционности и прыгает в койку к Чапаю. Далее она попадает в застенки ЧК, где её гнусно насилует упырь-чекист, а за ним – вообще все, кому не лень. В итоге барышня снова оказывается в чапаевских войсках, где её снова должны арестовать и расстрелять – за неправильное происхождение и убийство упыря-следователя.
И тут легендарный комдив раскрывается по полной – барышня ему уже не интересна, потому что к этому времени он вовсю сожительствует с женой своего комиссара. Чтобы барышню не схватили кровавые чекисты, он её подговаривает бежать к белым, а вместе с ней склоняет к дезертирству влюблённого красноармейца. Что сделают с барышней белые, когда полстраны уже в курсе, что она любовница Чапая, комдив, видимо, не думает. Не думает он и о том, какие сведения она передаст врагу о его войсках. Вместо этого он делится обжигающими откровениями о том, что революция – это не борьба за правое дело и лучшую жизнь, а только грязь и кровь, что она, революция, ему всю жизнь поломала.
Вообще, судя по мотивам и поведению персонажей, сценарий писала девочка-подросток. Тут и описанное выше поведение Чапая. Тут и матёрый опер из ЧК, который посреди допроса контрреволюционерки срывается на признания в любви и, заламывая руки, вопрошает: «Скажите, есть ли у меня хоть какие-то шансы?!», а после напивается и грязно насилует возлюбленную. Видимо, по мнению авторов, чекисты занимались именно этим – изнасилованиями, пытками и избиениями задержанных, массовыми расстрелами невиновных, злоупотеблениями служебным положением.
Отдельного упоминания заслуживают комиссары. Военные политработники в сериале – исключительно гнусные мрази, трусливые и подлые. Вместо выполнения прямых обязанностей комиссары заняты строго плетением интриг, саботажем и удовлетворением личных амбиций. Комиссар Захаров – мразь и психопат. Комиссар Фурманов – мразь и ничтожество, не способный управлять не только войсками, но и собственной женой. Из-за жены, кстати, он среди боя стреляет в спину Чапаю, из-за неё же без передышки строчит кляузы на комдива высшему командованию.
Где-то в середине действия в кадре появляется председатель реввоенсовета Троцкий. Честно говоря, лично я никогда не испытывал особых симпатий ни к самому Льву Давыдовичу, ни к его деятельности как до, так и после его низвержения с советского политического олимпа. Но вместе с тем, объективный исторический факт: заслуги его в деле установления советской власти значительны. Известно и то, что к концу гражданской войны в популярности и авторитете он немногим уступал одному лишь Ленину. Известно также, что Троцкий был мощнейшим оратором и тонким психологом, пользовался славой «демона революции», на митингах и собраниях умел грамотно держать и накачивать аудиторию. Каков Троцкий в сериале? Мутный мерзкий боров в кожаном пальто. Стоя на трибуне перед бойцами, он жрёт арбуз и плюёт семечки в стоящих рядом краскомов. Странно, что вопреки сложившейся традиции не показали Сталина, мечущегося по кремлёвским коридорам с кровожадным уханьем в поисках очередной невинной жертвы.
В целом, глядя на экран, создаётся такое впечатление. Помнится, недавно нас пытались убедить в том, что в Великой Отечественной войне победил народ вопреки коммунистам и лично Сталину, которые народу в этом всячески мешали. Создатели же сериала «Страсти по Чапаю», похоже, решили расширить и углубить эту тонкую мысль. У них и в Гражданской войне победил народ строго вопреки козням большевиков. Перечислять прочие гениальные находки создателей сериала можно долго, но и изложенного вполне достаточно, чтобы сформировать определённое представление.
Надо ли смотреть этот цирк? Если ты нормальный человек, уважаешь свою страну, историю, память предков – смотреть это не следует категорически. Вместо исторического кино – поливание народного героя помоями, вместо осмысленного действа – тупые и убогие подростковые фантазии. Лучше пересмотреть старый советский фильм про легендарного комдива. Он хоть и чёрно-белый, и снят без малого восемьдесят лет назад, но до сих пор смотрится вполне пристойно. В отличие от убогих поделок Первого канала.