"Крестный отец" российского олигархата просится в "общак" к Гейтсу и Баффету
Владислав Жуковский: Российские олигархи выстраиваются в предбанник мировой олигархииНа днях стало известно, что один из серых кардиналов приватизации, а по совместительству президент холдинга "Интеррос" и гендиректор ГМК "Норильский никель" Владимир Потанин первым из российских олигархов выразил готовность присоединиться к глобальной инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета Giving Pledge ("Клятва дарения"). В рамках этой инициативы он намеревается пожертвовать на благотворительность не менее половины своего состояния, которое по состоянию на конец 2012г. оценивалось экспертами журнала Forbes как минимум в 14,5 млрд долларов.
Стоит отметить, что наряду с российским бизнесменом в группу избранных, а точнее в общак Гейтса и Баффета готовы вложиться владелец украинской корпорации "Интерпайп" Виктор Пинчук, основатель и владелец Virgin Group Ричард Брэнсон. Также среди новых членов Giving Pledge фигурируют австралийцы Эндрю и Никола Форрест, южноафриканцы Патрис и Прешес Мотсип, немец Хассо Платтнер, индиец Азим Премджи, британцы Ричард Брэнсон, Джон Кодуэлл, Крис и Джейми Купер-Хон, Мо Ибрагим и Дэвид Сэйнсбери, а также тайский предприниматель Винсент Тан.
По предварительным оценкам СМИ (в частности, издания Forbes), совокупное состояние новых одиннадцати членов движения превышает отметку в 61 млрд долларов. Всего же по состоянию на начало 2013г. совокупное состояние 105 участников "благотворительной" кампании оценивалось как минимум в 510 млрд долларов.
При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что речь идёт лишь о видимой части айсберга – той части капитала, которую можно оценить по открытым источникам информации и которую сами бизнесмены не скрывают от общества и СМИ. Подавляющая часть активов и реального богатства как российских олигархов, так и владельцев крупнейших международных ТНК находится в тени и не поддаётся точным оценкам. Как правило.
Только по самым скромным оценкам таких организаций, как Всемирный Банк, БМР, GFI, Stratfor и других "мозговых центров" (think tank), объём финансовых активов (депозиты и счета в банках, ценные бумаги, валюта и т.д.), сконцентрированных в оффшорных юрисдикциях и налоговых гаванях, превышает 22-23 трлн долларов. Это эквивалентно 37% мирового ВВП и превышает 150% экономики США. При этом указанная сумма не включает в себя нефинансовые активы, которыми владеют представители глобального управляющего класса – недвижимость, драгоценности, антиквариат, земельные участки и т.д.
Откровенное недоумение вызывает причина, по которой один из наиболее видных и влиятельных российских олигархов, главный идеолог незаконных и преступных кредитно-залоговых аукционов, а также отец-основатель "семибанкирщины" Владимир Потанин публично объявил о своём намерении вступить в стройные ряды мировых "благотворителей". Весьма странно выглядят его заявления о том, что он не намерен оставлять своё богатство детям, а готов направить его на службу человечеству.
Притом что самого Потанина, придумавшего схему по незаконной передаче крупнейших и наиболее рентабельных объектов государственной собственности в руки приближенных к власти бизнесменов, сложно обвинить в излишней сострадательности и любви ко всем угнетённым и обездоленным.
Напомним, что именно "крёстный отец" российского олигархата, будучи вице-премьером правительства в 1996г., предложил схему по передаче сросшимся с властью бизнесменам наиболее рентабельных государственных предприятий (чаще всего речь шла о компаниях-монополистах в своих секторах), что должно было стать платой режима Ельцина олигархам за финансирование его президентской кампании и приведение к власти на второй срок.
Судя по всему, реальные мотивы Потанина сильно отличаются от тех красивых выдумок и объяснений, которые можно прочитать в СМИ. Скорее всего, Владимир Потанин пытается решить сразу две задачи – тактическую и стратегическую. Причём обе важны для него в одинаковой степени. Тактическая задача состоит в том, чтобы защитить свои потом и кровью приобретённые активы от возможной агрессии со стороны российских силовиков и враждующих в Кремле кланов.
Потанин прекрасно понимает, что в случае нарушений договорённостей с Кремлём (причём неважно, по чьей инициативе) ничто не помешает ему повторить судьбу Ходорковского. Мировая экономика валится в депрессию, объём "пирога" внутри России неуклонно сжимается, а аппетиты властных группировок только нарастают. Громкие скандалы с отъёмом бизнеса Евросети, Арбат-Престижа, Эльдорадо, Домодедово и других компаний в интересах тех или иных властных группировок наглядно показывают, что от силового рэкета не защищён никто.
Выводя свои активы в международный благотворительный фонд Билла Гейтса и Уоррена Баффета, Потанин тем самым смешивает и размывает свой капитал с капиталом крупнейших бизнесменов планеты. Это своего рода попытка влиться в один большой общак и тем самым слить свои активы с активами сотен других представителей мировой олигархии. Складывается такое ощущение, что это попытка легитимизировать те незаконно приобретённые активы, которые достались Потанину за 20 лет "рыночных преобразований" и "катастройки" в России.
Как только его активы сольются с активами других "благотворителей", российскому государству и правоохранительным органам, если они вдруг решат начать исполнять свои служебные обязанности и захотят разобраться с фиктивными кредитно-залоговыми аукционами 1996-1997гг. и разворовыванием бюджетных ресурсов олигархическими банками во время построения пирамиды ГКО-ОФЗ, уже не удастся дотянуться до активов Потанина. Это своего рода прививка легитимности или таблетка счастья, которая должна позволить идеологу "семибанкирщины" спать спокойно.
Стратегическая цель Потанина вполне может состоять в том, чтобы попытаться встроиться в весьма рыхлую и неоднородную структуру глобального управляющего класса. Тем более, что по мере разрастания глобального финансово-экономического кризиса и пертурбаций в мировой экономике структура мировой олигархии постоянно меняется. Совершенно очевидно, что российские олигархи, на которых почти наверняка имеется целая гора компромата у спецслужб США, Великобритании и ЕС, в лучшем случае могут претендовать на самые низкие места в мировой иерархии финансово-промышленной олигархии.
Однако, судя по всему, их вполне устраивает место в предбаннике или в прихожей глобального управляющего класса. Лишь бы это позволило им добиться легитимизации своих активов в США и ЕС, т.е. в тех фешенебельных странах-бутиках, в которых они привыкли прокручивать вывозимые из России нефтедоллары и природно-сырьевую ренту.
Более того, в рамках этой же стратегической цели Потанин вполне может преследовать цель по созданию теневой структуры управления своим капиталом, которая позволит скрытым образом передать активы наследникам без уплаты налогов. Напомним, что именно стремление избежать уплаты крайне высоких налогов на прирост капитала при передаче наследства (ставка может варьироваться от 40 до 60% в экономически развитых странах) сподвигает многих миллиардеров в США и ЕС передавать свои активы в благотворительные организации.
Кроме того, Потанин вполне может рассчитывать на получение разного рода налоговых льгот и преференций от статуса благотворителя. Причём не столько в России, сколько за рубежом, где переведённые в благотворительные организации капиталы практически не облагаются налогами и получают всевозможные привилегии при инвестировании своих средств. И это не говоря уже о тех репутационных прибылях, которые он может получить от вхождения в клуб мировой "благотворительной" элиты. Безусловно, это попытка интегрироваться в структуру мировой корпоратократии если и не на правах равноправного члена или младшего партнёра, то уж старшего менеджера точно.
Весьма показательно, что вплоть до 2013г. в благотворительной инициативе Giving Pledge, основанной в июне 2010г. Баффетом и Гейтсом, чтобы "сподвигнуть самых богатых людей и их семьи пожертвовать большую часть состояний на филантропию", участвовали исключительно предприниматели из США. Тот факт, что в наступившем году к ней позволили присоединиться миллиардерам и олигархам из остальных стран, свидетельствует о том, что в мировом управляющем классе происходят весьма существенные изменения.
Судя по всему, фрагментация глобального управляющего класса, состоящего из крупнейших акционеров и глав ТНК и международных банков, а также контролируемых ими политических элит США и Старого Света, усиливается по мере обострения кризисных явлений в мировой экономике. И те, кто не успеют войти в "общак", рискуют просто-напросто не пережить приближающийся кризис и быть выкинутыми на обочину. До 2013г. в кампании участвовали 93 миллиардера, которые пообещали отдать не менее 50% своего состояния на "благотворительность". Среди них Майкл Блумберг, Дэвид Рокфеллер и Джордж Лукас.
В пользу того факта, что структура и состав глобального управляющего класса претерпевают серьезные изменения, а сами его члены готовятся к предстоящему кризису, свидетельствует ряд косвенных признаков. Напомним, что полгода назад рупор мировой финансовой олигархии Джордж Сорос объявил о возвращении на рынок золота, крупный финансовый спекулянт Джим Роджерс призвал покупать сырьевые активы и, прежде всего, золото, а семейство Оппенгеймеров продало один своих ключевых активов – долю в алмазной империи De Beers. Тогда как кланы Ротшильдов и Рокфеллеров нарочито публично объявили об объединении своих активов. Даже несмотря на то, что речь шла лишь о малой доли их видимой части активов (менее 50 млрд долларов), это стало ясным сигналом всем олигархам об усилении процессов концентрации и централизации крупных капиталов.
Было бы крайне наивно полагать, что владельцы крупнейших транснациональных банков, инвестиционных фондов, сырьевых корпораций, промышленных гигантов и информационных монополий, которые на протяжении десятилетий и даже столетий подавляли конкуренцию с целью получения возможности извлекать монополистическую прибыль, паразитировали на государственных заказах и преумножали капиталы на разжигании и финансировании войн и революций, неожиданно заинтересовались судьбой человечества.
Напомним, что основатель некогда крупнейшей корпорации в мире Microsoft Билл Гейтс и один из крупнейших финансовых спекулянтов Уоррен Баффет объединили свои активы в благотворительном фонде Билла и Мелинды Гейтс, что позволяет им сохранять контроль над своими стратегическими и наиболее рентабельными активами, получая колоссальные налоговые льготы и преференции благодаря периодической раздаче несущественных (относительно размера активов) денежных сумм на благие цели.
Для примера, в крупнейшую в США благотворительную организацию The Giving Pledge, созданную Гейтсом и Баффетом, только в первый год её функционирования как по команде вошли 57 миллиардеров, которые намерены перевести более 50% своих активов под управление фонда. В ближайшее время размер фонда достигнет 600 млрд долларов, а всего в мире под управлением благотворительных оффшоров находится порядка 650-700 млрд долларов. Тот же всемирно известный Ингвард Кампрад, основатель и основной владелец корпорации IKEA, уже давно перевёл свои активы в фонд Stichting INGKA, который управляет 207 из 235 отделений компании IKEA.
Тем временем, социально-экономическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. А эмиссионная накачка финансовых рынков в 2008-2012гг. уже успела спровоцировать надувание новых "пузырей" и спасла правящую финансовую олигархию за счёт повсеместного удорожания продовольствия, нефти, газа, промышленных металлов, электричества, ЖКХ и падения уровня жизни подавляющей части населения планеты. И именно продовольственные кризисы в 2008 и 2010гг., многократно усиленные эмиссионной накачкой финансовых рынков, спровоцировали "голодные бунты" в 40 странах Африки, Латинской Америки и Азии, став удобным поводом для начала военных переворотов и гражданских войн на Ближнем Востоке.
Складывается такое впечатление, что представители крупного финансового капитала объединяют свои активы, прекрасно осознавая, что мировая экономика стоит на грани беспрецедентного по своим масштабам обвала, в результате которого львиная доля сбережений и доходов не только рядовых граждан, но также крупных спекулянтов и промышленников просто-напросто обесценится и сгорит в мощной инфляционной спирали. В условиях кризиса падает уровень жизни не только простых граждан, но также существенно сжимается размер экономики и финансовых рынков, что неизбежным образом приводит к сокращению как размера "пирога", так и тех элит, которые к нему допущены.
В этой связи позиции большинства российских олигархов, которые, насколько можно судить, являются транзитными и промежуточными звеньями в длинной и запутанной цепочке реальных владельцев стратегических отраслей российской экономики, выглядят крайне печально. Но, как показал опыт кризисных 2008-2009гг., дальше предбанника мировой олигархии их не пускают, и тогда им удалось сохранить формальный контроль над своими предприятиями исключительно благодаря поучению экстренной финансовой помощи со стороны государства.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU