БМД уходят в небо
Программа масштабного перевооружения российской армии, кажется, дошла до ВДВ. Накануне командующий ВДВ Владимир Шаманов по полочкам разложил, что где и как будет обновлено. Отрадно, что одной из главных особенностей этой модернизации станет отказ от прежней философии ведения боевых действий, следствием чего станет появление в войсках гусеничной БМД 4М и колесного "Тигр М", которые заменят не оправдавшие себя "Ивеко" или "Рыси", о которых столько говорило прежнее руководство Минобороны. В воздухе десантников тоже ожидают приятные перемены. Новый Ил-476 сможет поднять в воздух сразу 3 БМД 4М, а на парашюте "Арбалет – 2" можно будет улететь аж за 40 километров от места высадки. О том, какие еще перемены ожидают ВДВ, в материале Накануне.RU.
Гусеничные машины
Главной ударной силой в недалеком будущем у десантников станет Боевая машина десанта - 4М.
"Одним из условий при создании этой машины было поставлено то, что она будет унифицирована с БМП. На сегодняшний день БДМ 4М больше, чем на 50%, унифицирована с БМП–3. Исходя из этого, концепция была представлена на утверждение тогдашнему начальнику Генерального штаба, генералу армии Макарову, она была согласована со всеми заинтересованными структурами и была утверждена. Однако, по невыясненным до сего дня причинам, два с половиной года назад, несмотря на то, что в работы было вложено более двух миллиардов рублей, эта работа была прекращена", - отметил Владимир Шаманов.
Он поведал, что тогдашнее руководство Министерства обороны решило, что конфликты будущего предполагают столкновение не с регулярными войсками противника, а с мелкими партизанскими бандами. Это навело стратегов "арбатского военного округа" на мысль, что десантникам необходимы не тяжелые гусеничные машины, а стрелковое оружие и переносные огневые комплексы. Как вариант для передвижения предлагался набор колесной техники на базе машин "Ивеко".
"Мы не возражали, чтобы в войсках начал создаваться сегмент бронированной колесной техники, но было ясно и понятно, что сразу на нее не перейдешь, а для того, чтобы проверить жизнеспособность этих подходов, я обратился к руководству и сказал: "Ну дайте хотя бы 10 – 20 образцов разноплановых машин. Мы их испытаем в войсках"", - рассказал Владимир Шаманов.
Результаты тестов оказались не очень удачными. По его словам, итальянские бронеавтомобили Iveco ("Рысь") не оказались снабжены необходимой документацией. Кроме того, по своим тактико-техническим характеристикам оказались малопригодны к российским условиям.
"Добавьте к этому отсутствие понимания в вопросах поддержки, эксплуатации и ремонта. Сегодня министр обороны поставил конкретную задачу: опираться на собственную промышленность. И изделия должны сопровождаться производителем всю "технологическую" жизнь продукта – от выпуска, эксплуатации и регламентных работ до утилизации. Это абсолютно справедливая постановка вопроса, потому что так живет весь мир", - особо отметил Шаманов.
"Эти двухгодичные перипетии, если и не отбросили нас назад, то существенно сдерживают наши потенциальные возможности по перевооружению", - добавил он.
"Если говорить откровенно, то сегодняшний выбор модельного ряда перевооружения достаточно скуден. Если смотреть на сегмент бронированной гусеничной техники, то сегодня "Курганмашзавод" предлагает изделие под названием БМД 4М. Эту машину доработали, модернизировали и как продукт представили. Но сегодня, чтобы запустить ее в серийное производство надо проводить государственные испытания", - отметил Шаманов.
Но не все так гладко. На сегодняшний день есть технологические сложности, и только сейчас окончательно принимаются решения, как выходить на производство партии в 10 машин, на которых в течение 7 – 10 месяцев планируется провести весь комплекс государственных испытаний, отметил командующий ВДВ.
По аналогии с этой машиной создается БТР под названием "Ракушка". Это изделие тоже в состоянии изготовления и после этого ей также предстоят государственные испытания.
Шаманов особо подчеркнул, что гусеничная техника будет использоваться в воздушно-десантных дивизиях.
"Эти дивизии будут все на бронетанковой технике. Там число автомобилей боевого применения будет незначительным. Это связано с элементарной проходимостью. Если брать последнюю внезапную проверку, то та техника, которая прошла на гусеницах, как никогда востребована - за ней ни один автомобиль ни за что бы не прошел. А разрывать эти колонны – значит в два раза снижать свой потенциал", - подчеркнул главком.
Колесная автотехника
Автомобильная боевая техника, по словам Шаманова, будет использоваться в десантно-штурмовых подразделениях. Здесь основой станет бронеавтомобиль "Тигр М". Это детище арзамасского завода нахваливал в своем твиттере вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Шаманов заметил, что производители "Тигра" учли все недочеты, которые были высказаны спецназовцами в ходе войсковых испытаний.
"Они готовы делать различные модификации, и я думаю, что в ближайшее время министр обороны проведет совещание, где будет принято решение, какая доля этих машин будет в сегменте ВДВ", - сообщил Шаманов.
Что касается новой машины под названием "Тайфун", то, по словам главкома ВДВ, на сегодняшний день ее, как изделия в практическом исполении, нет.
"Говорить что-то без испытаний невозможно, и я бы даже не рискнул говорить о том, какую часть сегмента бронированной автомобильной техники они могут занять, а "Тигр М" уже в ближайшее время поступит на вооружение наших войск и, прежде всего, в полк спецназа, базирующийся в подмосковной Кубинке", - добавил Шаманов.
"Камаз" ВДВ пока не помощник. По слова главкома ВДВ, здесь суть проблемы в том, для этих машин не хватает подъемной тяги самолета.
"Те параметры, которые имеет сегодня "Камаз", нам не подходят, а тот двухостный "Камаз", который есть, тоже пока не годится, потому что под него пока не сконструирована платформа для десантирования. Мы над этой проблемой работаем, и думаю, в течение двух лет эта платформа у нас появится", - заключил Шаманов.
Авиация
Беспилотники нужны десантникам, заявил Владимир Шаманов. Причем как разведывательные, так и ударные.
"Казанское производственное объединение "Элерон" предложило нам беспилотник в разведывательно-управляемом варианте. Но нам сегодня этого уже мало, и у нас есть наработки с заводом Попова в Омске. Мы им рекомендовали, чтобы они объединялись. Мне кажется, что у казанцев больше технической мысли, а производственных возможностей больше у омичей. Почему бы им не скооперироваться", - отметил Шаманов.
"Есть наработки и по ижевскому беспилотнику, есть наработки и у "Транзаса" в Санкт-Петрбурге. Мы в этом вопросе открыты для сотрудничества. Предлагайте, мы будем все в войсковых условиях, на разных учениях, проверять", - продолжил Владимир Шаманов.
Впрочем, ВДВ интересуют и обычные самолеты.
"Мы вышли из авиации, и мы не мыслим себя без авиации", - заявил главком ВДВ.
Он напомнил, что некоторое время назад было принято политическое решение, и теперь в Ульяновске будет налажен выпуск Ил-476 с двигателями ПС 90 А.
"Как говорят производители, эти двигатели позволят поднять в воздух на 5 – 10 тонн больше, что позволит нам ликвидировать зазор, в который мы попали. Дело в том, что вес БМД 4М в пределах 14 тонн, и пока мы ограничены в количестве машин, а наша идеология заключается в том, чтобы нести 3 машины в одном самолете", - рассказал Владимир Шаманов.
В самолетной теме главком ВДВ нашел и повод для огорчения: "Как вы знаете, много разговоров вокруг проекта Ан-70. Пока есть различные препоны, и на последний МАКС они даже не прилетели", - поведал Владимир Шаманов.
Говоря про обеспеченность десантно-штурмовых соединений, генерал Шаманов сказал, что армейские машины сегодня вполне отвечают всем прихотям "небесной пехоты".
"Нас радует, что армейский парк начинает насыщаться как вертолетами Ми – 8, так и большегрузными машинами типа Ми – 6 и Ми – 26", - констатировал главком.
Весьма важная роль в техническом перевооружении войск отводится парашютам. Изделия под названием "Арбалет – 2" позволяют десантнику самостоятельно управлять полетом и выполнять боевые задачи на расстоянии от 10 до 40 километров от места выброски основных сил десанта. По словам Владимира Шаманова, этими парашютами необходимо, прежде всего, насытить разведывательные подразделения.
Но свои особые надежды он связывает не с тяжелой техникой: "При совершении тренировочных прыжков нам не обойтись без работяги Ан-2. Он сейчас проходит модификацию по разным направлениям. Сам планер работоспособен, он еще послужит не только в наших войсках, но и в ДОСААФе. Правда, нам туда надо двигатель ставить хороший и довести до ума авионику. Я думаю, в ближайшее время это будет сделано".
Машина будущего
"Мы сейчас ведем активную работу с научно-исследовательскими институтами по выработке идеологии боевой машины будущего. Она видится на стыке колесной или гусеничной бронетехники и среднего винтокрылого вертолета с мощным комплексом вооружения, способным совершать боевые броски от 10 до 70 км, что позволит значительно повысить маневренность на поле боя", - приоткрыл военную тайну Владимир Шаманов.
"Машины эти будут оборудованы складывающимися винтами. Они будут достаточно просты в управлении и не дорогостоящие. Подходы к созданию этой машины и научная наработка решений у наших конструкторов уже имеются", - обнадежил он.