"Нет уверенности, что власть совладает с новым ростом "коммунальных" протестов"
Сразу после того, как в отдельных регионах несколько сотен человек вышли на акции протеста против роста тарифов ЖКХ, Владимир Путин устроил очередной разнос под телекамеры. На этот раз досталось главе Минрегиона Игорю Слюняеву, который попытался объяснить двукратный рост тарифов в Мурманской области и Алтайском крае тем, что "взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан не существует". В самых жестких выражениях президент потребовал ограничить рост в среднем на уровне 6% в год. Почему в реальности не существует взаимосвязи между тем, как регулируются тарифы в Москве, и тем, что пишется в платежках в регионах, чем так напугали Кремль алтайские митинги и пойдет ли из регионов новая волна протеста, корреспонденту Накануне.RU рассказал депутат Государственной думы Анатолий Локоть.
Вопрос: Анатолий Евгеньевич, накануне по стране прокатилась целая серия акций протеста, связанных с ростом тарифов ЖКХ: Мурманск, Барнаул, Бийск. А вчера Владимир Путин потребовал разобраться с двукратным ростом тарифов на этих территориях. Как вы считаете, как человек, который видит ситуацию на местах, справится ли власть с новой угрозой протеста? Год назад несистемная оппозиция утверждала, что с ростом тарифов эта новая волна как раз начнется.
Анатолий Локоть: Разгон идет только из центра, но в регионах это ничего не меняет. Как ветер, который шумит где-то на верхушке, а внизу он и не заметен. На местах ситуация куда более безобразная, чем говорил Путин. Это касается Новосибирска, который я представляю в Госдуме, и наших соседей, Алтайского края. Ко мне как к депутату число обращений по поводу проблем ЖКХ, тарифов ЖКХ и общедомовых территорий, ставших притчей во языцех, растет. Не надо забывать, что во многом ситуацию раскачали постановления правительства. Их было три. Одно из них вчера упоминал глава минрегиона. Эти постановления вывели ситуацию из равновесия, и одно из них подписывал еще сам Путин, когда был главой правительства. Нечеткость этих постановлений и размытость содержания только добавляют на местах пороху. Поэтому рост протестных настроений будет серьезным, и не знаю, сумеет ли власть совладать с ними.
Вопрос: А какие есть варианты решения проблемы?
Анатолий Локоть: Легко решить все невозможно. Противоречий - клубок. И он настолько запутан, что непонятно даже, с какой стороны теперь за эту проблему браться. Начиная с того, что проблемы повышения тарифов бросают на управляющие компании, они разводят руками, ругают монополистов, монополисты ругаются на следующие инстанции. Этот замкнутый круг легко не разорвать в существующих экономических отношениях, в рамках тех нормативных документов, которые действуют на сегодня, включая принятые еще правительством Путина.
Вопрос: Это объективная и неизбежная ситуация - рост тарифов, или это результат неких действий власти, реформы ЖКХ, например?
Анатолий Локоть: Совершенно очевидно, что попытка переложить всю оплату услуг монополистов (энергия, вода, канализация) на плечи квартиросъемщиков и добавить ее к самим тарифам ЖКХ от управляющих компаний – это очень серьезная ошибка, потому что по сути государство отказалось от своих обязательств, взятых в ходе приватизации отрасли. Тогда, если помните, говорилось, что основная цель приватизации - приведение жилого фонда в адекватное состояние. Что в итоге? На самом деле мы видим, что государство уходит от капитального ремонта и больше не собирается им заниматься, оставив себе только функции по ветхому жилью. Безусловно, эти реформы, касаются ли они энергетики, коммунального хозяйства, водоканалов всех – все стали глубокой ошибкой, которая может привести к коммунальной катастрофе.
Вопрос: А в чем конкретно заключается эта ошибка?
Анатолий Локоть: Граждане сами элементарно не вытянут. По разным оценкам, в 7-10 трлн рублей оценивается в целом по стране сумма необходимых инвестиций. Жилищный фонд ветшает, и одними поборами с граждан тут не заткнуть проблему. Поэтому стены будут ветшать, трубы будут гнить и так далее, пока государство не вернется в эту проблему.
Вопрос: Получается, что вся эта история с Фондом содействия реформированию ЖКХ закончилась крахом?
Анатолий Локоть: По Фонду содействия ЖКХ и 185-ому федеральному закону ситуация другая. Общая сумма, заложенная с самого начала, 240 млрд рублей, а стоимость требуемых инвестиций от 7 до 10 трлн рублей. Чувствуете разницу? Тут же целые порядки! Однако, когда фонд работал, несмотря на то, что действительно требовалось очень много документов, были конкретные результаты, не без воровства, конечно, но он дал существенные результаты. Как минимум ремонтировались подъезды. Но теперь и это закончилось. Сейчас фонд закончил заниматься капитальным ремонтом, а будет заниматься только ветхим жильем, а весь ремонт предлагается осуществлять за счет граждан.
Вопрос: А что сейчас нужно делать в сфере ЖКХ, каким должен быть первый шаг?
Анатолий Локоть: Необходимо создавать отрасль. Как было в советское время. Могучую отрасль, с техникой, с людьми. Без этого нас ждет коммунальный коллапс.
Вопрос: Снова госкорпорации?
Анатолий Локоть: Никаких госкорпораций - нужно министерство, чтобы оно могло распоряжаться деньгами и создавало под себя предприятия.
Вопрос: Каков ваш прогноз насчет развития ситуации? Будет ли социальный взрыв?
Анатолий Локоть: Ситуация усложняется, протестные акции будут проходить не только на севере, по Сибири и Алтаю, но и по всей остальной России. Ситуация с ЖКХ плохая везде, тарифы будут повышаться неизбежно, неизбежно будут расти поборы с населения на содержание этой системы, потому что это магистральная линия нынешней власти: предполагается создание фонда, куда граждане будут отчислять свои средства, предполагается запуск налога на недвижимость, он будет расти. Все это будет вызывать недовольство и угрожать социальным взрывом.