Владислав Жуковский: "Япония, США и СССР в одном флаконе" - к этому идут власти Китая в своей политике
Новый премьер-министр Китая Ли Кэцян представил публике свое видение экономического курса страны до 2020 года. Он предложил удвоить подушевой доход граждан к 2020-му году за счет сокращения госсектора, ослабления государственного регулирования и ускорения реформ финансового рынка. Кроме того, новый премьер министр предлагает поддерживать темпы роста экономики не ниже 7% в год за счет раскрытия потенциала внутреннего спроса, не допуская резкого роста инфляции.
Во многом это заявление носит больше политический характер, поскольку такие разговоры про сокращение государственного сектора в экономических отношениях ходят давно. Причем, они ходят как внутри страны, так и за пределами Китая. Особенно активно эту позицию навязывают международные финансовые организации, такие как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Банк международных расчетов и т.д.
Но, как показывает опыт последних десятилетий, несмотря на всю эту риторику, предназначенную для внешнего потребления, прежде всего для США, Европы и Японии, риторику, посвященную сокращению роли государства в экономике, мы видим, что власти Китая на словах демонстрируют одно, а по факту делают другое.
Государство до сих пор сохраняет контроль над всеми стратегическими высотами в экономике, прежде всего над минерально-сырьевой базой, природными ресурсами, финансовым сектором, над естественными монополиями. То есть над теми секторами, которые извлекают сверхприбыли за счет эксплуатации той или иной ренты: природно-сырьевой, инфраструктурной, монополистической, либо финансовой. Поэтому, безусловно, задачи по повышению уровня жизни стоят, но они ставились давно. Это не первое заявление руководства Китая.
Напомню, что еще в начале нулевых годов ставилась программа по ускорению темпов роста доходов населения, однако эти планы были не реализованы. Мы видели, что и экономический рост, и темпы роста промышленного производства, и обрабатывающих производств, и капитальных вложений в 1,5-2 раза опережали темпы роста доходов населения.
Власти Китая отдали дань моде, заявив, что будут повышать уровень жизни самих китайцев, что страна будет уходить с экспортно-ориентированной модели на "внутренние рельсы" за счет стимулирования внутреннего платежеспособного спроса. Понять их можно. Видно, что кредитная активность китайских банков уже "зашкаливает". Например, по отношению выданных кредитов к уровню ВВП Китай обходит Россию практически в 4 раза. Поэтому определенный перегрев в банковской системе есть, и, чтобы его нивелировать и расширять платежеспособность за счет не кредитования, а роста уровня доходов, они будут эту программу реализовывать.
Честно говоря, я не думаю, что мы увидим какое-то сокращение доли государства в экономике, особенно в стратегических секторах. Китайцы прекрасно понимают, что реально каких-то экономических выгод от регулирования финансовой системы они не получат. Гораздо более эффективным, в рамках китайской политической структуры, было бы сохранение контроля над финансовой системой.
Напомню, что в КНР до сих пор существуют кредитные планы, планы капитальных затрат и инвестиций. Поэтому сохранение директивного управления стратегическими секторами экономики имеет свои положительные результаты. Нужно учитывать, что в Китае, в отличие от России, на порядок меньше проблем с коррупцией и произволом чиновников. И, в отличие от России, в Китае стратегические решения не принимаются с коррупционной логикой.
Последние 40 лет мы видим высокие темпы роста экономики Китая, превышающие 8,5% в среднем. Поэтому они могут себе позволить такую роскошь и не идти на поводу либеральных догм.
Насколько это все реализуемо? Я думаю, что постепенно китайцы будут дерегулировать экономику, будут постепенно выходить из каких-то сырьевых производств, будут расширять частный сектор в экономике. Но при этом государство будет сохранять очень сильный контроль над хозяйственной деятельностью. Это будет что-то среднее между Японией, США и СССР в одном флаконе, т.е. будет очень сильное государственное регулирование, но, с другой стороны, частный сектор будут "подтягивать" и пускать его в секторы, ранее контролируемые государством.
Независимый экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU