Самоликвидация
Большой Театр терпит бедствиеБольшой театр — снова в эпицентре скандала. Обвинение по уголовному делу: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, возбужденному после нападения на художественного руководителя балета Сергея Филина, предъявлено солисту балета Павлу Дмитриченко.
В конце прошлой недели состоялась встреча труппы Большого театра с представителями Следственного Комитета РФ. Артисты балета, оперы, оркестра выступили в поддержку Павла Дмитриченко. В вину артиста никто не верит, версия любовного треугольника "Филин—Воронцова—Дмитриченко" — банальна слишком. В кулуарах театра говорят: Дмитриченко подвергался во время допроса физическому насилию, а Филин в Россию, возможно, и не вернется, он продолжает лечение и получает предложения работы от зарубежных компаний. Драма продолжает развиваться...
Жажда "косить бабки", а в "час икс" рвать когти на остров Туманный Альбион — будни. В том числе Большого театра. Нашего бренда, выражаясь языком Д.А. Медведева. Бренд с лихих 90-х прошел огонь и воду, сверкнули было медные трубы, как гром грянул. Какой мужик не перекрестился только? "Ни хрена себе! — перекрестился мужик в городе Муроме. — В Большом театре, где всё эльфы да цвельфы, воруют не хуже, чем у Табуреткина!" Пожар вокруг многомиллиардной реставрации Большого театра Бог дал, информационный брандспойт погасил. Из виража сенсационных "скандалов, интриг и расследований" театр вывернул на еще один отрезок "динамического развития и движения вперед". Крики "Позор!", "Прекратите издевательства над русской классикой!", иски в суд с требованием компенсировать моральный ущерб — золотым дождем проливались на мельницу пиара. А это значит — реклама, гастроли, ордена Почетного легиона в петлицах руководства. Порносессия управляющего балетной труппой Большого театра Геннадия Янина поддала жару. Верно, пришлось его — без пяти минут художественного руководителя балета — заменить впопыхах на "непроблемного" Сергея Филина. Как новый поворот! В ночь с 17 на 18 января 2013 года злоумышленник плеснул соляной кислотой в лицо Сергея Филина. "Падение статуса Большого, — перекрестился в СПБ Александр Белинский, — ведет к нравственному развалу".
"Движение вперед" — "нравственный развал" (падению статуса Большого театра газета "Завтра" посвятила немало страниц) — своеобразный лист Мёбиуса в короне актуального Большого театра. Легкое антраша по поверхности "движение вперёд" — и вот уже тур за туром по "нравственному развалу". Такова нынче машинерия. Однако ничто не ново под луной. Борьба за власть правит бал.
Был 1995 год. Большой театр покинул — фактически был изгнан — главный балетмейстер, творец "золотого века", патриарх советского балета Юрий Григорович. Праздник на улице прогрессистов. Вот он, конец тирании диктатора, "креатуры советской власти"! Большой театр вышел из ведомства Министерства культуры, взял "столько суверенитета, сколько мог проглотить".
Владимир Васильев теперь художественный руководитель-директор Большого театра. Анархия уже полыхала, на сцену, знавшую хрустальный академизм танца Марины Семеновой, Иветт Шовире, попёр, как трава в мае, палёный андеграунд. Размышления хореографа Бориса Эйфмана о гомосексуалисте Чайковском сменялись размышлениями о нимфоманке Екатерине II… Оригинальную версию "Лебединого озера" — эмблемы Большого театра — дал Владимир Васильев. Соавтор либретто и идеолог постановки — Анатолий Агамиров, музыкальный критик "Эхо Москвы". Теперь в "Лебедином" нет ни белого лебедя, ни лебедя черного. Зигфрида тоже нет. Есть будоражащая "тайна" порока. Вот так Большой театр оборвал притчу во языцех, свою связь с ГКЧП. По приглашению "Альфа-банка" Морис Бежар привез образчик современной хореографии. Балет под названием "Метаморфозы" задал вектор "направления вперед" и стал, безусловно, метафорой Большого театра. Но даже блеск Парижа не спас театр от нищеты. "Васильевский спуск", — смеялись над еще вчера "всеобщим любимцем" те, кто под прикрытием гениального артиста балета ХХ века вернул на должность исполнительного директора Большого театра Владимира Коконина. Театр валился в пропасть, "жизнь не по лжи" не задалась. Конфликт между Владимиром Васильевым и Владимиром Кокониным, напротив, взметал к апогею. Большой театр находился на пороге "стройки века" — реконструкции исторического здания. От подковерных искр летели клочки по закоулочкам. Тут и Михаил Швыдкой получил портфель министра культуры. "Оба хуже" — принял он соломоново решение. Указом президента уволены и тот, и другой. Большой театр, как блудный сын, вернулся в объятия Минкульта. Происходит операция по внедрению своего человека на должность генерального директора Большого театра. Им становится фигура совсем неприметная, бывший администратор театра Товстоногова Анатолий Иксанов. Логика Михаила Швыдкого такова: "Передо мной была поставлена задача упорядочить работу Большого театра и финансирование реконструкции и строительства. По бюджетному кодексу генеральным заказчиком всего строительства является Минкульт, и все инвестиционные средства будут идти через него. Если я не смогу их контролировать, с моей стороны это будет безрассудством: как я могу отвечать за финансовые потоки, которые не находятся под моим контролем?" Бюджет Большого театра стал расти, как на дрожжах, к концу 2012 года составил рекордную сумму — $ 120 миллионов в год. В 2013 году борьба за власть пошла не на жизнь, а на смерть.
Едва прокуратура возбудила уголовное дело по факту нападения на Сергея Филина, как судьба Николая Цискаридзе была решена. "У меня ощущение только одно: всё, что случилось, — это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе", — заключил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. Галина Степаненко — временно исполняющая обязанности художественного руководителя балета — довела до педагогов Большого театра генеральную мысль: Цискаридзе дестабилизирует театр. Дерзость премьера балета Большого театра высказывать свое эстетическое видение репертуара, не совпадающее с делом руководства, — нарушение корпоративной этики. Попробовал бы вякнуть в Гранд Опера! Думает, в Большом можно?! "Деньги-товар-деньги" — артист балета Большого театра как отрасли экономики. Пресса хваткой бульдога вцепилась в противостояние между артистом и генеральным директором. Беспрецедентность травли Николая Цискаридзе сравнима разве что с беспрецедентностью расправы над Сергеем Филиным. Тогда как стратегическая победа уже была одержана.
Есть такая забава: называть годы Иксанова в Большом театре стабильностью. То "нашисты" жгли перед театром книги "копрофага" Сорокина. В ответ на премьеру "Дети Розенталя". То примадонна Галина Вишневская публично отреклась от театра. В ответ на премьеру "Евгения Онегина". То пропади пропадом эти бронзовые ручки с вензелем Николая II! В ответ на восстание из руин Большого театра. То звёздный дуэт Наталья Осипова и Иван Васильев кинул Большой, сбежал в Михайловский… Весь этот драйв весьма поверхностных событий держал публику в завидном тонусе. Мало было своего сора, так Большой тащил еще сор из чужих изб. Г-н Мортье, легендарно изгнанный с Зальцбургского фестиваля, был принят Большим театром по-королевски, как "один из самых сильных игроков в нынешнем музыкальном театральном мире". В ответ на прокат "Евгения Онегина" в королевском театре "Реал", где "игрок" ныне здравствует.
Призрак гулял по кулуарам Большого театра. Призрак дворцового переворота. Слух: карта Иксанова бита будет картой Кехмана, Кехман уже в Москве, решается назначение. Неее, Юрий Лаптев, солист Мариинского театра, победит!.. Куда там! Владимир Урин, гендиректор театра имени Станиславского и Немировича-Данченко уже перебежал дорогу. Слышали? Большой и Мариинский войдут в канцелярию императорских театров с Гергиевым во главе… Александр Будберг, муж пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, — вот кого ждать надо…. Стабильность Большого театра смахивала на вулкан Эйяфьядлайёкюдль.
До Бога высоко, до царя далеко — живо еще в нашем народе. В минуту жизни трудную народ пишет письма президенту Путину. Вот и заслуженные деятели искусств обратились по осени к президенту Путину. Просьба — назначить на должность генерального директора Большого театра Николая Цискаридзе. Дело в том, что в декабре 2012 года заканчивался в очередной раз контракт Анатолия Иксанова с Большим театром. И так решили буйны головы: теперь навсегда. Не каждый, верно, разделял позицию Николая Цискаридзе, но эта позиция четко артикулирована, понятна, Николай Цискаридзе — звезда балета с мировым именем. Пусть лучше он, чем гость непрошенный. Письмо легло на стол президента.
Первым о письме заговорил Михаил Швыдкой. Похоже, письмо врасплох его застало. Как корова языком слизала елейную, вкрадчивую даже, интонацию голоса специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству, почти дипломата. Михаил Швыдкой жалил слюной гнева, сарказма и возмущения. Было время, когда деятели искусств подписывали письма, так время было какое?! Тоталитаризм! Иначе не выжить! Но чтобы сегодня??? В демократии без конца и без края??? Да еще, чтобы директора театров подписывали письмо против директора театра?!! Да еще, чтобы директора театров знакомые всё, "рукопожатные" лица: Геннадий Хазанов, Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек…тренер Ирина Винер. "Не верю!" — сыграл Михаил Швыдкой, выпускник театроведческого факультета ГИТИСа. Марк Захаров быстро соскочил с подножки подписантов. Собственно говоря, ему не привыкать. "И другие", "введенные в заблуждение", дружной вереницей пошли на поклон к Анатолию Иксанову. Ха! — гудела Москва, — не без участия Швыдкого президент решил участь челобитной. Вот эта стратегическая победа и была одержана.
Наступила тишина. Тишина перед бурей. Буря грянула отнюдь не оперой Адеса. Незадолго до выезда на лечение в Германию (ссылаюсь на "МО" №1(352).2013) Сергей Филин написал в своем блоге:
"Как руководитель я не только старался заниматься реформаторской инициативой в балете, но и стараться по возможности своих скромных сил быть полезным театру и в других аспектах <…> Теперь, когда злоумышленники перешли к криминальным методам воздействия на меня, я понимаю, насколько был близок к решению определенной проблемы. Их действия подтверждают мою правоту… Это проблема черного балетного бизнеса внутри театра… Затем я сообщил руководству, что такая система меня возмущает, и я намерен перейти к более решительным действиям. Спустя несколько недель произошло нападение". Похоже, Сергей Филин попал в Большой театр, словно в замок Синей Бороды. Пнул в запретную дверь. Замок не оказался бутафорией.
Было время, когда хореограф Ратманский реинкарнировал в Большом театре советские балеты 30-х годов. На чем сделал имя, и — гуд бай Рашка — отчалил в New-York City Ballet на повышение. Сегодня на глазах шокированной общественности происходит реинкарнация в поражающих воображение, избыточных декорациях Вильямса "Ромео и Джульетты". Отнюдь не советского балета 40-х. В разворачиваемом действе, похожем на детективный роман, есть всё! Секс, ревность, зависть, месть, предательство, наркотики, погоня, ну и тень простертого крыла злого гения Ротбарта.
Что ж, пятнадцать лет Большой театр пожирал сам себя. "Бархатная революция" оперы от Чернякова-Серебренникова оказалась несовместима с жизнью. Опера Большого театра, как рафинированный цветок, пала. "Интеллектуальный авангард" от Форсайта-Прельжокажа — это когда артисты балета в трусах и майках на босу ногу изучают возможности тела — показал: страшнее дикости может быть только цивилизованная дикость. Выверенный, как дворцы Растрелли, русский классический балет, да монументальные балеты-полотна Григоровича еще сдерживают видимость формы Большого театра. "Русской культуры как таковой уже нет, — говорит Владимир Мартынов "Известиям", композитор готовил постановку "Князя Игоря" в Большом, — она осталась в XIX веке… Большой театр стал надгробием русской культуры, а сейчас, когда его переделали, он превратился в пластиковый новодел надгробия". Советской культуры тоже нет. Если в 30-х годах лебединские громили Сергея Рахманинова кличкой: "фашист в поповской рясе", то в лихих-нулевых дети лебединских продолжили дело отцов. Казалось, с недосягаемых вершин советского Олимпа, посбивали богов Большого театра. Больше пожирать стало нечего. Большой театр приступил к самоликвидации. Сергей Филин, Николай Цискаридзе, Павел Дмитриченко — жертвы агонии.
Король умер! Да здравствует… кто? В день защитника Отечества, 23 февраля 2013 года, Роман Абрамович вошел в состав Попечительского совета Большого театра. Быть бренду: "Большой Chelsea"? Или всё-таки: "Большой Гараж"? Вопрос пока открытый. Делайте ставки, господа! Faites votre jeu!
Марина Алексинская
Источник: газета "Завтра"