Максим Калашников: Никто, кроме нас самих и нашей исторической смелости, нас не спасет
Сейчас очень плохое время. Властью явно взят курс на социально-экономический обрыв. Вполне вероятно, что впереди будет смута. И нужно, конечно же, предложить выход из нее. Мое глубокое убеждение, что это уже необходимо делать для новой, может быть национальной державно ориентированной власти, поскольку нынешняя система не вечна.
Я вынужден выразить некоторое сожаление недостаточной смелостью Московского экономического форума. Либеральную модель мы все раскритиковали в пух и прах, похоронили, можно сказать, но куда идти? За эти два дня на форуме предлагали последовать за некой скандинавской моделью, называя ее успешной. Может быть, она, конечно, и успешная, глядя из русской ямы-то, но если мы посмотрим на Скандинавию, то она тоже отмирает в демографическом плане, в распаде семьи, и уже сами деловые люди говорят, что оттуда начинает уходить современная промышленность. А уж огромное количество людей, живущих на социальное пособие…
У нас таких условий нет, у нас не Скандинавия. Так что, это не альтернатива для нашей страны. Мы не можем задействовать скандинавскую модель по ряду причин.
С моей точки зрения, впереди нас ожидает переход в другую фазу развития. У нас есть развилка либо вниз – в мир нового кастового общества, нового рабовладения, либо вверх – к новой цивилизации. Но переход к этой фазе будет очень тяжелым, и, может быть, придется вспомнить практику 30-х годов, поскольку по диалектическому закону развития, каждая новая эпоха больше похожа не на предыдущую, а на "дедовскую", поэтому придется пристегнуть ремни. Тем не менее, через какие бы формы не происходил переход к этой новой эре, наше национальное спасение и спасение всего мира в сознательном строительстве новой цивилизации.
Выход из неизбежного кризиса возможен только с помощью новой индустриализации. Индустриализация нашей страны должна быть проектной, нацеленной на создание цивилизации будущего вместо вымирающей капиталистической системы. Как и индустриализация Сталина, наша индустриализация должна иметь четкие цели. Вспомните, как при Сталине: индустриализация, коллективизация, культурная революция, электрификация. Но, к сожалению, в отличие от тех времен, мы имеем дело с фазовым переломом. Тогда можно было копировать и догонять, а сейчас нам этот путь никто не сможет подсказать, придется создавать его своим умом.
Есть несколько необходимых условий – это обретение самостоятельной финансовой политики, то есть национализация нашей рублевой системы, выход из ВТО, смещение тяжести налогообложения с производственного на личностное сверхпотребление, введение разумного протекционизма. Это все необходимо, но недостаточно. Необходимо создать комплекс мегапроектов развития, каждый из которых будет нас буквально забрасывать в будущее, каждый из которых должен быть как взрыв эволюционного развития.
По мегапроектом я не имею ввиду мегапроекты, которые делают сейчас – Сочинскую Олимпиаду, это уродливое расширение Москвы, футбольный Чемпионат. Это нам подается как мегапроект, но ничего нового эти имперские проекты не создадут. Соответственно, мегапроекты, о которых я говорю, это не экономические могилы, не зарывание денег в землю.
Вспомните набивший оскомину атомный и ракетный проект. Ведь они, по сути дела, соткали современный мир. И их создатели сами не представляли, какие последствия они порождали, ведь на самом деле тот же Интернет – это последствие ядерного и ракетного проекта. От ядерного вырос ракетный, и так вплоть до мобильной связи и Интернета.
Самое первое наше препятствие на пути к созданию этих мегапроектов - русский национальный страх идти первыми. В некоторые периоды нашей истории он преодолевался, но сейчас мы живем в тот период, когда все недостатки царского, советского и постсоветского периодов сконцентрировались, и один из них, наша не смелость. Вспомните постоянный вопрос нашего Правительства "а делается ли это на Западе?". Надо преодолеть этот страх и начать делать то, что не делал никто в мире.
Первый такой мегапроект - это аграрный мегапроект, представленный на МЭФ. Он мог бы стать локомотивом развития, но этого проекта мало, нужны мегапроекты -приоритеты. Я считаю, что с ним можно было бы связать мегапроект "Новая Урбанизация", в котором говорится, что переосваивая страну, мы должны создавать тысячу новых городов нового типа. Думаю, тут туда же можно добавить проект "Умной инфраструктуры". Понятно, что та инфраструктуру, которая обветшала и осталась с советского времени, необходимо заменять на инфраструктуру будущего. Сюда же относится проект создания новой авиации и космической техники и т.д.
На МЭФе нам говорили, что нет технических прорывов. Мы стоим на грани падения в новое варварство. Все негативные последствия неолиберального господства могут свалить нас в темные века. Люди деградировали. А создание мегапроектов – это способ вытащить людей из этого варварства, способ сплотить самые здоровые элементы и создать то самое гражданское общество, о котором говорят. Никто, кроме нас самих и нашей исторической смелости, нас не спасет.
Писатель Максим Калашников для Накануне.RU