04 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Сергей Кара-Мурза о союзе России и Белоруссии: Идея общего государства все больше овладевает массами

Сегодня отмечается день единения народов России и Белоруссии

Сегодня Владимир Путин поздравил Президента Республики Беларусь (РБ) Александра Лукашенко с Днём единения народов России и Белоруссии. Все больше, особенно в этот день, идет разговоров об интеграции двух братских государств, на что нацелена политика Путина и чему в прессе радуется Лукашенко. На деле же создание Союзного государства, о котором идет речь с 1999 года, заморожено. Президент РБ боится потерять свою власть: стать вице-президентом при Путине, который встанет во главе нового Союзного государства - рискованная авантюра. В то же время, в России либерально настроенная часть элит (то есть, подавляющая) такого сближения не потерпит. Но если объединению на государственном уровне мешает целый список правовых и дипломатических пунктов, то в народных массах - считает наш эксперт, советский и российский учёный, автор работ по истории СССР Сергей Кара-Мурза - идея союза обретает свои силы. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: Сегодня отмечают день единения белорусов и русских, но фактически российско-белорусская программа по созданию Союзного государства застыла, так и не начавшись. Какие факторы помешали объединению не только народов, но и двух государств?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Кара-Мурза: Я считаю, что это слово - "застыла" - относится к формальной стороне, к государственной политике, а под этой видимой оболочкой процессы объединения все-таки идут неуклонно. Хотя нет особой патетики, нет символических жестов, но, по крайней мере, в массовом сознании в России Белоруссия рассматривается как союзное государство. Белоруссия для нас – фундаментальный союзник, этот народ для нас братский, несмотря на различия социального, политического устройств, мне кажется, это важно. Как только будут найдены форматы этого более интенсивного взаимодействия на уровне государств, то они будут закреплены, но найти эти форматы непросто, так как те самые различия в политическом и социальном устройстве существенны. Очень опасно было бы заставлять эти две части соединиться. У Белоруссии с нами есть отличия, и искоренять их было бы неправильно, и для России важно то, чтобы РБ развивалась по своему пути.

Вопрос: Есть мнение, что саботируют сближение России с Белоруссией третьи силы, кому такое объединение невыгодно?

Сергей Кара-Мурза: Известно, что запад на Беларусь смотрит с подозрением, а Россия все равно Белоруссию прикрывает своей массой. Но ведь и у нас, и в Белоруссии прозападные силы влиятельны. Наши западники относятся враждебно не только к соединению России и Белоруссии, но и к восстановлению собственных структур не западного типа, и они более организованны, чем патриотическая оппозиция. Прозападная оппозиция Белоруссии имеет даже меньше поддержки, чем у нас. Хотя и там – это тоже часть интеллигенции, с которой надо вести диалог. Но обе эти прозападные силы – там и здесь - они стараются разными способами усложнить, опорочить саму идею этого союза.

Вопрос: То есть я Вас правильно поняла - прозападные структуры в российском руководстве проводят такую линию и саботируют сближение России с Белоруссией. Какие аргументы они используют для того, чтобы убедить Путина?

Сергей Кара-Мурза: Они, прямо это не говорится, имеют власть – вот и все, а у Путина нет абсолютной власти, даже у Сталина не было абсолютной власти. Силы, настроенные на союз, должны быть более выражены и у нас, и в РБ, в прессе, но общество у нас пока к этому не готово. Власть в деликатном положении оказывается.

Вопрос: А разработка идеи, что Лукашенко – это "диктатор", потенциальный конкурент Путину - не ведется?

Сергей Кара-Мурза: Мне кажется, что у нас Путину такого никто не говорит. Только оголтелая часть прессы может высказывать такие идеи на полном серьезе. Это создание такого мифа. Когда говоришь с интеллигенцией белорусской, они говорят, что им не нравится, что Лукашенко обращается в основном к населению, к простонародью. Что его логика, его язык их коробит, что они завидуют тому либерализму, который существует в России. А потому говорят: и все же приходится за него голосовать, потому что только благодаря ему мы, такая диссидентская часть, все-таки существуем. А иначе бы нас вот это "простонародье" задавило. 

Вопрос: С точки зрения авторитарного государства, у Лукашенко есть страх потерять суверенитет и свою власть в таком союзе двух государств, где он не сможет играть первую скрипку?

Сергей Кара-Мурза: Я думаю, что, конечно, страх такой у него есть. Тут даже дело не в договорах, а в реальности. В чем риск такого массивного соединения? В том, что те структуры, которые удалось создать в Белоруссии - это особый проект на постсоветском пространстве. Они свой путь нашли и ищут свои способы выхода из кризиса. Республики в очень плохом состоянии - Молдавия, Армения - у них не получается преодолевать трудности, как Белоруссии. РБ вылезла из этой ямы. Это все очевидно, и даже американцы не отрицают этого. Белоруссия нашла свой проект, проект "Лукашенко", тут и культура своя помогла, и с этими хрупкими структурами нужно осторожно обращаться. И когда наши олигархические группы туда рвутся – они могут эти ростки затоптать, чего и боится Лукашенко.

Вопрос: И чтобы не допустить такого вмешательства со стороны России, Белоруссия наводит мосты дружбы с западом? В 2009 году Республика Беларусь вступила как равноправный член в программу Европейского союза "Восточное партнерство"

Сергей Кара-Мурза: Если на эти вещи обижаться, то союза ни с каким государством не построить. Вспомните, как Советский Союз создавался, вы думаете, легко было договориться с Азербайджаном, с Узбекистаном? Там вообще доходило до репрессий. Вообще межнациональные отношения – вещь очень деликатная, здесь много риторики, маскирующей реальность: есть у России с Белоруссией какие-то противоречия, а что главы государств потом обсуждают без галстуков ‐ мы не знаем. Да, Белоруссия развивает свои отношения с Евросоюзом, с западом, а мы что, лучше? Мы тоже вынуждены и мы соглашения подписываем и с американцами, и в Европе. Мы сейчас не при "железном занавесе", который нас защищал. Мы привыкли рассуждать, как в советское время было, как Громыко говорил "нет и нет" - сейчас не та ситуация. На это не нужно такое внимание обращать. По фундаментальным вопросам, как я понимаю, и Лукашенко, и вся верхушка - они понимают, что, конечно, союз с Россией – это условие развития, здорового развития Белоруссии. И этим развитием они не пожертвуют ради каких-то похлопываний по плечу от запада.

Вопрос: В каких политических условиях возможно объединение?

Сергей Кара-Мурза: Пока что ситуации в обеих странах такие, что можно объединяться небольшими шагами. Идея союза овладевает массами, ищутся приемлемые формы. Белоруссия будет таким полигоном, который поможет нам восстановить и модернизировать хозяйство, потому что они сохранили наработанное.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС