К вопросу о сланцевой революции
Распределение добычи по месторождениям сланцевого газа в пиндосии. Здесь и далее ордината в млрд. куб.футов в день, данные по май 2012. Пройдёмся по характеристикам трёх крупнейших месторождений - это Хейнесвилль, Барнетт и Марцеллус.
Добыча (слева) и кол-во добывающих скважин (справа), Хейнесвилль:
Как видно, несмотря на рост кол-ва работающих скважин, месторождение уже отмечает стагнацию и падение.
теперь Барнет:
15 тыщ скважин! Не стоит смотреть на этот график во время еды - можно поперхнуться и кончить летально. Это порядок всей российской газовой промышленности! Этож сколько бабла и джоулей! С себестоимостью будут проблемы... а добычи - с гулькин нос. Возьмём одно из наших основных традиционных месторождений - Уренгойское. Промышленная добыча с 1978, а фонд скважин - всего лишь 1300 штук и добыча, в переводе на пиндосскую ординату - 21 млрд. куб. футов в день! Разделив одно на другое получим 0,4 и 16 млн. куб. футов на скважину в день для пиндосов и нас соответственно. При этом у нас скважины на традиционный газ - пустил пробурил и забыл на десяток/другой лет, а тут... на эту тему будет тоже весело и чуть дальше. революция превращается в г'еволюцию.
На Марцеллусе ситуация получше, но в целом стандартная для пиндосского сланцевого газа, скважин - куча, толку - мизер:
Переходим к кривой добычи:
Падение добычи на усреднённой скважине для Хейнесвилля. по абсциссе - месяцы(!), по ординате - тыс.куб футов.
Как видно, через два годика функционирования скважины от газа остаются рожки да ножки, а через 48 месяцев - скважине приходит тотальная г'еволюция.
Аналогично для Барнета и Марцеллуса:
Такие графики можно показывать перед смертной казнью, чтобы умирать с мыслью что кому-то сейчас хуже.
Учитывая тотальное падение добычи с каждым месяцем эксплуатации скважины, получается для рисования роста нужен постоянный ввод в строй сотен/тысячи новых скважин ежегодно для каждого месторождения. Если представить, что с 1 января 2012 ввод новых остановится и добывать будут только старые, то получится такая картинка добычи (чёрная линия, левая шкала, Хейнесвилль):
Добыча через 10 месяцев сразу падает в 2 раза без ввода новых скважин!
Аналогично и для Барнета и Марцеллуса (чёрные линии - добыча, красная - скважины):
Получается такая интересная табличка; 3, 4, 5 и 6 столбцы:
Число новых скважин, необходимых ежегодно вводить в строй для рисования только горизонтали добычи(3), введено новых скважин за последний год(4), кол-во буровых на октябрь 2012(5), прогноз по динамике добычи(6), decline - падение.
А если суммировать буровые по месторождениям (5), то получается столько же, сколько во всём остальном мире вместевзятом:) отсюда и берётся англоязычный мем drill baby, drill! [бури детка, бури!], ведь иначе добыче сланцевого газа сразу придёт конец. Для продолжения сланцевого банкета надо вводить в эксплуатацию три наших Уренгойских месторождения ежегодно (несколько тысяч скважин)! да ещё и проводя гидроразрыв пласта! на каждую скважину в среднем по пять млн. баксов выходит... в общем, адъ и Израиль.
Теперь можно пофантазировать на тему EROEI в газовом эквиваленте. Если добыли 1 кубометр газа, эквивалентный Х джоулям, сколько Y джоулей в газовом эквиваленте потратили, чтобы его добыть? 0,3 кубометра? 0,5? 0,7? если взять EROEI 1:3, то получается, что при грязной добыче в 26 млрд. куб. футов чистая составила 26-26/3=17,3. а в баксах? это стоит спросить у Сhesapeake, находящейся на грани банкротства. Интересно, как можно обанкротиться на сланцевом рае и революции? Детишки в холодных домах и без энергоёмкого производства будут косо смотреть на отцов, которые профукали столько джоулей.
Источник: Информационный центр Aftershock