Виктор Мараховский: Распад Советского Союза как хороший сюжет для фильма-катастрофы
Накануне стало известно, что знаменитый американский телеканал HBO решил создать сериал о распаде Советского Союза. Идею проекта под названием "Горбачев" предложил актер и продюсер Том Хэнкс вместе Леонардо ди Каприо. Стоит напомнить, что именно команда телеканала HBO создала такие сериалы как "Секс в большом городе", "Клан Сопрано", "Подпольная империя" и "Игра престолов", а предыдущий проект Тома Хэнкса на HBO сериал "Братья по оружию" стал, по мнению западных критиков, одним из самых реалистичных и патриотических сериалов о Второй мировой войне и собрал все самые влиятельные награды. Шеф-редактор веб-проекта "Однако" Виктор Мараховский поделился с Накануне.RU своим мнением о том, чем так приглянулся сценаристам телеканала сюжет "Перестройки" и почему – именно сейчас.
Сказать слишком много о произведении, которое еще свет не увидело и даже сценарий которого не оглашен, не получится. Можно только условно экстраполировать то, что мы знаем о телеканале HBO и Михаиле Сергеевиче Горбачеве и попытаться спрогнозировать, что может получиться. С одной стороны, телеканал HBO любим нашим зрителям и известен, в первую очередь, за сериалы "Клан Сопрано", "Рим" и "Игра Престолов". Что объединяет эти сериалы? Красочное описание преступлений, сорванных планов и возмездие. Насколько я помню, в финале этих историй никто не оказывается счастлив, зато демонстрируется гигантское количество убийств, предательств и сомнительных свершений. В этом смысле биография первого президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева является очень благодатным материалом для сценаристов, но есть один нюанс, который заставляет скептически относиться к этой затее. Существует абсолютно канонизированный, жесткий и неподдающийся коррекции, даже с поправкой на время и курса на неореализм, который присущ HBO, взгляд как на распад СССР, так и на саму фигуру Горбачева. Может быть, он единственный представитель советского, да и русского истеблишмента, который взят в "свои" условным Западным миром. Поэтому описывать так, как описывали Юлия Цезаря в том же "Риме", цинично и безжалостно, с точки зрения стороннего наблюдателя за борьбой за власть, сопровождающейся реками крови и беззастенчивой подлостью, скорее всего, сценаристы не смогут. Единственный для них выход в данной ситуации – представить Горбачева изначально своим, чем-то вроде Штирлица и агента влияния. Проводника политического интереса некой общемировой глобальной идеи, который, чувствуя себя Штирлицем, тем или иным способом разрушает доставшуюся ему в управление страну.
Почему именно сейчас появилась эта идея? Строго говоря, мы сейчас вступаем во время абсолютной смуты, я бы сказал глобальной смуты, в которой уверенно себя не чувствует никто. "Перестройка", в том или ином виде, ждет всех. Ощущение окончания эпохи и начала безвременья также присутствует повсеместно. Поэтому, может быть, какие-то параллели между тем, что сейчас называют американской перестройкой, и тем, что называлось перестройкой у нас, создатели фильма сумеют вложить, но я не уверен, что западный зритель сможет эти параллели прочесть. Я думаю, речь идет об одном из проектов, реализация которого еще под большим вопросом. Я хочу напомнить, что когда самого Михаила Сергеевича спросили, как он относится к этой идее, он ответил, что ему уже не однократно предлагали снять о нем фильм, но эти предложения заканчивались ничем. И можно предположить, почему они проваливались. Да, с точки зрения западного зрителя Горбачев положительный персонаж, такой же, как, с точки зрения гражданина Третьего Рейха, маршал Петен. Вся шутка в том, что снять фильм о том, как некий человек приносил пользу нашей цивилизации, уничтожая свою, это очень и очень трудная задача. В целесообразности ее я сомневаюсь, хотя бы и история была кинематографична и драматична.
"Рим" и Вестерос – это тоже не Америка. Да и СССР в качестве сказочной страны, наполненной огромным количеством смешных персонажей, может заинтересовать американского зрителя, тем более, что в принципе процесс уничтожения страны – есть своего рода фильм-катастрофа. А поскольку в США сейчас присутствуют достаточно мощные фобии о развале Северной Америки, есть кризис как с мировым доминированием, так и с собственной экономикой, то продюсеры просто решили, что эта история будет рейтинговой. Наверное, им пришла в голову мысль показать зрителю, что совсем недавно в другой империи происходили ужасы гораздо более серьезные по масштабу, чем в родных Штатах.
Виктор Мараховский для Накануне.RU