19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Новый закон о госзакупках: поле для маневра у коррупционеров осталось, нужны "адресные репрессии"

Иначе контрактная система тоже приведет к "спруту"

Владимир Путин подписал закон о контрактной системе закупок, который придет на смену многострадальному 94-ФЗ. За время действия последнего этот механизм часто обвиняли в торможении экономики, науки, образования и в развитии невероятного спрута коррупции. С начала 2014 года в силу вступит закон о контрактной системе закупок, который депутатами рассматривался почти год. За это время в его текст было внесено несколько сотен поправок, он был существенно переработан, увеличен в объеме, и вот, наконец, под ним поставлена подпись. Однако, эксперты не советуют радоваться раньше времени, ведь законы пишут сотни человек, а думают, как их обойти – тысячи. Подробности – в материале Накануне.RU.

Текст закона занимает почти полтысячи печатных листов, и следует упомянуть наиболее важные моменты, которых не было в прежнем законе. Документ вводит регулирование на всех этапах закупок, в том числе на этапах планирования, прогнозирования и исполнения. Законопроект также вводит новые для России способы закупок товаров и услуг государственными структурами, такие как "двухэтапный конкурс".

Владимир Путин, пресс-конференция|Фото: накануне.RUЗакон прописывает пять методов определения начальной, то есть максимальной цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта, по общему правилу, является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. В случае если стоимость контракта превышает 100 млн руб., а его выполнение превышает три года, то контракт должен включать график исполнения. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает эту сумму, должны создавать у себя контрактные службы.

Среди важных положений можно отметить увеличение доли своеобразного госзаказа для малого бизнеса. Сейчас, по закону, 15% годовых контрактов должны быть распределены между предприятиями малого бизнеса, тогда как раньше такая квота ограничивалась 10%. Помимо этого, вводится ограничение на приобретение продуктов иностранного производства или услуг, оказываемых иностранными подрядчиками. Прописывается и необходимость для поставщиков раскрывать информацию о своих конечных собственниках, соисполнителях и субподрядчиках.

Впрочем, несмотря на обилие достаточно позитивных изменений, даже депутаты, которые принимали участие в обсуждении закона, не уверены до конца в том, будет ли он эффективно работать.

|Фото: Станислав Рослов www.itogi.ru"Прежний закон был просто основой для коррупционных схем. Все зависит от людей – законы пишут несколько сот человек, а как их обходить, думают тысячи. Будем надеяться, что он будет более взвешенным, чем предыдущий. Прежний закон тоже казался довольно неплохим, однако, там оказалась почва для сговора и в результате он подвергся такой критике. Конечно, невозможно все предусмотреть, но мы надеемся, что он сделает больше барьеров на пути коррупционных схем", – рассказал Накануне.RU заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Павел Дорохин.

А представители малого и среднего бизнеса считают, что появление закона о федеральной контрактной системе – это закономерное развитие законодательства о госзакупках.

"Подписание закона о контрактной системе – новая веха в эволюции системы государственных закупок. В отличие от 94-го закона контрактная система прописывает всю цепочку, всю процедуру, начиная с формирования представлений о том, что необходимо купить, нормирования деятельности и заканчивая контролем исполнения самого контракта. Контрактная система – это более целостное видение всей картины и более системный подход решения вопроса. Другое дело, что закон в том виде, в котором он подписан, будет проходить какие-то эволюционные стадии развития, будет совершенствоваться, так же как и 94-й закон совершенствовался", – рассказал Накануне.RU заместитель руководителя комитета по госзакупкам "Опоры России" Роман Гуголев.

Павел Дорохин отметил, что данным законом будет оказываться "массовая поддержка" малому и среднему бизнесу, который во всех развитых странах является основой среднего класса. В законе о контрактной системе закупок будет на деле реализовываться декларируемый много лет тезис о "поддержке малого бизнеса".

Отметим, при этом, что после повышений пенсионных отчислений более чем в два раза, в России массово начали закрываться ИП, то есть те самые представители малого бизнеса. По словам известного экономиста Михаила Делягина, за первые полтора месяца 2013 года закрылись свыше 200 тыс. малых предприятий.

Определенные сомнения на этот счет есть и у представителей "Опоры России".

"Ни государство, ни Росстат не знает, кто на самом деле зашел на рынок, кто выполняет контракт – представители ли это малого бизнеса, среднего бизнеса, как их подсчитать, каким образом выделить их из общего потока. Это достаточно сложная задача, и я, честно сказать, не знаю, кто ее смог решить", – отмечает Гуголев.

В этой ситуации нужно начинать с создания "черных списков", в которые будут заноситься различные посредники и подставные лица и компании, которые будут выдавать себя за "малый бизнес", считает член генерального совета "Партии дела", писатель Максим Калашников.

"Малый бизнес действительно иногда может дать лучшие условия, но конкурс должен быть честным, когда по предложенным условиям и способности выполнить их ты отбираешь людей. При этом, нужно заготовить черный список, потому что под видом малого бизнеса туда рванутся те же крупные воры и крупные бизнесы, рванется масса посредников. И нужно отделить вот такие грязные структуры, липовые, фальшивые, мошеннические от действительно малого и среднего бизнеса", – предостерегает эксперт.

Другое новшество законопроекта – борьба с иностранными товарами, по словам депутата – акт протекционизма на пути к импортозамещению экономики.

|Фото: Накануне.ru"В некоторых сферах импорт уже превышает все допустимые показатели национальной безопасности. Зависимость от поставок продовольствия, медикаментов у нас превышает 50%. То же самое по технике. Мы считаем, что нужна новая индустриализация, что нужно поддерживать промышленный сектор. Я – руководитель рабочей группы в комитете по промышленности, и мы сейчас готовим закон о государственной промышленной политике. Нужно поддерживать своего производителя, а не кормить зарубежных рабочих, зарубежных предпринимателей, покупая у них товары", – пояснил Дорохин.

Означает ли это, что чиновники и депутаты пересядут с иномарок на "Волги" и будут покупать российские "планшетники"? "Отечественной продукцией" будет считаться то, что произведено внутри страны, будь то автомобили или сложная техника.

"Мы считаем, что автомобили, собранные здесь – это уже автомобили из России. Если автомобиль пересекает границу, проходит через таможню – это уже импортный товар. Концепция выстраивается таким образом, что если мы сейчас не можем сами сделать себе хороший автомобиль, автопром сильно отстал, и это, отчасти, тоже в силу упора на импорт в последние 20 лет, то пусть их хотя бы собирают у нас. И будут закупать собранные в России изделия. Мы будем сейчас упирать на то, чтобы процент локализации был не 70%, например, а был увеличен до 100%, чтобы обеспечивать работой наших рабочих", – подчеркивает народный избранник.

Однако, по мнению Максима Калашникова, никакие законодательные инициативы ситуацию, скорее всего, не спасут, поскольку всегда найдутся те, кто придумает, как обойти закон.

"Дело тут не в несовершенстве закона. Дело в том, что сам правящий класс Российской Федерации настолько коррумпирован, что какие законы не пиши, он все равно найдет лазейки. Я сам знаю, как люди обходили все эти тендеры по 94-ФЗ. Моментально была создана разветвленная изощренная система обхождения конкурсов, фактически, спектакль. Думаю, что и новый закон обойдут точно так же", – уверен Калашников.

С этим отчасти соглашается Роман Гуголев, отмечая, что в новом законопроекте чиновникам предоставляется довольно широкое "поле для маневра", которое фактически всегда является коррупциогенным фактором.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU "Когда чиновник имеет возможность для маневра – это всегда несет в себе коррупционный риск. На сегодняшний день контрактная система допускает достаточно значительные возможности для маневра для чиновников, в частности по процедурам. Там и электронный аукцион, там и конкурентные переговоры, там чего только нет", – приводит пример эксперт.

Причиной такого активного поиска "серых схем" Калашников считает безнаказанность тех, кто нарушает законодательство в этой сфере и продолжает заниматься коррупционными схемами.

"Отсутствует наказание нарушителей, нет страха наказания, нет страха лишиться своего имущества за махинации. Отсутствует элемент репрессий, репрессий адресных, точечных, когда наказывать будут действительно виновных", – считает он, поясняя, что по мере распутывания "клубка коррупции", его нити обязательно приведут на самый верх. Впрочем, эта ситуация не нова и не уникальна.

"Посмотрите, как действует Путин: все, кто попал в обойму номенклатуры – неприкасаемые. Что бы они ни натворили, они все равно остаются в обойме, будут устроены. Как бы они ни провалили работу, их уберут с постов министров, но сделают советниками президента", – проводит аналогии Калашников.

Поэтому, по мнению эксперта, никакие законы, даже с самыми благими начинаниями, не изменят ситуацию до тех пор, пока власти в России не начнут реально карать за коррупцию, проводить "публичные казни" наиболее крупных из них.

сердюков анатолий эдуардович министр обороны рф|Фото: Накануне.ru"Есть пряники, но есть и кнуты, это диалектическое единство. Когда ты не можешь выполнить нормы международноых антикоррупционных конвенций, а РФ их не выполняет, когда ты, даже в воспитательных целях, не можешь показательно наказать крупных коррупционеров вроде Сердюкова – это все действует разлагающе, это нарушает то самое диалектическое единство. При всех прекрасных законах должен быть карательный аппарат", – резюмирует он.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС