Эмиссионная колония Набиуллиной
Назначение Эльвиры Набиуллиной, экс-министра экономики и советника президента, на пост главы Банка России, не вызывает каких-то особенно оптимистичных эмоций. Выступая перед депутатами Госдумы 9 апреля, некогда аспирантка Евгения Ясина и экс-заместитель Германа Грефа по работе в ЦСР и Минэкономики открыто заявила, что основной целью деятельности Банка России по-прежнему остаётся пресловутая "борьба с инфляцией". Да, уже после утверждения своей кандидатуры в нижней палате парламента Набиуллина подчеркнула, что Центральный Банк должен стимулировать экономический рост, однако практически сразу заявила, что снижение ставки рефинансирования с высокой долей вероятности не даст стимулов для оживления производственной и инвестиционной активности, а лишь ускорит инфляцию.
Никто не спорит – в условиях отсутствия системы рефинансирования экономики (в более узком определении – банковской системы) и избыточной зависимости банковской системы от внешних источников финансирования (притока экспортной валютной выручки, иностранных кредитов и займов, блуждающего "горячего" спекулятивного капитала и т.д.) ставка рефинансирования в принципе не может оказывать влияния на стоимость кредитных ресурсов в экономике.
Благодаря последовательному отказу Банка России от построения полноценной системы рефинансирования банковской системы под залог государственных и корпоративных ценных (по примеру США, ЕС, Великобритании, Японии, Швейцарии и т.д.), а также ориентации эмиссии рубля на внешние источники, ставка рефинансирования превратилась в фикцию. Дело в том, что Набиуллина не только не озвучивает вслух эту проблему и не высказывает никаких опасений по поводу отсутствия у России самостоятельной и суверенной денежно-кредитной и эмиссионной политики. Складывается такое ощущение, что она просто-напросто не понимает, о чём идёт речь и какие вызовы стоят перед Россией и Центральным Банком.
Более того, Набиуллина ни слова не сказала по существу вопроса о бегстве капитала из России – только за период 2008-2012гг. совокупный чистый вывоз капитала из России составил 361 млрд долларов, а только по итогам первых трёх месяцев 2013г. из страны было вывезено порядка 25 млрд долларов.
И это уже не говоря о том, что от нового главы ЦБ РФ не прозвучало никаких серьёзных заявлений по вопросу незаконного вывоза капитала. Притом что только в 2012г., по оценкам покидающего свой пост председателя Банка России Сергея Игнатьева, из России незаконным образом было вывезено порядка 49 млрд долларов.
Никаких комментариев не последовало по вопросу того, почему в России столь неадекватно низкая инвестиционная активность – при норме сбережений в размере 33-34% ВВП норма накопления капитала не превышает 23-24%, а с учётом очистки от пополнения материально-технических запасов накопления основного капитала не превышает 21-22% ВВП. Набиуллина как бы вскользь упомянула о проблеме затухания экономического роста, вывозе капитала и низкой инвестиционной активности. Однако по какой-то причине она предпочла умолчать, что основной вклад в вывоз капитала из российской экономики вносит не частный сектор, а само государство.
Согласно официальным данным Банка России, за период 2000-2012гг. компаниями и банками в чистом виде было вывезено 297,2 млрд долларов, тогда как совокупный чистый вывоз капитала со стороны органов государственной власти превысил 468,8 млрд долларов. Другими словами, именно само государство своими собственными руками, изымая "нефтедоллары" из экономики и проводя крайне жёсткую налогово-бюджетную политику, вывозит капитал из России и искусственно практически в 1,5 раза занижает масштабы инвестиций в российскую экономику. Однако об этом не было сказано ни слова.
И снова борьба с инфляцией
Набиуллина снова обещает сделать всё возможное, чтобы удержать темпы роста потребительских цен ниже 6% в 2013г. и снизить инфляцию до 3-3,5% уже в ближайшие пару лет. При этом Эльвира Сахипзадовна ни слова не сказала о том, что инфляция в России носит немонетарный характер и обусловлена высокими издержками производства – стремительным ростом цен на ГСМ, безудержным повышением стоимости услуг естественных монополий, удорожанием грузоперевозок и т.д.
В принципе невозможно на практике добиться снижения инфляции не то что до 3-3,5%, но даже ниже 6% в условиях, когда правительство ежегодно в плановом режиме повышает цены на газ, воду, электроэнергию, транспортные услуги, ЖКХ и прочие услуги первой необходимости на 15-20%. Более того, зажимая рост денежного предложения, Банк России тем самым лишь раскручивает маховик инфляции – усиливающийся дефицит денег провоцирует рост ставок по кредитам, увеличивает издержки производства и тем самым стимулирует повышение цен.
Кроме того, помимо роста цен на услуги естественных монополий и ЖКХ, наблюдается скачкообразный рост цен на услуги в социальной сфере, которая подвергается активной коммерциализации и скрытой приватизации.
Справка: При общем росте потребительских цен на 7,2% в годовом выражении в январе-марте текущего года услуги образования подорожали на 10,6%, медицинские услуги – на 7,8%, организаций культуры – на 9,2%, физической культуры и спорта – на 7,3%, а бытовые услуги стали дороже на 7,7%. Кроме того, только по официальным данным Росстата, за первые три месяца текущего года цены на газ выросли на 14,4%, горячее водоснабжение подорожало на 13,2%, холодное водоснабжение – на 10,8%, коммунальные услуги - на 10,6%, оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищного фондов – на 10,6%, а жилищные услуги стали дороже на 8%. Одновременно с этим услуги пассажирского транспорта выросли в цене на 10,1% в годовом выражении, автомобильный бензин подорожал на 8,9%, цены на табачные изделия и алкоголь после повышения акцизов подскочили на 23,4 и 17,4% соответственно, а медикаменты стали дороже на 6,7%. Хуже того, на 14-16% подскочили цены на крупу, макаронные изделия стали дороже на 10,4%, а плодоовощная продукция подорожала на 15,5%.
По итогам 2013г. официальная инфляция составит не менее 6,8-7%, а реальная "социальная инфляция" для 80% россиян превысит 13-15%. Поэтому воспринимать всерьёз намерения Банка России снизить официальную оценку инфляции до 3-3,5% не стоит – эти цифры не имеют вообще никакого отношения к жизни подавляющей части населения России.
Что бы ни заявляла Эльвира Набиуллина и как бы сильно ей ни хотелось обуздать инфляцию и снизить темпы роста цен до 3-3,5%, она просто не имеет для этого никаких рычагов. Бороться с инфляцией издержек, но которую приходится 80% прироста цен в экономике, должны антимонопольная служба, служба по тарифам и прочие ведомства правительства.
"В доску" своя
Кроме того, Эльвира Набиуллина пообещала воздержаться от "чистки рядов" и существенного обновления кадрового состава Банка России. Принимая во внимание тот факт, что уходящий в отставку в мае текущего года нынешний глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев, к которому в академической среде и экспертном сообществе накопилось много претензий, остаётся в Банке России и займёт пост советника Набиуллиной, это косвенно означает, что и при новом руководителе Центральный Банк продолжит проводить давно известную денежно-кредитную политику. По-прежнему вся власть и полномочия будут сохраняться в руках старой команды – Улюкаева, Швецова, Лунтовского, Конторовича, Сухова, Шора и т.д.
Принимая во внимание тот факт, что "смотрящим" за Набиуллиной назначен Сергей Игнатьев, который на протяжении 12 лет превращал Банк России в филиал ФРС США и валютный обменник, никаких изменений в действиях ЦБ РФ и его руководства ожидать не стоит. В лучшем случае мы увидим какие-то незначительные "косметические" изменения – несущественное снижение ставки рефинансирования, расширение перечня бумаг в ломбардном списке Центрального Банка, увеличение операций краткосрочного рефинансирования и т.д.
Однако суть проводимой денежно-кредитной политики (если о таковой вообще уместно говорить применительно к обменной кассе) останется неизменной. Она не станет поднимать вопрос о необходимости внесения поправок в закон "О Центральном Банке", которые бы закрепили обязанность Банка России нести ответственность за экономический рост и обязали его стимулировать создание рабочих мест, расширять инвестиционную деятельность и обеспечивать отраслевую диверсификацию экономики. Точно так же как не будет поднят вопрос об усилении подотчётности и подконтрольности Банка России перед органами исполнительной и законодательной власти: президентом, Правительством, Государственной Думой, Счётной Палатой и т.д.
И уж тем более Набиуллина не рискнёт поставить под удар "святая святых" Центрального Банка – ей не хватит смелости и аппаратного веса поставить вопрос о необходимости расширения функции и полномочий Национального Банковского Совета и передаче в его руки полномочий по разработке и реализации денежно-кредитной политики. Не говоря уже о внесении изменений в состав самих участников НБС, чтобы в него вошли не только представители государства и финансисты, но также представители реального сектора экономики и промышленного капитала. В противном случае Банк России по-прежнему будет отстаивать интересы финансового капитала и спекулянтов, забывая про проблемы промышленности, АПК, наукоёмких производств и т.д.
Стоит заметить, что Алексей Кудрин, трижды "лучший министр финансов", по мнению западных банкиров, уже успел выразить уверенность, что новый глава Банка России сохранит верность традициям и впредь будет ставить в качестве основной цели своей деятельности набившую оскомину "борьбу с инфляцией".
Она "в доску своя" в лагере российских либералов – идейный "гайдаровец" и "младореформатор", надевший в целях политической необходимости одежды патриота и государственника.