19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgCAcer
Тут http://perevozki.youdo.com/country/dlv/price/: подробное описание.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/himki/ по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/dlv/bezposrednikov/, подробнее тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

12 апреля "грустный праздник" – куда канула космическая эра?

"Космос – своего рода религия, это крестовый поход"

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток-1", на котором находился старший лейтенант Юрий Гагарин, вошедший в историю как первый человек в космосе. Это была большая победа Советского государства, противостоявшего в Холодной войне США, ведь попытки попасть в космос предпринимались уже очень давно, разработки ракет велись еще в нацисткой Германии, а после Второй мировой войны продолжились теми же немецкими учеными, но уже в США. Поэтому такой значительной была эта победа для русских. Но теперь, когда противостояние Холодной войны закончилось, романтика космической эры – уже забыта. И нам уже никогда не повторить такого успеха или, по крайней мере, такого прорыва, какой был в 60-х годах прошлого века, ждать придется еще очень долго, считает писатель, историк и футуролог Максим Калашников. Почему космическая программа больше не волнует умы человечества, он рассказал в интервью корреспонденту Накануне.RU.

Вопрос: Как повлияла победа в Великой Отечественной войне на космические разработки СССР? Правда ли, что в Третьем рейхе активно шла работа по разработке баллистических ракет, у них была даже своя космическая программа?

МЭФ, Максим Калашников(2016)|Фото: Фото: Накануне.RU Максим Калашников: Как таковой "космической программы" в Третьем рейхе не было. Во-первых, вообще Великая Отечественная да и вся Вторая мировая война являлась очень сильным ускорителем развития. Она действительно в корне изменила мир. Да, не только атомные бомбы и реактивные самолеты, но и первые баллистические ракеты были применены именно в этот период. И они были применены немцами, которые тогда обогнали весь мир. Конечно, ракеты тогда были примитивными – они были одноступенчатыми, оперативно-тактическими – они не летали более чем на 300 км.

Вопрос: Немцы уделяли этому вопросу особое внимание, для тысячелетнего рейха смотреть в будущее логично, в 42 году им же все-таки удалось запустить ФАУ-2? Но вот если бы они не начали войну, могло бы получиться так, что в космосе первым был бы "чистокровный ариец"?

Максим Калашников: Начнем с того, что русские - тоже арийцы, Юрий Гагарин не менее ариец, чем какой-нибудь Геринг. Нацист, скажем так, вы это ведь имеете в виду? Для того, чтобы Германия запустила человека в космос, ей нужно было бы выиграть во Второй мировой войне – в любом случае. Если бы они нас свалили, стали бы господами этой части Евразии, то им бы пришлось продолжать войну с соединенными Штатами. Если Штаты выдержали эту войну, если смогли бы долго продержаться, хотя они сами оказались бы в очень плохом положении, то немцы двигали бы ракетную программу дальше, и могли бы в рамках оперативной программы создать межконтинентальную ракету, она должна быть трехступенчатой. Но только где-нибудь в 50-ые годы они вполне могли, собственно говоря, совершить первый полет, но если США пали бы, то и смысла создавать такие ракеты не было бы.

То есть если бы война окончилась полной победой Германии, то развитие человечества остановилось бы.

Вопрос: Разработчик баллистических ракет Вернер фон Браун сдался наступающей американской армии вместе с документацией и частью специалистов из германской ракетной группы, а советским инженерам пришлось восстановить большую часть чертежей по оставшимся деталям, хотя сами ракеты и были взорваны? Это осложняло советским ученым дальнейшие разработки, но все-таки именно мы вырвались вперед? Почему так произошло?

Максим Калашников: Я знаю эту популярную версию, что ставит под вопрос все, что создал Советский Союз: бомбу украли у американцев, а ракеты у немцев? Я хочу напомнить, что немецкие ракеты были одноступенчатыми, и немцы не достигли большего, это советское самостоятельное достижение. Потому что немцы достигли чего-то на проектировании, но не сумели ничего построить, не сумели построить двигатель большой тяги. Мало было посмотреть, что делали немцы – ну вот бушмены, получат они чертежи автомата Калашникова, что они с ними будут делать? Должна быть своя сильная научно-техническая культура, которая позволила бы воспользоваться тем, что ты получил. У нас была своя сильная школа, которая смогла развить это все. Королев, кстати говоря.

Вопрос: Он, говорят, присутствовал при пуске Фау? И после войны он взялся за разработку у нас?

Максим Калашников: После войны нам нужно было что-то противопоставить блоку НАТО. Америка-то была не разрушенной, богатой, она окружила нас – у нее были воздушные флоты, у нее были бомбардировщики, что они могли делать – мы видели по Германии. Целые города стирались с лица земли в Японии, у США уже были ядерные боеприпасы. У нас всего этого не было, нам нужен был ответ, и этим асимметричным ответом являлась баллистическая ракета с ядерной боеголовкой.

В чем мудрость Сталина, что он не стал повторять стратегию вооружений - он пошел другим путем, более дешевым и более эффективным. Советская космонавтика действительно была плодом победы в Великой Отечественной войне, это был плод страшного ускорения человечества во время Второй мировой, это был плод противостояния русской державы – Западу. Это был пример ассиметричного ответа, это был ответ в гонке вооружений, который принес при этом огромную моральную победу. Первенство в космосе было шоком, причем, двойное первенство – сначала запустили спутник. Первое, что этим было показано – что мы в космосе, второе – что США досягаемо, и бомбардировщиком спутник не сбить. Это была такая вот победа.

Видеоинфографика "Первый человек в космосе" 

 

Вопрос: Очень много слухов насчет по-настоящему первых полетов в космос людей, неудачных полетов, потому засекреченных. Как вы считаете, они имели место? Кто-то из людей летал в космос до Гагарина?

Максим Калашников: Не думаю, что кто-то летал. Я знаю эти "страшные истории", как там будто кричали с орбиты "сгораем, жарко!" – это все фигня. Если бы такие передачи были перехвачены – а радиоперехват в США был очень сильный, в те годы они были бы источником контрпропаганды. И к тому же, если бы они сгорали в плотных слоях атмосферы, радиосвязь оборвалась бы. Радиосообщения с орбиты ловить можно, но невозможно ничего поймать с корабля при входе в плотные слои атмосферы, когда аппарат охватывает кокон плазмы и радиосвязь прерывается.Так что в массовую гибель космонавтов я не верю. Вот это-то и шок: что сразу полетели, и в чем красота советского мероприятия 12 апреля 1961 года – Гагарин в отличие от американцев полетел сразу по околоземной орбите, а не по суборбитальной траектории. На самом деле, в некотором смысле, в космос первыми вышли немцы в 1942 году, когда Фау скакнула за стокилометровую отметку и оказалась на считанные секунды в "космосе". Но у немцев не было двигателя, который помог бы вывести в ракете и человека.

Вопрос: И для Советского Союза космическая программа стала приоритетной после войны, Сталин был заинтересован в космических разработках?

Максим Калашников: Мы, прежде всего, ему должны быть благодарны за советскую космонавтику!

Вопрос: Даже говорят, что его сын хотел быть тем самым первым человеком в космосе?

Максим Калашников: Насколько мне известно, Василий Сталин очень интересовался разработкой Зингера, это тот самый космоплан, космолет Зингера, космолёт-бомбардировщик "Зильберфогель" который должен был выскакивать на ракетной тяге в космос, а дальше – он же крылатый - рикошетировать от атмосферы, как рикошетирует камень, когда "печет блины" на поверхности воды. Идея Зингера очень близкая в авиационной космонавтике, и Василий очень сильно этим интересовался. Но в тот момент у ракеты был более короткий путь, и Советский Союз не мог оказаться в первенстве в космосе.

Вопрос: Но все же первенство у нас было позже, и нам удалось запустить человека в космос, а вот почему лунная программа не удалась?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Максим Калашников: Во-первых, лунной программы просто испугались. Потому что, на самом деле, технически была другая ракета, которая могла бы потянуть эту миссию. Но был момент деморализации. Во-вторых, Королева сменил Мишин. Сложились несколько вещей: деморализация, 1968 год - облет Луны американцами, 1969 - высадка. Но даже если они на Луне были, они все равно не сделали то, что подразумевала их программа – ведь цель была лунные базы. Можно было еще раз опередить американцев, но дело в том, что советская верхушка в те времена была одержима идеей – договориться с американцами. Мирно существовать после ялтинского соглашения, чтобы системы мирно конвергировали. Как показала история, ставка на эту стратегию оказалась полностью дикой. Американцы с нами не собирались "мирно сосуществовать". И в 1981 году они перешли в наступление. Но вот в те годы, конец 60-х, наши действия в космическом пространстве – были бы действиями по добиванию американцев.

И, кстати, больше заблуждение, что космические программы слишком дорогие. СССР никогда не тратил больше 1% ВВП. Лунная программа стоила 20 млрд долларов в 60-х годах – сейчас, ну, на пять умножим. На Олимпиаду тратят больше, это два ЧМ по футболу, которые никому не нужны. Союз должен был объединять спутниковые системы воедино, это была идея академика Савина, чтобы эта система работала и как коммерческое предприятие – зондирование земли, и одновременно в случае войны переключалась бы на иной режим.

Вопрос: Если бы мы продолжили ту программу и после победного 12 апреля 1961 года повели бы себя агрессивней, то, возможно, и страну удалось бы спасти? Не распался бы Союз?

Максим Калашников: Если бы Союз действовал так умно, он уже не развалился бы, потому что так могли действовать только очень умные, энергичные люди – не старики типа Брежнева. Не развалины. Были ответные ходы, когда  Микоян начинал работать, он предлагал: ракетная космонавтика - это хорошо, одноразовая, но давайте сделаем многоразовую авиационную космонавтику. Сократим стоимость груза вывода на орбиту до самых низких величин, каких только можно. Мы создадим систему, которой не нужны космодромы, многоразовую систему, этот шаг был гораздо более разумный, чем создание этого шаттла, которому требовался ракетовывод. Чтобы СССР повел себя так, он должен был иметь во главе более энергичных людей, такие люди не упустили бы шанс в первой половине 70-х. Они бы добили США, в Штатах властвовал кризис, такие люди имели бы план победы в Холодной войне. Обратите внимание, у США был план победы в холодной войне, у Советского Союза его даже теоретически не существовало, за что особое "спасибо" Брежневу, Андропову, и прочей швали. А частью победы в Холодной войне было развертывание и космических программ, и программ такого пионерного толка а-ля Гагарин, то есть моральных побед, психологических, и прагматического космоса. То есть воплощение мечты Вернера фон Брауна, что мы будем в космос лететь, как на самолете через Атлантику.

Вопрос: Почему у нас сейчас космическая программа заморожена? И не только у нас в стране, во всем мире наблюдается полное равнодушие к той космической эре, к тому воодушевлению 60-х годов? Что будет с космическим вопросом?

Максим Калашников: Само развитие космической техники противоречило капитализму. Если бы не противостояние с Советским Союзом, не было бы у США стимула развивать космонавтику. Потому что дорого и вообще отдачи от этих проектов требовалось на десятки лет. Как только противостояние исчезло, у них исчез всякий стимул вкладывать туда какие-либо деньги, то есть все свелось к тому, чтобы эксплуатировать старый запас технологий, накопленных тогда, в эпоху большого прорыва. Один инженер НАСА, с которым мне удалось общаться, говорил, что "мы едем на заделе, который был создан в конце 70-х, принципиально ничего нового нет". Сейчас нет конкурента, с которым можно было бы соревноваться. Других стимулов нет.

Вопрос: То есть, космическая эра закончилась, и в ближайшее время программа развиваться вообще не будет?

Максим Калашников: Космос – чем он ценен – он своего рода религия, своего рода это крестовый поход. Он дает экономические выгоды, которые нужны, прежде всего, на Земле, все, что разрабатывается для полета, пригождается потом на Земле. Но первичен все-таки не экономический порыв, а вопрос идеологии и веры: "Мы должны быть первыми там!". Мы летим не за пряностями, в космосе пока нечего добывать, ты идешь в космос за статусом человека, за статусом своей страны, за новыми знаниями. Это победа духа, прежде всего.

Вопрос: В России сейчас эксперты отмечают некое движение в сторону "поднятия духа", патриотические движения – возможно, что в будущем мы вернемся к завоеванию космоса?

Максим Калашников: Россия распалась в 91-м году, мы имеем дело с Российской Федерацией. Российская Федерация – не является государством, это гангстерское образование, во главе с людьми с четко выраженными преступными наклонностями, я говорю об общей системе. Если вы посмотрите на космическую программу РФ – это же смех и слезы, осуществление крупных космических проектов требует такой высокой организации производства, которая не снилась правящей элите, они никому ненужный трамплин в Сочи построить не могут. А если и строят, то по цене десяти трамплинов, а вы хотите какие-то космические проекты. Я боюсь, что у космонавтики в РФ будущего практически нет, у нее странное положение, заявлены вроде бы амбициозные цели, а системного подхода к развитию космонавтики нет. Мало того – "синдром дурака", который лоб себе расшибает. Мы забываем о прагматических целях – важно делать дешевые спутники, дешевые средства вывода – об этом забыли теперь напрочь. Пока мы едем на советском наделе, а нового не создается при этом – вот, что страшно.

Вопрос: То есть 12 апреля у нас получается такой "грустный праздник"?

Максим Калашников: А вы посмотрите, у нас почти все праздники, в общем-то, грустные. Мемориальные праздники. Они все проходят под лозунгом: "были мы когда-то рысаками", "были мы когда-то великой нацией".

Мы празднуем 9 мая, но в стране сбылись самые заветные надежды Гитлера: страна раздроблена, есть независимая Украина, есть отделенная Прибалтика, отделенная Белоруссия, где русское население за эти годы реформ уменьшилось на 10 %, между прочим, то же самое с 12 апреля. Мы можем в этот день просто в очередной раз напомнить, что, да, мы были первые в космосе, но ведь этот статус надо подтверждать, надо было быть первыми на Марсе, первыми в развертывании орбитального производства, первыми в создании лунной базы, первыми в создании доступных средств выхода в ближний космос. Первенство в космосе мы удерживали только до 68 года, если разобраться, нельзя же все время ехать на старых успехах? Я боюсь, что будущее отечественной космонавтики в рамках этой системы очень туманно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС