ВТО: сеансы массового гипноза
Конференция "Устойчивое развитие российских регионов: Россия и ВТО" прошла на днях в Екатеринбурге. На конференции с докладами выступали такие знаменитые лоббисты вступления в ВТО как заведующий кафедрой торговой политики НИУ "Высшая школа экономики", директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков и американский профессор Российской экономической школы, консультант Всемирного банка по вопросам ВТО Дэвид Тарр, передает корреспондент Накануне.RU.
Все докладчики на разных языках и с разными показателями доказывали, насколько позитивным для регионов стал факт вхождения в ВТО. Ключевым моментом в докладе доктора экономических наук, заведующего отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергея Афонцева стало заявление о том, что якобы по всем приоритетам, установленным российским правительством для вступления России в ВТО, достигнуто соглашение.
"Приоритет", вызывающий наибольшее количество вопросов – финансовая поддержка сельского хозяйства, объемы которой снижаются с 9 до 4 млрд долларов. Но, как заявил Афонцев, если мы хотим – мы можем поддерживать сельское хозяйство больше, другое дело - захочет ли правительство.
"Объемы поддержки сельского хозяйства должны были фиксировать на уровне конца 80-х годов – около 20 млрд долларов, - уточняет наш эксперт Владислав Жуковский. - Потом сократили до 9 млрд долларов, по факту - выделяют не более пяти на поддержку аграриев. А кого они "защитили"? Защитили наших монополистов, приняли решение поднять цены на газ до мирового уровня, цены на газ выросли за последние 10 лет в пять раз. Сейчас, с начала года, у нас газ подорожал на 15%".
При этом, на сегодняшний день, и это уже не секрет, российская экономика скатывается в рецессию, по итогам первых двух месяцев текущего года снижение наблюдается и в промпроизводстве, и в грузоперевозках, и в капитальных вложениях в несырьевой промышленности, оправдываются негативные ожидания промышленников и аграриев относительно их судьбы в рамках ВТО. Но, тем не менее, главный лоббист вступления в ВТО Максим Медведков, проводивший программу по вступлению России в ВТО 15 лет, пытается выдать опасения экспертов за излишнюю и ненужную панику.
"Действительно ли это так страшно? – вопрошал он в своем вступительном слове к докладу на конференции. - В общей теме продолжаются дискуссии, в которых ВТО представляется, как зверь, который бегает вокруг нашей политики и ограничивает наши возможности по реструктуризации. ВТО не препятствует программам по развитию внутри страны. То есть, если мы завтра решим у себя в стране построить коммунизм, формально, никаких препятствий нет".
Рецессию и ухудшение показателей экономики со вступлением в ВТО Медведков никак не связывает между собой, он называет это совпадением, которым просто удачно пользуются его оппоненты.
"Медведков может говорить, что это совпадение, - считает Владислав Жуковский. - Но уже сейчас в агропромышленном комплексе производители сельскохозяйственной техники, в частности компания Ростсельмаш, говорят о сокращении заказов. Ростсельмаш вынужден был сократить более 1,5 тыс. рабочих мест за последние полгода, и это не единственный пример. Сокращаются программы капитальных вложений. Г-н Медведков, как один из главных лоббистов присоединения России к ВТО, прежде всего, отстаивает интересы российских металлургов, производителей удобрений и естественных монополий. Если бы сползание российской экономики в рецессию на фоне рекордных цен на нефть не было связано с ВТО, то у нас бы не уменьшались объемы инвестиционных программ, в сырьевом секторе экономики у нас бы не падали грузоперевозки на 3%, у нас бы не падала промышленность на 2%, как в январе-феврале текущего года".
Самой удачной программой по инвестированию Медведков считает автопром: "В течение 4-5 лет мы стали ездить на машинах, которые называются не "Лада" и не "Волга", - названия автомобилей оратор произнес с нескрываемым сарказмом, но поспешно добавил: К сожалению..."
"Но, к счастью они (машины, на которых "мы ездим") существенно выше по качеству и производятся в России, хоть и не полностью. Но к 18-му году, когда программа будет реализована, в России будет производиться 60% их добавочной стоимости, из которых 50% идут на создание производства, исследовательских центров, программ, которые инвестор должен реализовать, которые способствуют развитию и потенциалу регионов, занятости, исследований. Такие же программы можно исследовать в других отраслях промышленности, в любых".
О том, какие сравнительные преимущества страны получают при вхождении в ВТО, рассказал профессор Таллинского технологического университета, главный научный сотрудник Норвежского института стратегических исследований, профессор кафедры международной экономики ВШЭМ УрФУ Эрик Райнерт. "Если бы я был русским, я бы размышлял над тем, что случилось 20 лет назад, когда иностранное производство внедрило свои модели", — советовал Райнерт. Профессор с восхищением упомянул примеры успешной стратегии России во времена правления Петра I. "России необходимо следовать примеру стран, где оказывается поддержка малому и среднему бизнесу в технологическом производстве. Необходимо поддерживать рост населения. Стоит обратить пристальное внимание на зарплаты. Высокая заработная плата — драйверы эффективности", — заключил ученый.
Профессор университета Вандербильта (Нашвилл, Теннесси, США), консультант комиссии по международной торговле Всемирного банка Камаль Сагги заявил: "Не только России полезно вступать в ВТО, но и миру нужна Россия. Уровень ее экономики в последние годы превышает мировой. Промышленность — значительная часть торговли в России. Самое время России увеличивать свой объем торговли… Кроме того, преимуществом вступления в ВТО является процесс урегулирования споров. Россия сможет обладать таким преимуществом", — отметил спикер.
Профессор Российской экономической школы, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок в российской экономической школе (ЦЭФИР, Москва) Наталья Волчкова рассказала участникам конференции о влиянии бизнес-климата в российских регионах на экспортные возможности экономики России. "Улучшение бизнес-климата — это обязательное условие, чтобы российские фирмы стали более конкурентоспособными", — сказала эксперт.
Что касается урегулирования споров и "бизнес-климата", то сейчас Европарламент открыто обвиняет Россию в нарушении норм ВТО, в том, например, что мы оказываем несогласованную поддержку нашим автопроизводителям, указывает Жуковский.
И по его прогнозам, давление Евросоюза будет усиливаться по мере вхождения экономики в рецессию, когда усилится борьба за новые рынки сбыта. Несмотря на все увещевания сторонников вступления в ВТО, на самом деле, регионы не ждет ничего хорошего ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе. ВТО лишь усугубит те структурные дисбалансы и те перекосы, которые существуют в российской экономике, даст стимул дальнейшей деиндустриализации экономики России, считает Жуковский.
Эксперт сравнил конференцию с попыткой массового гипноза: "Эта конференция – очередная похоронная процессия, это попытка высокопоставленных чиновников выдать желаемое за действительное, сделать хорошую мину при плохой игре. Сейчас проходят десятки псевдонаучных конференций от Москвы до Владивостока, где принимают участие одни и те же сторонники рыночного фундаментализма, наши либералы, разного рода высокопоставленные чиновники. Это походит на попытку провести сеанс массового гипноза, сеанс НЛП. По сути дела, не говоря ничего о тех реальных рисках, реальных вызовах, с которыми сталкивается российская экономика, российская обрабатывающая промышленность, финансовая система, и, безусловно, сами регионы, они пытаются показать, как все здорово, как ждут Россию в ВТО".