Борис Кириллов: У "Корпорации Развития" есть все для выхода на устойчивую рентабельность, и в этом залог ее успешного развития
Накануне прошло заседание попечительского совета ОАО "Корпорация Развития", на котором были подведены итоги деятельности компании в 2012 году и определены задачи на период 2014-2016гг. По итогам заседания было принято решение усилить геологоразведочную деятельность компании.
О том, сколько средств будет на это направлено, на какой стадии развития находится сотрудничество с ОАО "АК "Транснефть" и какие перспективы у проекта "Полярный кварц", рассказал председатель Наблюдательного совета ОАО "Корпорация Развития" Борис Кириллов.
Вопрос: Борис Анатольевич, 24 апреля состоялось заседание Попечительского совета Корпорации. Каковы результаты совета?
Борис Кириллов: В повестке попечительского совета были вопросы о подведении итогов работы ОАО "Корпорация Развития" за 2012 год и об определение перспективных направлений на 2014-2016 годы. Могу сказать, что полпред и главы регионов внимательно выслушали отчетный доклад и.о. генерального директора компании Александра Горбунова. На заседании были поддержаны предложения и по развитию и совершенствованию тех проектов, которыми Корпорация занимается на сегодняшний день. Надеюсь, все они будут продолжены и доведены до успешного завершения. Особо было отмечено, что сегодня у Корпорации есть все необходимое для выхода на устойчивую рентабельность и в этом – залог ее успеха в будущем.
Вопрос: Когда состоится очередное собрание акционеров Корпорации? Определена ли его повестка?
Борис Кириллов: Очередное собрание акционеров Корпорации запланировано на 30 мая 2013г. В ходе заседания планируется утвердить годовой отчет за 2012 г., приоритетные направления деятельности Общества на 2013 – 2016 годы и рассмотреть ряд рабочих вопросов по деятельности Корпорации.
Вопрос: Какую оценку деятельности Корпорации дал проходивший в компании аудит?
Борис Кириллов: Удовлетворительную. Серьезных нарушений в деятельности компании не выявлено.
Вопрос: На внеочередном собрании акционеров будет рассмотрен вопрос об увеличении уставного капитала общества. На какие цели планируется израсходовать привлеченные средства?
Борис Кириллов: Сегодня этот вопрос изучается и будет решен во взаимодействии с основными акционерами – ХМАО-Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Планируется, что основные средства допэмиссии будут направлены на реализацию проекта возведения инфраструктуры трубопроводной системы Заполярье – Пур-Пе.
Вопрос: Одной из задач на набсовете признано усиление геологоразведочной деятельности. Сколько средств планирует направить корпорация на геологоразведку?
Борис Кириллов: Тема разработки и освоения природных ресурсов, добычи полезных ископаемых никогда не потеряет своей актуальности. А если говорить о Полярном Урале – то это та часть России, которая особенно богата запасами природного сырья – бариты, хромовые и медно-молибденовые руды, бурые угли – всё это находится здесь, на Урале.
На состоявшемся 24 апреля заседании принято решение направить в предстоящий период значительное количество усилий на реализацию именно блока геологии и горнорудных производств Корпорации. Корпорации принадлежит 8 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.
В настоящее время стратегические инвесторы привлечены на четыре лицензионных участка. Для развития остальных участков Корпорация ведет активный поиск и привлечение частных инвесторов.
Основными проблемами блока можно назвать инфраструктурные ограничения и отсутствие финансирования.
Кроме того, в дальнейшем Корпорация планирует вынести на обсуждение вопросы возможности частичного строительства ж/дороги Полуночное – Обская с севера до Лаптапайской площади и с юга до Оторьинского месторождения. Общая сумма финансирования в этом году может составить до 628 млн.руб.
Вопрос: Как продвигается реализация второго этапа сотрудничества с ОАО "АК "Транснефть"?
Борис Кириллов: В 2012 году закончено создание инфраструктуры трубопроводной системы "Пурпе-Самотлор", в рамках которого было построено более 5,6 тысяч м2 жилья в Губкинском, Ноябрьске и Нижневартовске, комплекс пожарного депо ЛПДС "Самотлор" нефтепровода "Пурпе-Самотлор"" в Нижневартовске, подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС "Пурпе", подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС "Вынгапур".ОАО "АК "Транснефть" положительно оценило опыт сотрудничества в проекте с Корпорацией, и в августе 2012 года было подписано дополнительное соглашение, согласно которому Корпорация построит для нужд Транснефти ряд инфраструктурных объектов для обслуживания нефтепровода "Заполярье – Пурпе".
В перечень объектов входят:
Пожарное депо - ГНПС-1 "Заполярье";
Пожарное депо, полигон утилизации промышленных отходов - НПС-2 "Ямал";
Жилой дом (48 квартир) - г. Новый Уренгой;
Два жилых дома, внешние инженерные сети, детский сад, спортивно-оздоровительный комплекс - п. Коротчаево;
Пожарное депо - НПС "Пурпе";
Автодороги с мостовыми переходами от ГНПС-1 "Заполярье" до НПС "Пурпе".
В данный момент уже согласованы технические задания на проектирование инфраструктурных объектов, выполнены инженерные изыскания по объектам жилого фонда и социальной сферы, автомобильной дороге, объектам пожарной безопасности. Материалы инженерных изысканий переданы на экспертизу. Также, ведется работа по оформлению землеустроительной документации.Проект планируется завершить к 2017 году.
Вопрос: Как Корпорация планирует развивать проект "Полярный кварц", первую очередь которого удалось запустить в октябре прошлого года?
Борис Кириллов: Я считаю проект "Полярный Кварц" уникальным для России. Мы уходим от концепции "сырьевого придатка". Сегодняшний мировой рынок высоких технологий приблизительно в 3 раза больше, чем рынок топливно-энергетических ресурсов. Поэтому наша задача - построить современное высокотехнологичное производство. Реализация этого проекта позволит нам занять более 10% мирового рынка кварцевого концентрата. В октябре 2012 мы произвели запуск технологических линий первой очереди. За период июль-сентабрь 2012 г. было добыто кварца в 11,5 раз больше, чем в 2011 г.
В 2013 году мы планируем увеличить ресурсную базу. И плотно заняться проектированием второй очереди – комплекса химического обогащения, который обеспечит получение уникальной инновационной продукции. Ключевой задачей в 2013 году является привлечение в проект нового инвестора, для чего пересмотрена стратегия, переработан бизнес-план и обновлена оценка инвестиционной привлекательности проекта.
Кстати, одной из мер по снижению постоянных расходов компании является перевод операционного персонала компании на территорию ХМАО. Особо подчеркну, что все эти шаги будут согласованы с руководством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Вопрос: Как обстоят дела с реализацией проекта "Северный широтный ход". Определена ли схема финансирования проекта? Возможны ли срывы запланированных сроков?
Борис Кириллов: В плане соблюдения сроков, соответствующих утвержденному графику, мы делаем все, что от нас зависит. Активно ведется работа по реализации первых этапов строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход. На сегодняшний день в круглосуточном режиме идет строительство первого объекта СШХ – совмещенного мостового перехода через реку Надым – уникального по своей сути строения. Мост претендует на статус самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры на территории Надымского района. Его длина – 1.334 километра. Средняя пропускная способность – до 3000 автомобилей в сутки.
Работы идут в четком соответствии с графиком строительства и в настоящее время выполнены на 40%. Планируется сдать объект в эксплуатацию в декабре 2014 года. Помимо этого есть еще целый ряд факторов, выступающих в пользу скорейшей реализации этого проекта.
Вне всяких сомнений, в первую очередь следует учитывать, что в регионе фактически вообще отсутствует развитая сеть дорог. А состояние и пропускная способность существующей железнодорожной инфраструктуры уже не отвечают требованиям времени. Кроме того, с каждым годом всё сильнее возрастает потребность мирового рынка в наращивании объемов добычи углеводородного сырья, что диктует и соответствующую потребность в обеспечении их своевременной транспортировки.
В связи с переносом в ФЦП сроков бюджетного финансирования СШХ Корпорацией был предложен вариант внебюджетного финансирования проекта. Это стало основанием для переработки существующей ПСД с учетом новых проектных решений, которые позволили снизить затраты на строительство моста через р. Обь с 57 млрд. рублей до 25 млрд. Таким образом, Корпорация рассчитывает заместить бюджетное финансирование внебюджетными источниками. В настоящий момент основной задачей является выбор рабочей группой во главе с губернатором ЯНАО Д.Н. Кобылкиным оптимальной схемы финансирования.
Высочайший уровень качества при строительстве магистрали с 2011 года обеспечивает одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе - Deutsche Bahn International GmbH. DB International – ведущий эксперт в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры, известный всему миру своими инновационными разработками для транспортных проектов. Участие DBI – это возможность применения разработок, позволяющих повысить качество строительства и сократить его сроки. Примечательно, что в конце 2012 года Deutsche Bahn вошла в проект в качестве акционера ОАО "Корпорация Развития".
В настоящее время специалисты DBI осуществляют технический надзор за строительством мостового перехода через р. Надым и планируют продолжить сотрудничество в ходе строительства железнодорожной линии "Салехард – Надым".
Хочу напомнить, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 384-р СШХ вошел в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в частности, участки Полуночное - Обская – Салехард, Салехард – Надым и мостовой переход через р. Обь в районе г. Салехард.
Вопрос: В Салехарде Корпорация строит ТЭС "Полярная". Будет ли оправдано возведение такой мощной станции для сравнительно небольшого города?
Борис Кириллов: Станция "Полярная" является важнейшим объектом в рамках энергетического направления ОАО Корпорация Развития". Строительство ТЭС мощностью 286 МВт было предусмотрено программой развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012-2017 годов, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 28 апреля 2012 г. Специалисты округа подсчитали, что уже к 2014 году потребность Ямала в электроэнергии превысит 1500 млн. кВТ/час. Станция поможет преодолеть энергодефицит региона.
Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил об утверждении Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта. Данный документ подтверждает возведение мостового перехода через реку Обь в рамках реализации проекта Северный широтный ход. Это даст возможность сделать кабельный переход и поставлять электроэнергию новой ТЭС не только населению Салехарда, но и жителям города Лабытнанги и других населенных пунктов на западном берегу Оби.
Другим важным фактором при возведении "Полярной" стала энергетическая безопасность. На сегодняшний день 70 % потребности региона и 100 % потребности города Салехард в электроэнергии покрываются за счет эксплуатации дизельных электростанции, построенных в 70-х годах прошлого века и требующих модернизации.
Для строительства станции "Полярная" было привлечено порядка 17 млрд. руб., из которых 70 % – это кредит Чешского экспортного банка в виде проектного финансирования, а 30 % – кредит, полученный под гарантии Ямало-Ненецкого автономного округа и собственные средства ОАО "Корпорация Развития".
Возведение теплоэлектростанции началось в апреле 2012 года. В настоящее время работа на площадке строительства ведется в круглосуточном режиме. Полностью завершены работы по подготовке фундамента главного корпуса, на площадку завезено оборудование первого пускового комплекса, в ближайшее время начнется монтаж металлоконструкций главного корпуса ТЭС. Для нас очень важно сохранять высокие темпы строительства, ведь энергия "Полярной" необходима региону уже в 2014 году.
Особо отмечу, что в ходе Попечительского совета губернатор Ямала Д.Н.Кобылкин высказал ряд позиций, которые Корпорация должна учесть в ходе дальнейших работ. Безусловно, это будет сделано.
Вопрос: Недавно Екатеринбург посещала делегация Чешской республики. В рамках встречи говорилось о возможном расширении сотрудничества между УрФО и Чехией. Были ли достигнуты каки-то конкретные договоренности по совместным проектам или инвестициям?
Борис Кириллов: Основной темой для обсуждения был вопрос перспектив развития сотрудничества между субъектами Уральского федерального округа и Чешской Республикой. Уральский федеральный округ, безусловно, является территорией приоритетного инвестирования. Мы полностью поддерживаем инвестиционные предложения по целому ряду направлений – в энергетике, модернизации источников теплоснабжения, развитии транспортной инфраструктуры. В частности, особый интерес вызывает проект Корпорации в сфере повышения энергоффективности объектов малой генерации. Потенциал в этой сфере достаточно высокий и является предметом интереса для чешского бизнеса. Если говорить об инвестициях, то напомню, что чешские финансовые институты уже поддерживают энергетические проекты Корпорации, такие как ТЭС "Полярная".
В конце мая – начале июня я планирую провести очередную встречу с представителями чешского бизнеса, на которой будут озвучены более конкретные предложения по перспективам сотрудничества.