"Нефтяное прозрение" было недолгим: цены на бензин снизили символически
Весьма показательной стала реакция российских нефтяных гигантов на очередные обещания Путина разобраться с завышением цен на бензин и прочие ГСМ в ряде регионов России и, прежде всего, на Дальнем Востоке. Напомним, что, если в европейской части России цены на бензин марки АИ-95 и выше составляют порядка 31-32 рублей за литр, то в Сибири и на Дальнем Востоке уже давно привычными стали цены в 37-40 рублей. Попытки нефтяников списать вину на издержки транспортировки нефтепродуктов выглядят откровенно нелепо – дополнительные транспортные расходы могут повысить стоимость максимум на 1-1,5 рубля, но уж точно не на 7-8 рублей за литр.
После того как президент с негодованием обрушился на монополизацию топливного рынка и ценовые сговоры крупнейших нефтяных гигантов (в том числе госкомпаний) и дал указание Федеральной антимонопольной службе разобраться со злоупотреблениями монопольным положением на Дальнем Востоке, нефтяные компании как по указке объявили о снижении цен на топливо.
Первыми снизили отпускные оптовые цены на нефтепродукты (в том числе и на бензин) на 1,5-5% "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". При этом в руководстве компаний обещали снизить не только оптовые, но и розничные цены на нефтепродукты. Об аналогичном по своим масштабам снижении цен на ГСМ также заявило руководство "Орскнефтеоргсинтеза" - попасть под дамоклов меч антимонопольных органов не хочет никто. Тем более, когда ФАС начинает действовать по отмашке из Кремля. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), снижение цен на нефтепродукты произошло в период с 25 по 29 апреля – т.е. в течение нескольких дней после "Прямой линии" президента Путина.
Судя по всему, российские нефтяные гиганты "взяли под козырёк" президентское напутствие - НПЗ "Роснефти" снизили отпускные цены на бензин на 1,8-5,4%, НПЗ "Газпрома" - на 1-3%, а Орский НПЗ урезал цены на бензин марок АИ-80 и АИ-92 на 0,7-1%. С формальной точки зрения всё здорово – политкорректные нефтяники, испугавшись высказываний президента, которые станут индульгенцией ФАС для показной порки нефтяных гигантов, решили действовать на опережение и снизили цен на ГСМ.
Однако это вынужденное и показное по своей сути снижение цен неспособно изменить ситуацию на российском рынке нефтепродуктов – бензин, мазут, керосин и прочие ГСМ продолжают расти в цене в 1,5-2 раза быстрее, чем растут цены в российской экономике в целом. Что усиливает кризисное состояние в отечественной несырьевой промышленности и стимулирует процессы структурно-технологической деградации экономики и примитивизации производства. Российские промышленные предприятия просто не в силах производить конкурентоспособную на российском и тем более мировом рынке продукцию при нынешних ценах на энергоносители и услуги естественных монополий.
Безудержный рост цен на ГСМ продолжается
Только по официальным и крайне политкорректным оценкам Росстата, весьма далёким от реального положения дел в экономике, за период с января по март текущего года средние цены на автомобильный бензин на территории России выросли практически на 8,9%. Притом что официальный рост потребительских цен в экономике составил порядка 7,1%. В лучшем случае показательное снижение оптовых цен на ГСМ крупнейшими государственными нефтегазовыми гигантами способно замедлить удорожание топлива. Однако ни о каком реальном снижении цен на бензин и прочее топливо по итогам всего 2013г. не может быть и речи – даже Росстат, работники которого стараются не портить настроение руководству страны, будет вынужден зафиксировать рост цен на ГСМ по итогам года на 6-7%. И это в лучшем случае.
При этом нужно отметить парадоксальную ситуацию, которая уже давно стала привычной в нашей экономике – бензин, мазут, авиационный керосин и прочие нефтепродукты умудряются дорожать на фоне снижающихся цен на нефть. На протяжении 2001-2008гг. практически шестикратный рост цен на бензин чиновники и нефтяные гиганты объясняли ростом цен на нефть на международных товарно-сырьевых биржах. И это считалось нормой. Зимой 2008-2009гг., в разгар финансово-экономического кризиса, когда цены на нефть рухнули в 4,5-5 раз в течение полугода, цены на бензин не только не снизились, но даже продолжили свой рост.
Насколько можно судить, это объяснялось попыткой нефтяных монополистов компенсировать выпадающие на внешних рынках доходы (т.е. за пределами России – в США, Европе и т.д.) за счёт кармана россиян и отечественных несырьевых производств. Притом что и в США, и в странах Европейского Союза, и в Японии и других странах нетто-импортёрах нефти и нефтепродуктов в точном соответствии с логикой рыночного ценообразования цены на ГСМ снизились на 25-40% вслед за снижением цен на первичное сырье – нефть.
Лишь в разгар предвыборных президентской и думской кампаний по указу "сверху" высокопоставленные российские чиновники вспоминают про "дорогих россиян" и на какое-то время ограничивают аппетиты нефтяников. Однако, как показал опыт конца 2011г. и самого начала 2012г., когда было принято решение заморозить цены на ГСМ и перенести сроки планового повышения тарифов естественных монополий с начала января 2012г. на начало июля, монополисты и нефтяники с лихвой компенсируют понесённые убытки за счёт ускоренного повышения цен на свои товары и услуги по окончанию предвыборной гонки.
Стоит напомнить, что из 32 рублей, которые граждане России уплачивают на АЗС за литр бензина марки АИ-95 и выше, как минимум 16-18 рублей оседает в бюджете в виде НДПИ, акцизов, НДС, налога на прибыль и других налогов и сборов. В этой связи совершенно неуместной и невменяемой выглядит критика правительственных чиновников в адрес нефтяных компаний – да, нефтяники существенно завышают отпускные цены на нефтепродукты, а рентабельность продаж АЗС может достигать 25-35% (в США и Европе розничная надбавка к цене на заправке варьируется в пределах 3-4%). Однако само "социально ориентированное" на словах государство не отстаёт от нефтяных монополий, в результате чего розничные цены на бензин в России уже не только достигли уровня США, но и превысили его (1,05 против 0,95 долларов за литр соответственно).
В 2013г. эта тенденция продолжилась – несмотря на снижение среднегодовых цен на нефтяную смесь Urals с 117,4 долларов за баррель в январе-марте 2012г. до 111,8 долларов в первом квартале 2013г. (т.е. практически на 5%) цены на бензин умудрились вырасти без малого на 9%.
Притом что само государство захлёбывается от притока нефтедолларов и не знаёт куда деть деньги – международные резервы раздулись до 530 млрд долларов, а совокупный размер "нефтегазовой кубышки" (Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на первое апреля 2013г. превышал 5,290 трлн рублей.
Всего же с учётом "подушки безопасности", которая в условиях осознанного отказа властей от модернизации экономики и подъёма наукоёмкой промышленности превращается в "гробовую заначку", в Центральном Банке и Минфине без дела лежит без малого 6,5 трлн рублей.
Антимонопольное бессилие властей?
Совершенно очевидно, что ни к каким реальным позитивным изменениям на топливном рынке России демонстративные угрозы Путина во время "Прямой линии" и инициирование антимонопольных проверок со стороны ФАС не приведут. Достаточно вспомнить, чем заканчивались все предыдущие пропагандистские кампании подобного рода – нефтяные компании выплачивали смехотворные относительно их годовой выручки штрафы; руководство ФАС отчитывалось о проделанной работе "наверх"; в Кремле и Правительстве ставили галочку и проводили в контролируемых федеральных СМИ сеансы публичного нейролингвистического программирования; бензин и прочие ГСМ продолжали безудержно расти в цене, разгоняя инфляцию издержек; а нефтяные компании продолжали зарабатывать миллиарды долларов на завышении цен на топливо.
Но, насколько можно судить, Федеральная антимонопольная служба действительно является одним из наиболее дееспособных и полезных ведомств в правительстве Дмитрия Медведева – при всей своей политкорректности и при всём давлении со стороны лоббистских и властных группировок руководству ФАС, тем не менее, удаётся вести хоть какую-то борьбу с монополистами и олигархическими группировками. Однако эффективность этой деятельности по-прежнему оставляет желать лучшего.
За период с декабря 2011г. по конец 2012г. ФАС оштрафовала пять компаний – ТНК-ВР (1,3 млрд), "Газпром нефть" (порядка 980 млн рублей), "Башнефть" (778 млн рублей), "Лукойл" (609 млн рублей), "Роснефть" (1,75 млрд рублей). Однако на фоне колоссальной выручки (свыше 3 трлн рублей у "Роснефти") даже эти "рекордные" штрафы выглядят сущими копейками.
За последние 5 лет условно можно выделить три крупных волны антимонопольных проверок, которые, несмотря на всю громкость заявлений руководства антимонопольного ведомства и патриотичные возгласы в Кремле, не привели ни к каким реальным изменениям на топливном рынке. Для сравнения, во время первых двух "волн" антимонопольных разбирательств в 2008-2009гг. ФАС оштрафовала нефтяных гигантов в общей сложности на 26 млрд рублей. Однако после заключения так называемых "мировых соглашений" сумма претензий была заметно сокращена, что позволило нефтяникам отделаться "малой кровью" и продолжить зарабатывать сверхприбыли на ценовых сговорах и злоупотреблении монопольным положением.
Стоит отметить, что никакого отношения к действительности не имеют пространные заявления Путина о том, что нет ничего удивительного в том, что цены на бензин внутри России не только в 3-5 раз превышают цены на топливо в подавляющем большинстве стран-нефтеэкспортёров, но уже на 7-10% выше цен на бензин на АЗС в США, которые в отличие от России являются вторым после Китая крупнейшим нетто-импортёром нефти и прочих энергоносителей. Хуже того, президент на полном серьёзе (судя по всему, по нашёптыванию либералов) заявил, что для России недопустима ситуация, при которой государство субсидирует внутренние цены на топливо для отечественных промышленных предприятий, АПК и населения. Как выразился Путин, в конечном итоге этот "популизм" оборачивается колоссальными убытками для бюджета, в результате чего правительство будет вынуждено либо наращивать налоговое бремя на граждан и промышленные предприятия, либо компенсировать убытки другим образом.
Однако совершенно непонятно, с какой стати и по какой причине внутренние цены на ресурсы (в данном случае на энергоносители) должны соответствовать абстрактным показателям на мировом рынке. Ресурсы распределены в рамках мировой экономики крайне неравномерно и разные страны обладают отнюдь не равным доступом к природным, финансовым, трудовым, интеллектуальным и другим ресурсам. По вполне понятной причине США не предоставляют прямой доступ к ресурсам на своём финансовом рынке для всех желающих под 1,5-2%, а европейские и японские корпорации не спешат делиться своими ноу-хау, патентами и результатами НИОКР, которые обеспечивают доминирование ТНК экономически развитых стран на мировой арене, со слаборазвитыми странами.
Более того, в тех же самых США, которые громче всех на словах ратуют за либерализацию внешнеэкономической деятельности, дерегулирование экономики и финансовую глобализацию, цены на газ как минимум на 10% ниже, чем в России с её амбициями "энергетической сверхдержавы" и "сувенирной демократией".
Именно ценой ещё большей деградации и без того деиндустриализированной экономики и удержания в нищете и бедности подавляющей части населения России обеспечиваются те самые рекордные прибыли российских нефтегазовых гигантов и естественных монополий, которыми они так любят хвастаться в СМИ. Никакого отношения к модернизации производства, технологическому перевооружению, снижению показателей энергоёмкости и ресурсоёмкости производства и развитию НИОКР эти прибыли зачастую не имеют. Это и есть воплощение пресловутой политики "роста без развития" (т.е. структурно-технологической деградации и архаизации производства) – экстенсивного роста и паразитического проедания научно-технического, производственного и инфраструктурного наследия Советской Эпохи.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU