Константин Бабкин: Бензин в России будет стремительно дорожать, хотя мог бы стоить 15 рублей за литр
Накануне был опубликован проект "Основных направлений налоговой политики РФ", в котором Минфин планирует в 2016 году поднять ставки акцизов на "Евро-5". Исходя из действующих ставок к 2016 году налоговая нагрузка на бензин "Евро-5" возрастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем, с 5143 руб. до 10 358 руб. с тонны, сообщает "Коммерсант". Кроме этого, следует учесть, что уже через два с половиной года "Евро-5" станет минимально разрешенным классом топлива. Помимо повышения акцизов Минфин планирует изменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты за счет повышения НДПИ. Проще говоря, бензин в России будет дорожать, но довольно медленно. Огромная топливная субсидия сохранится, делает вывод корреспондент газеты "Коммерсант". И добавляет, что пора бензину стоить 60-70 рублей за литр, как советует нам МВФ. Именно такая цена на бензин, по мнению автора газеты, будет способствовать тому, что "общество станет богаче".
Повышение цен на бензин ударит не только по автовладельцам. Вслед за бензином взлетят цены на продукты питания, на социальные услуги, на ЖКХ, также подорожают билеты на общественный транспорт. Напомним, стоимость топлива является одной из основных статей расходов для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а, следовательно, влияет на стоимость продукции и конкурентоспособность предприятий.
Сопредседатель Оргкомитета Московского экономического форума, президент Промышленного Союза "Новое Содружество", лидер Партии Дела Константин Бабкин рассказал, кому выгоден такой проект Минфина и сколько на самом деле должен стоить бензин.
Вопрос: Константин Анатольевич, Вы как практик, как человек, который производит машины для сельского хозяйства, как расцениваете проект Минфина? Оправдан ли этот шаг?
Константин Бабкин: То, что собирается делать Минфин, это примерно то, что предлагает "Партия Дела", только наоборот. Моя позиция следующая: надо вообще отменить акциз на производство бензина, обнулить налог на добычу полезных ископаемых, а весь доход от продажи нефти государство должно получать в виде высоких экспортных пошлин на нефть и продукты переработки. Эти меры вызовут снижение цен на бензин примерно в 2-2,5 раза по сравнению с современным состоянием. Это в свою очередь повлечет оживление всей экономики. Отмечу, что цена бензина – важнейшая статья затрат в сельском хозяйстве, в машиностроении, в авиа и космической отраслях, в транспорте, в торговле и т.д. Не трудно понять, что, если энергоресурсы и топливо будут стоить значительно дешевле, чем сейчас, то наша экономика станет значительно конкурентоспособней, чем сегодня. Это вызовет огромный рост и развитие в несырьевом секторе. То, что предлагают наши финансовые руководители, – это путь в обратном направлении. Они предлагают сделать максимально высокими цены на энергоносители, чтобы задушить весь несырьевой сектор, чтобы повысить его себестоимость и лишить его конкурентоспособности, которая и так невысокая, чтобы россиянам российская нефть, которая и так принадлежит народу, доставалась по мировым ценам, а в отдельных случаях и выше.
Вопрос: Почему Правительство не борется за низкие цены на бензин?
Константин Бабкин: Либералы ведут страну последние 22 года (гайдаровская политика) к тому, что Россия будет добывать газ, нефть и иметь трубы для того, чтобы продавать этот нефть и газ. Таким образом, производство в стране будет ликвидировано, правда еще будет сфера услуг, которая обслуживает нефтяников, поддерживает трубы в хорошем состоянии. А все остальное – сельское хозяйство, машиностроение – это, по мнению либералов, лишняя информация, которую в России необходимо ликвидировать. Соответственно, также надо сократить население, и тогда все будет хорошо. Сейчас мы видим продолжение данной политики. И чем скорее мы ее прекратим, тем лучше для всех нас.
Вопрос: По мнению корреспондента "Коммерсанта" топливная субсидия это зло. МВФ также "советует" отменить энергетические субсидии. Что подразумевается под этим понятием? И "зло" ли это?
Константин Бабкин: Приведу простой пример. Я вырастил хлеб и, естественно, для меня он обходится дешевле, чем для того, кто собрал автомобиль. Так называемая "субсидия", скидка, которая делается на бензин, это вранье и подмена понятий. Недра по Конституции принадлежат народу, соответственно, должны доставаться на внутреннем рынке по цене себестоимости. Если себестоимость ниже, чем мировая цена, это не значит, что это "субсидия". Если кто-то хочет начать бороться с так называемыми "субсидиями", пусть начнет с Америки и Евросоюза, например, чтобы эти страны снизили свои аграрные субсидии, чтобы наше сельское хозяйство могло нормально конкурировать. А то они обзывают "субсидиями" наши конкурентные преимущества и собираются их ликвидировать. А про свои зарубежные субсидии ни слова. Это опять та же либеральная политика, которая никак не способствует снятию России с сырьевой зависимости.
МВФ советует отменить "энергетические субсидии", т.е. говорит, продавайте россиянам бензин и нефть по мировым ценам. Также бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт сказала - почему это России принадлежит Сибирь? "Нестле" хочет приватизировать запасы пресной воды, причем желательно отдать такие запасы крупным корпорациям. Это продолжение той самой либеральной политики, с целью забрать у России ее богатства. Так они все назовут "субсидиями"!... И Сибирь у них России несправедливо принадлежит, и воду пресную им отдайте. Если бы политика в государстве строилась разумно, то наши преимущества использовались бы грамотно. Пока этого нет.
Вопрос: Сторонники либеральной концепции также утверждают, что "энергетические субсидии" не обеспечивают адресной поддержки малоимущих, а также весьма дороги и вытесняют другие, более целесообразные, государственные расходы (на медицину, образование, инфраструктуру). Доходит и до смешного, дескать, из-за субсидий страны потребляют слишком много энергии. Так, энергоемкость ВВП России в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы.
Константин Бабкин: Дешевый бензин в первую очередь направлен на поддержку экономики. Продажа энергоресурсов по себестоимости внутри государства только повышает доходы государства, а значит, оно сможет больше средств выделить на социальные расходы, на медицину, образование, инфраструктуру и т.д. Во-первых, дешевые цены на энергоресурсы вызывают оживление всей экономики. Во-вторых, отмену НДПИ и акцизов мы предлагаем заменить более высокими пошлинами на нефть, т.е. государство здесь доберет свои кажущиеся финансовые потери. Довод о том, что Россия потребляет слишком много энергии двоякий. Да, энергоемкость ВВП России в 2,5-3,5 раза выше, чем в США, но при этом США потребляет в десятки раз больше энергоресурсов, чем Россия. Также в США бензин стоит меньше, чем в России. Пусть автор статьи озаботится повышением цен на бензин в США. Не субсидии, а неравная конкуренция – это зло.
Вопрос: Должен ли быть в России дешевый бензин? Как этого достичь?
Константин Бабкин: Мы проводили расчет. Если иметь такую же систему налогов вложенных в стоимость топлива в России как в США, то бензин в России будет стоить 15 рублей. При этом надо снижать акциз на производство и НДПИ, повышать экспортную пошлину на бензин. Справедливая цена бензина в России – минимум 15 рублей за литр! Сказки либеральных деятелей мы слушаем уже 22 года и наблюдаем ликвидацию промышленности. Тракторов стали производить в 30 раз меньше, чем в РСФСР. Самолеты вообще перестали производить. Продукция сельского хозяйства на 30% меньше стали выпускать, умерли 20 тысяч деревень. Вот и решите для себя, хотите слушать этих обманщиков и плутов или вам надоели эти сказки?..