Россия запускает Китай в нефтяные регионы Сибири
"Китайская оккупация" или выгодное сотрудничество?Китайская компания CNPC может стать основным партнером "Роснефти". Накануне Игорь Сечин провел переговоры с руководством китайской компании о реализации совместных проектов. К увеличению поставок нефти в Китай и работе на российском шельфе могут добавиться совместные проекты на суше в трех регионах России. Речь идет о Красноярском крае, Иркутской области и Ненецком автономном округе. Однако, чтобы "Роснефть" могла работать с китайской CNPC на территории России, Игорю Сечину придется договариваться с федеральным правительством и компанией "Транснефть" по увеличению мощности экспортных трубопроводов. С последней, кстати, "Роснефть" пока не может урегулировать вопрос - кто будет финансировать расширение трубопровода Сковородино – Мохэ.
Партнерство с CNPC на российском шельфе предполагает совместную работу на участках в Баренцевом и Печорском морях: Западно-Приновоземельском, Южно-Русском и Медынско-Варандейском. Что касается суши, то, например, в Красноярском крае у "Роснефти" находятся два крупных месторождения – Ванкорское и Лодочное. В Иркутской области госкомпании принадлежит "Верхнечонскнефтегаз", а также там несколько лет назад были открыты четыре месторождения с извлекаемыми запасами в размере 424,7 млн тонн. Кроме того, два года назад "Роснефть" получила лицензию на Наульское месторождение в Ненецком АО, сообщает "Коммерсант" подробности поездки Сечина.
Аналитик по нефтегазовому сектору ФК "Уралсиб" Алексей Кокин уверен, что китайская CNPC получит небольшую долю в совместных проектах, а начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджемент" Николай Подлевских предполагает, что китайцы станут или миноритариями, или операторами в этой сделке.
"В любом случае, это вспомогательное содействие. Думаю, что это будет допуск к традиционным месторождениям. Хотя сейчас в "Роснефти" очень много говорят о возможности добычи нефти из Баженовкой свиты и т.д., и Китай вроде бы обозначил интерес к такого рода проектам. Но пока у них нет собственных технологий для добычи нефти из сланцевых пород, и здесь такой альянс будет не очень продуктивен. Но на традиционных месторождениях китайцы могут помогать и деньгами, могут помогать и своими кадрами, технологиями и т.д", - отметил Николай Подлевских в беседе с корреспондентом Накануне.RU.
Экономист Андрей Паршев видит в этом "приятные финансовые предложения с китайской стороны" для "Роснефти", но со стратегической точки зрения "пускать Китай к нам – это неправильное решение". "Экономический интерес Китая к нам связан с тем, что мы сами добываем и сами предоставляем на китайский рынок энергоносители. Если и этим будут заниматься китайцы, то мы всякий интерес и уважение потеряем", - заявил Накануне.RU Паршев.
"Китайцы заинтересованы в стабильности поставок, поэтому они хотят присутствовать там, где ведется добыча, но мы обязаны понимать, что это неправильная политика. По-хорошему надо, чтобы наши федеральные власти вмешались в эту ситуацию, " – добавил он.
По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, "Роснефть" хочет сбалансировать восточное и западное направление сотрудничества. На западе – это Эксон Мобил и ВР, на востоке – CNPC.
"С этой целью в Китай и другие страны юго-восточной Азии ездит Игорь Сечин. Китай имеет серьезный интерес к совместной добыче. Дело в том, что там заканчивается дешевый уголь и им необходимо диверсифицировать энергетические потоки. Поэтому Китай так заинтересован", - объясняет Дмитрий Абзалов.
"Договор с Китаем - это определенный козырь в руках "Роснефти" для того, чтобы привлечь Южную Корею и Японию, с которыми пока нет договоренности. Но после того, как основной конкурент в регионе в лице Китая войдет на российский шельф, у них может появиться желание поработать совместно на Камчатском шельфе. Это дает определенные возможности поторговаться с партнерами", - отметил эксперт Накануне.RU.
Что касается сложностей во взаимоотношениях между "Транснефтью" и "Роснефтью" по расширению экспортных трубопроводов, эксперты предполагают, что главным камнем преткновения стали финансовый вопрос и вопрос гарантий.
"Транснефти" нужны какие-то гарантии "накачки" трубопровода на будущее, а раз договор с Китаем пока не подписан, то это скорее вопрос координации между "Роснефтью" и "Транснефтью", между "Роснефтью" и российским правительством. Я думаю, что этот вопрос решится, но не сразу. Расширение участка до Сковородино может начаться не в этом году, а скорее всего во второй половине следующего года", - считает аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин.
"Транснефть" является бесспорным монополистом, и естественно "Роснефть" "кивает" на то, что "Транснефть" должна все это делать. "Транснефть" же в свою очередь обычно старается по максимуму привлечь инвестиций как со стороны покупателей, так и со стороны наших компаний. Думаю, что здесь торг может продлиться достаточно долго, тем более что эти проекты завязаны не только на прокладку трубы, но и нужно "с той стороны" проложить инфраструктуру получения, а с нашей стороны обеспечить сырьем. В этом смысле "дедлайн" для принятия решения по трубопроводу достаточно мягкий и здесь есть возможность поторговаться", - утверждает начальник аналитического отдела "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских.
Интерес "Роснефти" к азиатскому рынку эксперты Накануне.RU называют вполне закономерным. Однако вряд ли в ближайшем будущем Азия станет главным рынком сбыта для российской госкомпании. "Азия будет важным рынком, но из 200 млн тонн нефти, которую добудет "Роснефть", вряд ли половина пойдет в Азию. Более того, я считаю, что не более 1/4 всей добываемой нефти пойдет в Азию, а от экспорта поставят максимум половину, а все остальное – в Европу", - говорит аналитик Алексей Кокин.
С его мнением согласен Дмитрий Абзалов. "То, что "Роснефть" переориентируется на азиатский регион и диверсифицирует действия, это очевидно. При этом Западная Европа остается в сфере интересов "Роснефти". Она старается сбалансировать риски. Китай меньше платит за "черное золото", зато больше участвует финансово. В Европе выше цены, но они уходят на внутренний рынок. Поэтому "Роснефть" пытается не просто договориться о поставке нефти, но и развить инфраструктуру, строить АЗС, т.е. максимально приблизиться к конечному потребителю, повысить свою маржу", - заключает Абзалов.
Другими словами, главным покупателем российской нефти еще долгое время будет оставаться Европа, но в связи с активным наращиванием поставок в Китай, Азия со своим платежеспособным интересом к нашим продуктам также должна попасть в фокус интереса "Роснефти".