19 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Путин признал: растущие цены на нефть больше не спасают нашу экономику. Что дальше?

Модель "роста без развития" исчерпана

Сегодня президент России Владимир Путин ознакомил представителей правительства, Федерального Собрания, глав Центробанка и Счетной палаты с бюджетным посланием на ближайшие три года. Как и ожидалось, значительная часть документа оказалась связана с глобальным ухудшением ситуации в мировой экономике, которое отражается и на возможностях для роста экономики отечественной. Президент говорит о долгосрочном планировании бюджета, о программах экономии и создании понятных пенсионной и налоговой систем, которые должны стать внутренним резервом экономического развития.

Впрочем, можно сказать, что предварительное оглашение этого документа началось уже некоторое время назад. За прошедший месяц президент успел не раз раскритиковать планы работы как гражданских, так и силовых ведомств, а также попутно дал ряд поручений, связанных с экономической тематикой. Особую остроту документу придает и общий информационный фон надвигающейся второй волны кризиса, тогда как некоторые министры уже несколько месяцев говорят о начавшейся рецессии российской экономики.

владимир путин инаугурация|Фото: vesti.ruСегодняшнее бюджетное послание ожидалось многими с особыми чувствами. Год назад, став президентом, Владимир Путин подписал пакет указов, которые стали неформально называться майскими, содержащими определенные приоритеты в экономическом, социальном и политическом блоках. Направление было указано, однако исполнительная власть не продемонстрировала неудержимого рвения в их исполнении. И хоть Владимир Путин во время "прямой линии" попытался сгладить неудачу министерств, заявив, что он "сознательно завысил планку" с целью достижения хоть какого-то видимого результата, вскоре президент устроил ощутимый разнос министрам и членам правительства по поводу невыполнения буквы и духа майских указов.

7 мая 2013 года президент собрал министров и похвалил их за то, что удалось за этот год сдвинуть ряд тяжелых вопросов с мертвой точки, и пообещал, что не будет кадровой чехарды. А после успокаивающего приветствия глава государства перешел "к делу" и вылил на членов правительства ушат холодной воды. Согласно официальным данным, майские указы были выполнены на 40%. Владимир Путин призвал чиновников уходить от излишнего формализма в работе и более эффективно использовать выделяемые средства. Он напомнил, что в текущем году в регионы на исполнение майских указов было направлено 192 млрд руб., но по итогам первого квартала раскассировано только 17 млрд, то есть менее 10% средств.

"Ну, что это за работа такая? Опять мы все на конец года, что ли, перекатим? Ну, и какой результат будет, я уже догадываюсь, да и вы тоже знаете", – сказал Путин.

Стоит напомнить и о более масштабных проблемах российских властей. Темпы роста российской, да и мировой экономики постоянно "сползают" вниз. Не только ряд независимых экспертов, экономистов, но даже министр экономразвития Андрей Белоусов неоднократно упоминал о том, что рост экономики в России фактически прекратился, хотя чиновники, конечно, и пытаются сделать "хорошую мину" при плохой игре и анонсируют, что общий экономический спад в начале года каким-то образом будет компенсирован в конце года. Снижение темпов роста до 1-2% в год при сохранении стабильно высоких цен на нефть говорит о том, что существующая модель экономики себя фактически исчерпала, а значит, необходимо трансформировать экономическую модель России в целом. Неудивительно, что этот сюжет стал фактически основным в тексте бюджетного послания.

Президент, говоря о прежних посланиях и в частности, о том, какое они нашли отражение в прошедшем году, упомянул о ряде достижений, например, Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов в рейтинге Всемирного банка, а также Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства. Тем не менее, новое время бросает новые вызовы.

"Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. Внешнеэкономическая ситуация, ранее служившая базой для роста бюджетных доходов, в корне меняется. Снизились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и другие ресурсы, появилась тенденция к их снижению. Объемы экспорта стабилизировались: в 2012 году экспорт вырос всего на 1,7%. Профицит торгового баланса практически не увеличился, а по отношению к ВВП снизился в 2012 году с 11,1% ВВП до 10,4%. Это снижает возможности для роста доходный базы федерального бюджета за счет внешних источников. А возможности для ускоренной компенсации сокращающихся нефтегазовых доходов за счет ненефтегазовых пока ограничены", – говорится в тексте документа.

С целью достижения "оптимизации" расходов бюджета предлагается проведение в жизнь долгосрочной пенсионной программы, расширение государственно-частного партнерства, а также вложение государственных финансов из фонда благосостояния в окупаемые инфраструктурные проекты вкупе со структурными преобразованиями в социальной сфере. Что касается пенсионного вопроса, президент предлагает в кратчайшие сроки разработать новую пенсионную формулу, которая была бы понятна и работникам и работодателям, и обеспечивала бы "не только высокую покупательную способность пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и снижала зависимость от трансфертов из федерального бюджета".

Важной задачей, которую озвучил президент, стало создание более конкурентоспособной налоговой системы, которая была бы стабильной и обеспечивала перевод средств из оффшоров обратно в российскую экономику, была понятна для бизнеса.

Кроме этого, глава государства заявил о том, что необходимо сформировать единый реестр госуслуг, который будет одинаковым во всех регионах России, повышать прозрачность бюджетного процесса, в том числе, реализовать проект "электронный бюджет", когда любой гражданин мог увидеть и понять, куда тратятся государственные средства.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Бюджетное послание президента напоминает религиозный ритуал, который имеет значение только для его участников, а к реальной жизни остальной страны не имеет никакого отношения. Многие вещи, которые декларирует президент, обсуждаются со времен Ельцина, тогда как основной посыл такого документа мог бы заключаться в формуле "надо меньше воровать". Таково мнение экономиста, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, которое он озвучил для Накануне.RU:

– Большая часть послания – настолько официальный набор слов, что может означать все, что угодно. Для любого нормального человека понятно, что нужно меньше воровать, потому что издержки экономики связаны, в основном, с коррупцией, но вряд ли он обращается с подобным призывом к своим коллегам, потому что в таком случае его просто съедят. На самом деле, нужно обратить внимание на то, что цены на нефть исключительно высоки, превышают устойчиво $100 за баррель, и разговоры о каких-то ухудшениях немножко не соответствуют действительности.

Про банк развития с инфраструктурными объектами говорят с 1998 года – с правительства Примакова, что касается самоокупаемости инфраструктурных проектов, они окупаются только в масштабах страны в целом. Транссиб, например, с точки зрения собственно железной дороги, окупился за 50 лет, к началу 1930-х годов, так что это просто пустой разговор. Может быть, он что-то и означает, но подобных разговоров было так много за последние годы, что копаться в нюансах просто не имеет смысла, они, скорее всего, ничего не значат.

О пенсионной формуле говорится с 1996 года, а может, говорилось и раньше. Все пенсионные проблемы сводятся к тому, что обязательный социальный взнос устроен так, что его нельзя собрать. Чем вы беднее, тем выше с вас дерут, и понятно, что нормальные люди их не платят. Вторая проблема заключается в абсолютной бесконтрольности пенсионного фонда. А третья проблема заключается в том, что деньги пенсионного фонда вкладывают в русскую рулетку – в фондовый рынок, а не в долгосрочные проекты с гарантированной окупаемостью, с гарантированной рентабельностью, как, например, модернизация ЖКХ. Можно приехать в любой город России, найти там самое роскошное здание – это будет здание пенсионного фонда, и цена всех разговоров о новой пенсионной формуле будет наглядно видна, особенно на фоне пенсионеров, которые "тащат" это великолепие. Прекрасно видно, что пенсионный фонд работает на себя, а не на "каких-то там" пенсионеров.

Разговоры об упрощении налоговой системы идут, по-моему, с 1992 года, но я могу ошибиться, потому что уже больше 20 лет прошло. Может быть, для людей, которые не занимаются экономикой, это новинка, свежая струя. Это необходимая вещь, но сначала необходима такая вещь, как объединение налогового и финансового учета – без этого все разговоры об упрощении налогового учета производят впечатление либо наглого и циничного вранья, либо бессодержательного бреда.

Бюджетное послание в такой форме не интересно никому, кроме тех, кто его пишет, произносит и заслушивает – это обычный ритуал. Это как в церкви, когда есть священник, который проповедует, перед ним стоят верующие, они ему внимают, а всех остальных это не касается. Или собрались адвентисты седьмого дня на молитву, только тут не адвентисты седьмого дня, а правящая тусовка, и не молитва, а, прости Господи, бюджетное послание президента. К реальной жизни, насколько я могу судить, это отношения не имеет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС