Театр абсурда: как прибалтийские власти спасают "Ичкерию"
Литве умеют ставить спектакли - этого не отнять. Серьезную конкуренцию маститым лицедеям составят власти янтарной республики, их авторство в трагикомедии под условным названием "Неудачный дебют Эгле Кусайте, террористки из Клайпеды" вряд ли кто возьмется оспаривать. Напомним суть дела. В октябре 2009 года на каунасском автовокзале задержали гражданку Литвы с говорящей для русского уха фамилией, весь нехитрый багаж которой состоял из вещей первой необходимости, книг с инструкциями по подрывному делу, ваххабитских прокламаций, паспорта с российской визой и авиабилета маршрутом Вильнюс - Москва в одну сторону. Двадцатилетняя девушка сразу призналась: отправилась в Россию для совершения теракта на стратегически-важном военном объекте, в людном месте столицы или Чечни. Представитель генпрокуратуры, ознакомившись с материалом, определил: дело тянет на срок до десяти лет тюрьмы. Уже потом, с подачи нанятых на непонятно откуда взявшиеся у безработной огромные деньги дорогих вильнюсских адвокатов, в целом нехитрая история попавшей в сети исламистских проповедников стала обрастать всякого рода существенными и смягчающими обстоятельствами, которые искусно драпировали образ фанатичной шахидки (несколько лет назад Эгле откликнулась на призыв радикальных мусульман прибыть в Германию, где и состоялось ее знакомство с основами веры и принятие ислама), готовой отдать жизнь за идею - за освобождение Ичкерии, а также других стран от неверных. Подробности - в материале Накануне.RU.
Чего только не придумывали ее защитники, среди которых числились не только штатные адвокаты, но и видные представители элиты. Сформировалось даже нечто вроде общественного движения против суда над "невинной жертвой" кавказской пропаганды, одни завуалированно, другие открыто призывали власти отпустить ее на свободу, однако обе стороны были едины в главном: все, что направлено против путинской России, потенциального агрессора - в принципе хорошо. Антанас Терляцкас, личность широко известная, бывший советский диссидент, в прошлом мэр Каунаса, договорился до того, что назвал дело провокацией российских спецслужб. Отсюда и дискуссии о том, что клайпедчанка никого и не собиралась взрывать, что это не более чем невинные забавы, навеянные американскими триллерами, что более кроткого и послушного ребенка, помешанного на сотворении добра, "земля Марии" еще не видела.
Менялась позиция и прокуратуры, и Вильнюсского окружного суда, куда отправилось дело, подозреваемую то садили в камеру, то отпускали под подписку о невыезде, даже согласились допустить до подозреваемой - и это нонсенс! - представителей российских антитеррористических служб, которых, к слову, затем Кусайте обвинила в издевательствах, хотя допрос проходил в присутствии местных пинкертонов. Сестра и брат Магмадовы, с которыми девушка долго поддерживала отношения, ждали ее в Москве с дальнейшими инструкциями, позднее они были арестованы в России как участники бандформирований. А литовская шахидка оказалась не только верной им пособницей, но и успешным агитатором, в Литве у ней появились такие же убежденные последователи (Эгле соблазняла их при этом деньгами, которые присылали те же Магмадовы), и не дай Бог местным спецслужбам было проморгать эту группу …
Три с лишним года продолжалось следствие, и вот на прошлой неделе состоялось заключительное заседание, и под аплодисменты присутствующих шахидка получила… пожизненное? Да ничего подобного, Эгле освобождена прямо в зале суда. Нет-нет, как и во всем цивилизованном мире, и в Литве терроризму бой, Кусайте признана виновной именно по этой статье и осуждена аж на десять месяцев тюремного заключения, однако в срок засчитано время, проведенное в камере во время следствия.. Что это, акт милосердия за чужой счет, ведь если бы планы этого смиренного ангела во плоти реализовались, то не литовцы - россияне собрали бы обильную кровавую жатву. Считанные месяцы вместо обещанных десяти лет - не правда ли, с полным правом можно заключить, что шахидка отделалась легким испугом? Безусловно, свою роль сыграл голос радикальной общественности, требовавшей от президента едва ли не наградить ее орденом как продолжателя подвига "лесных братьев".
Вспоминается недавний репортаж из Киева, где министр иностранных дел Линас Линкявичюс в интервью настоятельно рекомендовал властям проходящей "тест на европейскость" Украины отказаться от избирательного правосудия, иначе договора об ассоциации с Евросоюзом им не видать как своих ушей. Ну, а как можно назвать приговор Кусайте, как не насмешку над правосудием, и разве он по своей сути не является косвенным поощрением самого ужасного явления нашего времени? В тех же Соединенных Штатах, на которые безоговорочно равняются лидеры Литвы, Кусайте схлопотала бы на полную катушку - лет двадцать как минимум. Удивительно? Но не более того, что вновь избранный полгода назад левоцентристский Сейм создал межпарламентскую группу по связям и дружбе с "Чеченской республикой Ичкерия", которая вот уже десяток лет существует лишь в воспаленном воображении "ястребов".
Нетрудно догадаться: поставить этот спектакль с Кусайте власти заставила суровая действительность. Затеять процесс их вынудил широкий международный резонанс дела, на него откликнулись ведущие мировые масс-медиа, не спускала с него глаз и Россия. Так что форма соблюдена, а что до содержания, то у каждого "монастыря свой устав", и никакой восточный сосед "балтийской сестре" не указ. А про истинное "милосердие по-литовски" свидетельствуют осуждение лидера Социалистического народного фронта Альгирдаса Палецкиса только за то, что он усомнился в официальной версии гибели людей в известных событиях возле Вильнюсской телебашни в 1991 году, террор по отношению к Виктору Успасских и его Партии труда (лейбористы ), суд над ними подходит в эти дни к концу, другие подобные "цветы" (скорее - чертополох) местечковой демократии.
Еще одну бомбу под литовское правосудие подложил тот, от которого этого ожидали меньше всего - профессор политологии, заместитель председателя Еврейской общины, ныне европарламентарий Леонидас Донскис, известный верноподданической позицией, бескомпромиссный критик путинского "режима". В недавней беседе с литовскими журналистами он не мог умолчать о нашумевшем деле многодетной семьи чеченцев Гатаевых, они, по его словам, "спасаются от произвола литовских властей в Финляндии и он призывает эту северную страну, партнера по Евросоюзу, предоставить им политическое убежище и оградить их от преследования". История запутанная, причем сами власти, похоже, совершили неправосудное действие, а затем напустили туману, чтобы спрятать концы. На днях в Каунасе состоялся суд по иску Гатаевых, истцы праздновали промежуточную победу: их арест и месячное содержание под стражей признаны незаконными, пострадавшим определена компенсация, которой не хватит, по словам потерпевших, даже на оплату услуг адвокатов. Супруги натерпелись, однако самой пострадавшей стороной оказались дети, которых то отбирали у родителей, то переводили порознь из одного приюта в другой. В материалах дела фигурирует совсем уж пикантная история - ну чисто по Агате Кристи - о том, как спецслужбы внедрили в семью агента, а он не нашел ничего лучшего, как соблазнить одну из дочерей гор и оставить ее с ребенком. Сейчас семья готовит иск в Европейский суд по правам человека, и если он состоится, то это станет, по мнению евродепутата, позором Литвы.
В сложном, лучше сказать – щекотливом положении оказались власти и в деле Дени Дудаева. Россиянам фамилия первого президента самопровозглашенной Ичкерии хорошо помнится, теперь в Литве знают и его младшего сына. Около года назад в его машине нашли семь фальшивых паспортов на имя "грузинских гостей", наркотики и приспособления для изготовления ложных "ксив". 30-летний джигит был "чистосердечен" до наива: горел желанием помочь близким по духу кавказцам, которые стонут под российским давлением. Власти с благодарностью внемлют подобным русофобским откровениям, для них он союзник в борьбе с империей зла, как говаривал покойный президент Рональд Рейган, но, с другой стороны, фальшивые паспорта, зелье - как это уголовное деяние облечь в пристойные одежды, и волков накормить, и овец сохранить? Суд только начался, все события впереди, однако чутье подсказывает, что и в этом случае изощренное литовское правосудие найдет соломоново решение, чтобы порок наказать, и друзей – союзников не обидеть. А действительно, чем несостоявшаяся шахидка Эгле Кусайте хуже Дени Дудаева? Или лучше?...