Развал бюджета: регионы скатываются в кризис, зависимость от сырьевого сектора только растет
Владислав Жуковский: Вместо приоритетов экономической политики - "суповой набор"Принятый осенью 2012г. федеральный бюджет на 2013г. и плановый период до 2014-2015гг. уже трещит по швам и разваливается. Изначально было понятно, и независимые эксперты предупреждали правительство, что бюджет на 2013г. принимается на основании чрезмерно оптимистичных прогнозов относительно ситуации в российской экономике, что делает его нереализуемым уже на стадии базовых макроэкономических предпосылок. Уже осенью было совершенно очевидно, что никакого роста ВВП на 3,6% в 2013г. не будет – нужно будет побороться за прирост хотя бы на 2%. Обещанный рост промышленного производства на 2,5-3% сменился спадом в январе-феврале и едва заметным ускорением в марте и апреле. По итогам января-апреля текущего года промышленное производство увеличилось на едва заметные 0,5%. На фоне 4,3% годом ранее иначе как катастрофой это назвать не получается.
"Манипуляции" Минфина
Точно так же и прогноз по инфляции в 5,5% выглядел откровенной утопией на фоне стремительного роста цен на услуги естественных монополий (газ, вода, электроэнергия, ЖКХ, транспортные перевозки и т.д.) на 15-20%. Неудивительно, что в мае темпы роста потребительских цен ускорились до рекордных за последние 2 года 7,4%, а по итогам января-мая прирост цен составил более 7,2%. Чем-то из области фантастики выглядел и прогноз по движению капитала – вплоть до конца 2012г. чиновники искренне верили, что в 2013г. после оттока 54,1 млрд долларов в 2012г. будет зафиксирован нетто-приток в размере 10-15 млрд. И это притом что только за период 2008-2012гг. частным сектором из России в чистом виде было вывезено свыше 362 млрд долларов – т.е. без малого годовой федеральный бюджет России в ценах 2012г. А по итогам января-апреля, по предварительным оценкам Банка России, чистый отток капитала из России превысил отметку в 30 млрд долларов – более 50% от совокупного бегства капитала в 2012г.
В таком случае не стоит удивляться тому, что, несмотря на стабильно высокие цены на нефть, по итогам января-апреля 2013г., по предварительным оценкам Федерального Казначейства, дефицит федерального бюджета превысил планку в 0,4% ВВП (или 75,6 млрд рублей). Российский бюджет разваливается буквально на глазах по мере разрастания кризисных явлений в экономике, загнивания отечественной несырьевой промышленности и исчерпания паразитической модели "роста без развития".
Стоит напомнить, что 13 июня президент Путин выступил с Бюджетным посланием. Оно было исполнено в лучших традициях российской "сувенирной демократии" - послание адресовалось узкому кругу особо приближенных к первому лицу высокопоставленных чиновников. Что касается самого послания, то, насколько можно судить, это была попытка выдать желаемое за действительное и ненавязчиво похвалить своих подчинённых в правительстве за "эффективную работу" во благо граждан России и его национального капитала. При этом реальные катастрофические последствия деятельности нынешнего состава правительства, которое по своей идеологии продолжает реализовывать ультралиберальную социально-экономическую политику, остались за кадром выступления президента Путина.
Возникает ощущение, что выступление, которое подавалось как бюджетное послание, на деле таковым не являлось. Под видом бюджетного послания, в котором, по идее, должны указываться приоритетные направления развития отечественной бюджетной системы (этому на деле оказалось посвящено несколько предложений с крайне расплывчатыми формулировками), был представлен "суповой набор" оторванных от весьма грустной реальности благих пожеланий, очередных обещаний и пространных рассуждений, которые в последние полтора года кочуют из одного правительственного документа в другие.
Президент ни слова не сказал о продолжающихся уже даже не первое десятилетие срывах в исполнении принятого на законодательном уровне закона о федеральном бюджете. Мало того, что, начиная с 2011г. полным ходом идёт процесс сокращения расходов на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, инфраструктуру и социальную поддержку как в реальном выражении (т.е. с учётом официальной заниженной инфляции), так и в относительном (в % к ВВП), одновременно с этим находящиеся у руля финансово-экономического блока правительства идейные ученики Гайдара, Чубайса, Кудрина, Ясина, Мау и прочие сторонники доктрины "рыночного фундаментализма" всеми силами стараются недоисполнить и недофинансировать не связанные с обслуживанием государственного долга и удовлетворением их корыстных коррупционных аппетитов статьи.
Для сравнения, по итогам 2011г. в силу недофинансирования экономики, затягивания сроков выделения бюджетных ресурсов и искусственного увеличения внутренних и внешних заимствований чиновникам Минфина удалось исполнить доходную часть федерального бюджета России аж на 102,2% от запланированной величины, тогда как расходная часть была исполнена менее чем на 98,2%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2012г. – доходная часть была исполнена на 99,6% от запланированного уровня, тогда как расходная ведомость под разными предлогами была исполнена менее чем на 99,3%, что позволило Минфину отчитаться о крайне низком дефиците федерального бюджета по итогам финансового 2012г. и дало возможность увеличить размер Резервного фонда ни много ни мало на 1,090 трлн рублей, нарастив его до 1,885 трлн рублей, а ФНБ – до 2,794 трлн рублей. Эти средства, напомним, не идут на модернизацию экономики, а откладываются в "кубышку" в виде облигаций иностранных ценных бумаг (то есть, по сути идет финансирование чужих экономик).
Отдельная тема для разговора, о которой Путин упомянул как бы вскользь – постоянно возрастающая зависимость российской бюджетной системы от сырьевых доходов и, как следствие, расширяющийся ненефтегазовый дефицит федерального бюджета. Если в 2000-2004гг. и вовсе имел место ненефтегазовый профицит в системе государственных финансов, то в 2009г. дефицит достиг рекордных 13,7% ВВП, а по итогам 2012г. превысил отметку в 10,6% ВВП. В ближайшие годы в правительстве обещают снизить этот показатель до 7-7,5%. Однако важна цена вопроса – достигаться это будет за счёт ещё большего сокращения расходов на экономику и социальную сферу как в абсолютном, так и в относительном выражении (в % к ВВП).
Хуже того, по итогам первых трёх месяцев 2013г. зависимость российской бюджетной системы от сырьевого сектора и поступления экспортной валютной выручки (65% которой обеспечивается нефтегазовым комплексом, а ещё 37% - металлами, лесом, нефтехимией, удобрениями и прочей продукцией низких переделов) стала ещё более критической - ненефтегазовый дефицит федерального бюджета расширился до 10,1% ВВП, что заметно хуже 9,8% годом ранее. Наряду с этим произошло весьма заметное сокращение доходной базы – совокупные доходы федерального бюджета по итогам первого квартала 2013г. составили менее 20,8% ВВП, что на 1,2 процентных пункта ниже показателя аналогичного периода 2012г.
Помимо этого, президент предпочёл ни слова не говорить про продолжающуюся практику недофинансирования отечественной экономики, инфраструктуры, науки и социальной сферы даже в рамках того антисоциального и антимодернизационного бюджета (о чём был вынужден заявить даже глава МЭР Андрей Белоусов), который был пролоббирован Минфином в конце 2012г. Об этом он тактично промолчал. По предварительным оценкам Федерального казначейства, по итогам января-апреля 2013г. доходная часть бюджета исполнена на 32,8%, тогда как расходы государства по финансированию модернизации и майских указов президента по-прежнему "придерживаются", в результате чего расходная ведомость исполнена менее чем на 31,4%.
Региональные бюджеты скатываются в кризис
Отдельного внимания заслуживает тезис Путина о стремительно возрастающей долговой нагрузке на региональные и местные бюджеты и увеличение рисков неплатежей по муниципальным и региональным долгам. Стоит напомнить, что в 2012г. практически в каждом третьем субъекте РФ (т.е. в 26 субъектах Российской Федерации) долговые обязательства превысили отметку в 50% по отношению к собственным доходам. Весьма показательно, что размер задолженности субъектов регионов подскочил с 456,8 млрд рублей в начале 2008г. до 1,267 трлн рублей в апреле 2013г.
Одновременно усиливается крайне негативная тенденция деградации структуры бюджетных расходов регионов – происходит стремительное сокращение удельного веса расходов субъектов федерации инвестиционного характера, направленных на модернизацию производств, капитальный ремонт транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также подъём наукоёмкой обрабатывающей промышленности и создание новых рабочих мест.
У регионов на это просто-напросто нет денег – практически вся доходная база изъята в пользу федерального центра, а обязательства по финансированию социальных расходов переложены на плечи региональных и муниципальных бюджетов. Находясь в политической зависимости от Кремля, они предпочитают "проедать" имеющиеся финансовые ресурсы, а не направлять средства на развитие экономики и производств – с электоральной точки зрения это бессмысленная трата времени, сил и финансовых ресурсов.
Финансирование внешнего долга - приоритет?
Стоит отметить, что, если расходы на финансирование национальной обороны и ВПК, которые во многом благодаря предыдущему руководству погрязли в громких коррупционных скандалах и нецелевом использовании средств налогоплательщиков, исполняются даже с опережением графика (за четыре месяца затратная ведомость исполнена на 41% от годового плана), то степень исполнения расходной части федерального бюджета по финансированию национальной экономики не превышает 25,4%. При этом водное хозяйство профинансировано менее чем на 13,5%, транспорт – на 17,2%, общеэкономические вопросы – на 19,4%, дорожное хозяйство (так называемые дорожные фонды) – на 14,1%.
Судя по всему, чиновники в Минфине и на местах создают максимально благоприятные условия для разворовывания средств налогоплательщиков – триллионы рублей будут бесконтрольно влиты в экономику в авральном режиме в последние два месяца 2013г., что создаст всплеск инфляции, обесценение рубля, скачкообразный рост воровства и вывоза капитала из России. Именно эту логику поведения чиновников мы наблюдаем все последние годы – весь год удерживать бюджетополучателей на голодном пайке в состоянии недофинансирования, а потом вливать до 20-25% годовых расходов в течение последних месяцев и спешно разворовывать финансовые ресурсы государства?
Совершенно удручающая ситуация складывается с финансирование системы ЖКХ. Мало того, что за период с 2011 по 2015гг. властями запланировано сокращение расходов на ЖКХ без малого в 4,5-5 раз, так ещё и те копейки, которые планируются в ФЗ "О федеральном бюджете" (а это, пожалуй, один из самых главных и первостепенных для существования государства и общества законов), не доходят то этой жизнеобеспечивающей сферы. Согласно оценкам Федерального казначейства, по итогам января-апреля 2013г. исполнение расходной ведомости федерального бюджета на финансирование системы ЖКХ осуществлено менее чем на 7,1%! При этом, если коммунальное хозяйство и жилищное хозяйство профинансированы хотя бы на 11,5 и 9,7% (да, это крохи, но хоть какие-то ресурсы) от годовой сметы соответственно, то на благоустройство территорий и домов, а также на прикладные научные исследования в области ЖКХ за первые четыре месяца текущего года было выделено 0% от суммы подлежащих перечислению ресурсов.
Сравнительно неплохо исполняется финансирование охраны окружающей среды и образования – эти статьи профинансированы на 36,5 и 42,1% соответственно. Также более или менее адекватно и в срок выделяются ресурсы на поддержку здравоохранения и социальную политику – эти статьи исполнены на 36,2 и 31,1% соответственно.
Однако и здесь не обошлось без перекосов и откровенных провалов – скажем, дошкольное образование, с которым ситуация становится откровенно критической в подавляющем большинстве крупных городов России, профинансировано менее чем на 14,8%. Прикладные научные исследования в данной области получили менее 20,4% от запланированной на текущий год поддержки. Зато молодёжная политика финансируется ударными темпами – сметная ведомость на поддержку проправительственных пропагандистских молодёжных организаций исполнена более чем на 85,4%.
Весьма пристальное внимание чиновники уделяют вопросам манипулирования сознания, формирования повестки дня и пропаганде – на поддержку СМИ было выделено без малого 42,1% от запланированного объёма государственных ресурсов.
Безусловно, не обижены оказались финансовые спекулянты и международные кредиторы России, удовлетворение интересов которых, судя по всему, как и в период 1990-х годов, является одним из основных приоритетов правящих властей и финансово-экономического блока правительства. Неудивительно, что на обслуживание государственного и муниципального долга в январе-апреле было выделено 33% от годового плана расходов. При этом в глаза бросается озабоченность российских властей интересами иностранных кредиторов – их интересы рассматриваются как святая святых и безусловное обязательство. Можно недофинансировать науку, образование, ЖКХ, инфраструктуру, амбулаторное и стационарное лечение, профилактику социально обусловленных заболеваний и донорства, сельское хозяйство и транспорт, но ни в коем случае нельзя наступить на карман транснациональном капиталу.
Показательно, что на финансирование государственного внешнего долга выделено 37,9% от годовой сметы затрат, тогда как на обслуживание внутреннего долга – менее 31,7% - как показал опыт дефолта 1998г., можно забыть про граждан России и обязательства перед отечественными кредиторами, но забывать про интересы транснациональных банков и международных финансовых спекулянтов, на счетах которых хранят свои многомиллиардные состояния отечественные коррумпированные чиновники, олигархи и криминальные структуры, не стоит. В лучшем случае, можно очень быстро потерять всё неправедно нажитое за 20-летие "рыночных преобразований" состояние. В худшем, не сумев доказать легитимность капитала и законный характер происхождения имущества можно, быть привлечённым к ответственности в США и фешенебельных странах Европы по обвинению в коррупции и финансировании международного терроризма.
Между майскими указами и их исполнением - пропасть
Весьма правильно президентом указан тезис о том, что планирование мер социально-экономического развития, модернизации производства, реиндустриализации с одной стороны и бюджетное планирование, с другой, по-прежнему остаются крайне слабо скоординированными. Если говорить объективно, то следует признать, что между красивыми предвыборными лозунгами и правильными по своей сути майскими указами президента – пропасть: предвыборные обещания и планы не обеспечены финансовыми ресурсами. Пролоббированный в конце 2012г. нынешним главой Минфина Антоном Силуановым (идейным учеником Алексея Кудрина и его верным соратником) бюджет вкупе с продолжающейся политикой изъятия якобы незаработанных нефтедолларов из экономики и стерилизации якобы избыточной денежной массы делают свое дело.
До сих пор цели и задачи социально-экономической политики и итоги их реализации рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной политики. Встаёт закономерный вопрос – а чем на протяжении последних 12 лет занимался Минфин и МЭР, которые должны были бы уже давно увязать долгосрочные стратегии и программы развития российской экономики с реальными действиями в области налогово-бюджетной политики. Сегодня же складывается ситуация, при которой красивые планы и "прожекты" Минэкономики живут своей жизнью, а Минфин при реализации налогово-бюджетной политикой руководствуется своими интересами и приоритетами.
Одновременно с этим Центральный Банк, в чьих руках находится денежно-кредитная политика и контроль за эмиссией рубля, руководствуется своими целями и задачами. И это уже не говоря об отсутствии даже намёка на хоть какую-то систему оценки эффективности бюджетных расходов – главный принцип Минфина и его руководства: чем меньше денег дашь, тем эффективней работаешь. А так как гораздо проще и приятней отбирать деньги у не имеющих политических прав и реальной власти социальных групп, то страдают самые обездоленные и социально незащищённые.