Зачем "креативщик" Гельман выдал политические карикатуры времен Холодной войны за современное искусство
Автор "Welcome! Sochi! 2014" сам ничего не выдумывал - за него поработали американские политтехнологи времен Холодной войныМарата Гельмана сняли с поста директора музея современного искусства PERMM. Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стал скандал на "Белых ночах в Перми". Но и. о. министра культуры края Игорь Гладнев заявил, что договор с Гельманом будет расторгнут по п. 2 статьи 278 Трудового кодекса, в котором указано, что работодатель не обязан мотивировать такое решение. Видимо, такая форма увольнения была выбрана, чтобы не привлекать лишнее внимание к очередной провокационной выходке Гельмана - тогда в рамках фестиваля "Белых ночах в Перми" появилась выставка плакатов на тему Олимпиады в Сочи красноярского художника Василия Слонова, передает корреспондент Накануне.RU. Тем не менее, скандал раздут, власти высказались, Гельман снят, однако при этом никто не обратил внимания на подоплеку - а именно то, что "страшные чебурашки", дискредитирующие Сочи-2014, - копия работ западных карикатуристов начала 80-х - эпохи, ставшей началом конца для СССР. Удивительно, что долгое время все это происходило под носом губернатора Виктора Басаргина, считающегося человеком из "клана Собянина", а он ограничивался высказываниями в духе "горбачевщины".
Скорее всего, средства на проект Welcome! Sochi! 2014 были получены под пропаганду Олимпиады, но под видом "свободного искусства" креативного класса мы увидели стандартную антипропаганду в духе американских карикатур времен Холодной войны. Только если раньше с СССР боролись силы извне, теперь антироссийская пропаганда исходит изнутри и защищается словами о цензуре, а Гельман становится настоящим страдальцем от искусства.
Напомним, что выставка Welcome! Sochi! 2014 была закрыта и вызвала недовольство не только со стороны спортивной общественности и обычных жителей Перми, но и в итоге не осталась незамеченной властями. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин реагировал на инцидент с запозданием, а однозначно осудил выставку лишь вчера - спустя месяц:
"Мнения тех, кого эта история не оставила равнодушным, полярно разделились. Кто-то посмеялся, другие возмутились, увидев в этом унижение России, символики Олимпийских игр. Лично мне идея этой выставки категорически не понравилась".
При этом - ни слова о каверзном плагиате!
А вот комментарий 7 июня: "Признаться, я вообще не считал это событие достойным того внимания, которое ему сейчас выпало, но очень неприятно, что оно стало большой ложкой дегтя в тот праздник, каким задумывались "Белые ночи" для пермяков и гостей города".
Другой пост, от 3 числа: "Немало позабавила новость о том, что флаг с портретом губернатора развивается в фестивальном городке "Белые ночи в Перми". Признаться, не поверил, пока не увидел фотографию в инете".
Гельман же уверял, что никакой провокации не было, просто "у художника всегда свой особый взгляд".
"Чиновники наверное отвыкли от сатиры. Им кажется, что есть священные коровы. Нам недавно рассказывали — это нельзя, то нельзя. Критиковать Олимпиаду тоже нельзя", — отметил Марат Гельман, теперь экс-директор музея PERMM в СМИ.
Сам же автор работ назвал выставку просто иронизирующией на тему русской ментальности и того, "как русские думают, их увидят иностранцы", но нам не должно быть обидно, мы же должны были уже привыкнуть к такому отношению иностранцев. А если не привыкли – то вот хорошее напоминание. В СМИ Слонов прокомментировал свою позицию так:
"Я не буду ударяться в конспирологию: возможно, здесь сошлись мотивации разных людей. Время все расставит на свои места. Видимо, чиновники не справились со своими эмоциями".
Так эмоции или мотивация? Автор плакатов также сказал, что считает свои работы "русофильскими" – да, какой любовью преисполнены изображения матрешки-гранаты и олимпийские кольца в виде виселиц, особенно впечатляет своей любовью и добротой белый медведь, который собирается растоптать фигуристов.
С тем же успехом мы можем сказать, что журнал Тime в 80-м году был наполнен любовью к русским, помещая на обложку кровавую лапу медведя. Кстати, карикатуры запада традиционно изображали Россию именно в таком формате, автор работ сам ничего не выдумывал - за него поработали американские политтехнологи времен Холодной войны, перед Олимпиадой-80 они уже изображали олимпийские кольца как наручники. Связаться с попавшими в опалу организаторами выставки на момент публикации не удалось. А наш эксперт Анатолий Вассерман так же уверяет, что уже видел большую часть "картин" Слонова, и его "современное искусство" - не более чем плагиат или сознательное заимствование.
Политический консультант, журналист Анатолий Вассерман для Накануне.RU:
- Я не знаю, почему Гельмана не уволили раньше, но, на мой взгляд, он уже давным-давно делает все от него зависящее, чтобы добиться своего увольнения из любого места, как-либо связанного с государственной службой. Более того, у меня сложилось ощущение, что он вообще добивается своего увольнения из России. Я совершенно не уверен, что работа провокатора художественных скандалов достаточно прибыльна сама по себе, я вовсе не исключаю, что он сознательно добивается скандалов такого уровня, чтобы его просто выгнали из страны, и он мог обосноваться за пределами Российской Федерации, имея при этом имидж "гонимого властями", а потому претендующего на особое отношение.
Что касается конкретно повода для увольнения - поводом послужила выставка картин, посвященных предстоящей Олимпиаде в Сочи. И надо отдать автору должное, он сделал все от него зависящее, чтобы представить и Россию в целом, и Олимпиаду в частности, самым худшим образом, какой только в состоянии измыслить воображение человека, почему-то считающего себя творческой личностью. Действительно, добрую половину картин, представленных на этой выставке, я уже видел в 80-м году. Тогда западные страны сперва спровоцировали ввод советских войск в Афганистан, именно спровоцировали - даже Бжезинский неоднократно с большим удовольствием вспоминал, как он сочинил дезинформацию об американских планах, которая вынудила Советский Союз прислушаться, наконец, к просьбам правительства Афганистана. Хотя до того Советский Союз неоднократно отвергал любые мысли о вмешательстве во внутриафганские конфликты, но вот Бжезинский наконец-таки смог сочинить такую пакость, что тогдашние руководители СССР поверили. Тогда западные карикатуристы очень постарались представить Советский Союз как империю зла, как скопище людоедов, и тому подобное. Тогда власть специально опубликовала многие из этих картин, чтобы показать советскому народу, какого мнения о нем придерживаются наши стратегические противники. Кстати, вообще, если бы советская власть чаще показывала нам, что о нас думают на западе, нам было бы значительно сложней поверить в ту ложь, которую в нас втискивали под лозунгом перестройки.
Вот эти картины, украденные у прошлого, причем украденные, мягко говоря, у худших эпизодов прошлого – это, по-видимому, все, на что способны те, кто провозгласил себя "креативным классом".
И думаю, что сам факт устройства выставки, где добрую половину составляет откровенный плагиат, уже доказывает профессиональную непригодность Марата Александровича Гельмана к руководству культурной жизнью региона.
Я не думаю, что одного увольнения Гельмана хватит, чтобы радикально улучшить обстановку в нашей культуре и искусстве, более того, я не исключаю, что Гельман после этого увольнения наконец-то получит какие-нибудь дотации с запада в качестве жертвы "кровавой гэбни". И таким образом будет доказано, что вражда к России может принести прямую материальную выгоду. А это значит, что множество других, столь же креативных личностей, кинется искать способы напакостить нашей стране и нашему народу. Но на что я очень надеюсь - что Гельман просто перестанет занимать место, где мог бы работать по-настоящему творческий человек, Гельман теперь не сможет, как раньше, раздавать деньги, предназначенные для подложки культуры всяким пакостникам и гадостникам, и на освободившемся месте сможет наконец-то появиться что-нибудь действительно творческое.
Лучше пусть он считает свои заклинания "кровавой гэбне" за границей за их деньги, а у нас деньги, которые раньше тратились на него, пойдут на что-нибудь полезное.