"Страны СНГ получили последствия ядерного взрыва после вхождения в ВТО. Нас ждет то же самое"
В то время, как на международный экономический форум в Петербург съехались тысячи представителей политических и деловых кругов России, чтобы в очередной раз спросить себя, как пробудить рост экономики в стране, в Москве, в здании Госдумы собрались по другому поводу – печальному. Сегодня год со дня вступления России в ВТО. И пробуждать, судя по прогнозам экспертов, уже нечего – многие отрасли "благодаря" ВТО доживают последние дни. О том, до кого пытаются достучаться промышленники и почему ратуют за любые, даже революционные, перемены в стране, в интервью Накануне.RU рассказал один из организаторов круглого стола в Госдуме, лидер "Партии Дела", президент Ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин.
Вопрос: С чем мы встречаем годовщину вступления в ВТО? Что это вступление нам дало, чего лишило?
Константин Бабкин: Экономика у нас просела, значительно упали доходы бюджета, произошел спад в промышленности и сельском хозяйстве, нет экономических перспектив. Согласно опросам, 47%выпускников вузов хотят уехать из страны, потому что не видят перспектив остаться здесь. Вот такие печальные у нас итоги года нахождения в ВТО.
С другой стороны, есть немного и позитивного. Мы видим, что Правительство обеспокоено, проводит какие-то совещания по изменению экономической политики, обсуждает, что надо снижать стоимость кредитов, говорят о поддержке экспорта, говорят об изменении аграрной политики, вроде как и ВТО называют уже застойной организацией. То есть какие-то идеи витают в Правительстве, что говорит о том, что нам удалось до них достучаться, но сказать, что они действительно меняют политику – нельзя.
Вопрос: Сегодня выступало очень много людей, которых к или иначе ощутили на себе последствия вступления в ВТО, о каких конкретных проблемах они говорили?
Константин Бабкин: Ну, например, Андрей Даниленко (председатель правления Национального союза производителей молока - прим. Накануне.RU) рассказал, что на 30% упало производство молока, потому что возрос импорт пальмового масла. То есть мы покупаем в пакетах не молоко, а выжимку из древесины пальмы. И так по всем отраслям – свиноводство, текстильная промышленность, кожевно-обувная, химическая отрасли и т.д. Везде наблюдается падение объемов производства. Даже банкирам стало не так весело после вступления в ВТО, потому что начался невозврат кредитов, особенно в сельском хозяйстве, кроме того, стало меньше кредитоспособных заемщиков. Причем это все было предсказано еще год назад, так что ничего удивительного в этом нет.
Вопрос: Насколько легко России выйти из ВТО?
Константин Бабкин: Было бы желание, суд бы признал неконституционным сам процесс ратификации. А он действительно был сделан жульническим способом, его до сих пор нет на русском языке. Это не ратификация. Поэтому признать через суд неконституционным и все, до свидания! Если будет политическая воля, то не будет проблемы в выходе из ВТО.
Вопрос: Можно как-то улучшить ситуацию, не выходя из ВТО?
Константин Бабкин: Я бы предложил снизить налоги, снизить стоимость кредитных ресурсов, поддерживать экспорт, понизить стоимость энергоресурсов в два раза. Но у нас такое Правительство, которое ворует тупо, нагло, в открытую, ничего не стесняясь. Ради своих престижных поездок в Женеву на переговоры ВТО, они вырубают целые отрасли. Вот такие неадекватные люди находятся у власти. Мы готовим почву для следующих правительств, которые будут более адекватными, будут опираться на реальные ценности, а не на какие-то фантазии. Поэтому мы работаем на будущее.
Вопрос: Вы проводите уже не первый круглый стол, организовывали Московский экономический форум, на котором выступали производители. Как общение на таких площадках может помочь экономике страны?
Константин Бабкин: Что может сделать обычный промышленник? Он может делать максимально качественную работу у себя на предприятии, где он трудится, как мы на "Россельмаше", аграрии у себя на предприятиях и т.д. Это обязательное условие. Второе обязательное условие – научиться формировать Правительство, которое отвечает нашим интересам. Здесь у нас провал. Наше Правительство полностью оторвано от реальных интересов страны, и мы пытаемся, в частности, на таких круглых столах, этот провал преодолеть. Необходимо заявлять о своих интересах, говорить, требовать, находить союзников. Пока мы не можем напрямую поменять Правительство, не можем переизбрать премьер-министра, да даже и депутатов выбрать не можем, потому что выборы не работают так, как должны. Поэтому на данном этапе надо пропагандировать идеи, рассказывать миллионам людей о том, что у нас крадут будущее, у нас крадут деньги, крадут рабочие места, крадут перспективы. Когда эти идеи овладеют миллионами людей, так или иначе отставка Правительства произойдет, и во власть придут новые люди, а уж в какой форме – через выборы или же через революцию - не имеет значения.
Вопрос: Сегодня на круглом столе профессор МГУ Александр Бузгалин озвучил такую мысль, что ВТО выгодна тем, кто хочет купить роллс-ройс, а тем, кто хочет купить дешевого молока, – нет. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Константин Бабкин: Эту идею я не понял. Вступление России в ВТО не поможет купить роллс-ройс. Во-первых, у тебя будет меньше возможности заработать в России, а во-вторых, стоимость роллс-ройса не снизится. Нам говорили, что как только мы вступим в ВТО, все подешевеет. Так вот, я сегодня приводил статистику о том, что потребительские цены возросли, потому что выросли риски, подорожали ресурсы, и за счет этого ни один товар не подешевел после вступления России в ВТО.
Вопрос: Что нас ждет, если в течение ближайшего времени мы не выйдем из ВТО?
Константин Бабкин: За год экономика страны упала в среднем на 9%, можно посчитать, сколько времени нам осталось, если каждый год мы будем терять по 9%. Лет 10, может быть, протянем.
Вопрос: А с какой страной, напоровшейся на грабли ВТО, можно сравнить нашу ситуацию?
Константин Бабкин: Думаю, со странами СНГ, с Украиной, например. Промышленности там практически нет, в том числе и металлургия загибается, сало привозят из Польши и Белоруссии десятками тысяч тонн, и главное, население сократилось на 20%, и молодые продолжают уезжать. Тоже происходит в Армении, при распаде СССР у них было 2,7 млн человек, а осталось 1,7 млн. Киргизия - то же самое… Для стран СНГ вступление в ВТО принесло те же последствия, что после ядерной войны.
Вопрос: Насколько я помню, Киргизия стала неким транспортным узлом, а мы-то нет…
Константин Бабкин: Это правда. Они живут за счет того, что транспортируют китайскую продукцию, да шьют еще что-то, и больше ничего. А у нас газ и нефть. Они стали транспортной базой, а мы станем базой по добычей нефтегаза. У нас по всей стране будут дырки в земле и больше ничего.
Вопрос: Могут ли последствия от вступления в ВТО привести к каким-то глобальным политическим последствиям?
Константин Бабкин: Мир сейчас вообще становится нестабильным. Кто мог представить, что Ливию смогут раскачать, что в Сирию будет вторжение. Можем и мы доиграться, если будем слабыми и неадекватными. По хорошему, конечно, все именно к этому и ведет. Что касается политической активности внутри страны, то мне бы даже хотелось, чтобы это было, потому что самое поганое, когда все грустно опускают руки и признают, что в России все плохо, перспектив нет, давайте уедем. Лучше попытаться изменить тут. Будет какая-то активизация политического движения или нет – мне неизвестно. Были какие-то "болотные" в Москве, но, к сожалению, лозунги об экономическом развитии, разумной промышленной политике там очень слабо звучали. На "болоте" были другие темы – Pussy Riot, "голубые темы" и т.д. То есть подкинули туда неправильные, неадекватные, фальшивые темы. Поэтому сегодняшнее мероприятие важно, нужно, чтобы реальные темы звучали в политической жизни общества.