"Сноуден разоблачил американские спецслужбы исходя из личных убеждений, а не ради обогащения"
В то время, пока бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден якобы отсиживался в московском аэропорту "Шереметьево", где ждал спасительный рейс на Кубу, со стороны госсекретаря США Джона Керри посыпались угрозы в сторону России и Китая, якобы поддерживающих "предателя". Он заявил, что будет "крайне взволнован, если выяснится, что Россия и Китай знали о планах перелета Сноудена до Кубы". Однако, был ли перелет и находился ли бывший ЦРУшник в Москве, так и неизвестно. Ни одно из противоречивых информсообщений так сегодня и не подтвердилось. Почему Сноуден не стал просить политубежища у России и чем закончится эта почти киношная история, в интервью Накануне.RU рассказала гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИНВИССИН) Вероника Крашенинникова.
Вопрос: Так кто же такой Сноуден – герой или предатель?
Вероника Крашенинникова: Даже в Соединенных Штатах действия Сноудена одобряют 44% американцев, а 54% продолжают считать его преступником. На самом деле Сноуден борется за ту Америку, о которой говорится в Декларации о независимости, за ту Америку, великие принципы которой ежедневно провозглашает Белый дом и Госдепартамент. Проблема в том, что их официальный дискурс резко расходится с реальной политикой. Так вот, Сноуден, видимо, один из тех американцев, которые верят в высокие идеалы Америки, и возмущен, что США во имя свободы создали гигантскую систему контроля. Таких людей в Америке появляется все больше.
Для России и для всего мира Сноуден – это очень ценный человек, борец за идею и за принципы. В советские времена были американцы, которые сотрудничали с Советским Союзом именно исходя из своих убеждений. Несколько дней назад мы вспоминали Джулиуса и Этель Розенбергов, которые были казнены 60 лет назад, 19 июня 1953 года, за передачу американских ядерных секретов Советскому Союзу. Сегодня нет Советского Союза, как нет и другой державы с альтернативной США идеологией.
Но с Асанджем и Сноуденом мы наблюдаем новый феномен: появление в западном мире людей, которые борются против американской системы за американские ценности, попираемые ею. Этот феномен достоин внимания.
При всех обвинениях против него, Сноуден - не предатель. Он не продал американские секреты никакому другому государству – ни Китаю, ни России, а передал американской газете "Вашингтон пост" и британской "Гардиан". Он выступил с разоблачениями в интересах американского народа, против гигантской системы тотальной слежки, которую выстраивает американский режим.
Вопрос: Почему он стал просить убежища у Китая и Латинской Америки? Почему не Россия?
Вероника Крашенинникова: Россия – это не Советский Союз. В России идеология, как мы знаем, отсутствует. Сегодня Латинская Америка является лидером борьбы за справедливый мир: Эквадор, Венесуэла, Куба, Боливия и другие.
Вопрос: Сейчас Сноуден сидит фактически у нас в стране, а мы не проявляем особого интереса к нему. Что Россия должна была сделать?
Вероника Крашенинникова: Как же не проявляем, мы принимаем активное участие в его спасении. А выбор страны остается за ним. Но то, что Россия участвует в этих мероприятиях – несомненный для нас плюс.
Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе поменять его на Виктора Бута?
Вероника Крашенинникова: С человеческой точки зрения совершенно понятно, что семья Виктора Бута пробует использовать каждую возможность для его возвращения. Но Россия не может сдавать людей, которые обращаются к ней за помощью.
Вопрос: Но, тем не менее, мы все равно достаточно пассивны в этом деле. Не является ли эта пассивность показателем нашей несамостоятельности и зависимости от США?
Вероника Крашенинникова: Мы не знаем всех обстоятельств переговоров России со Сноуденом, но очень важен сейчас тот факт, что мы Сноудену помогаем, и в наших интересах приложить максимум усилий, чтобы обеспечить его безопасность.
Вопрос: Какая судьба ожидает, по-Вашему, бывшего агента ЦРУ? Не собьют ли "случайно" его самолет?
Вероника Крашенинникова: В подобных случаях Соединенные Штаты часто используют любые средства. Но история с Эдвардом Сноуденом, как и с Джулианом Ассанджем, приобрела такую публичность и мировую известность, что ответственность за все, что с ними может случиться, откровенно ляжет на Соединенные Штаты.
Вопрос: То есть Вашингтон злопамятен?
Вероника Крашенинникова: Еще как! Сегодня официальные обвинения против Сноудена выдвинуты, и ему грозит расстрел в некоторых штатах. Мы знаем, что были случаи, когда принималось решение о расстреле людей, которые наносили ущерб интересам национальной безопасности Соединенных Штатов, как в случае с Розенбергами.
Сноуден, кстати, не был кадровым сотрудником, а работал по контракту с Агентством национальной безопасности и ЦРУ. Получается, он гражданский человек. Так вот, в случае Розенбергов были казнены именно гражданские люди. Я не говорю, что такая же судьба ждет Сноудена, но я бы посоветовала ему не появляться в тех государствах, которые способны выдать его США.
Вопрос: Но его же могут выкрасть или убить прямо на месте, не вывозя из страны.
Вероника Крашенинникова: Теоретически любые попытки возможны, но на территории России Эдвард Сноуден все же защищен. И, конечно, ему лучше не появляться в тех государствах, которые способны выдать его США.
Вопрос: То есть борцом за правду в наше время быть опасно, особенно против Америки?
Вероника Крашенинникова: Борцом за правду против Америки быть очень опасно, и вы совершенно верно его называете, потому что он не продал эти секреты никакому другому государству – ни Китаю, ни России, а именно выступил с разоблачениями, исходя из своих личных убеждений, а отнюдь не ради того, чтобы обогатиться. И мы должны всячески помогать таким мужественным людям.