Александр Шатилов: Не исключено, что Навальный, если ему будет угрожать реальный срок, покинет страну
Прокурор требует 6 лет колонии для Алексея Навального и штраф 1 млн рублейВ Кирове суд над Алексеем Навальным достиг своего апогея – обвинение требует отправить Навального в колонию общего режима на 6 лет, а его предполагаемого соучастника Петра Офицерова на 5 лет. Свою вину общественник-оппозиционер, естественно, не признает, ему вменяется хищение 16 млн руб. у компании "Кировлес" – такова цена 10 тыс. куб.м леса. Некогда блоггер был советником губернатора Кировской области, именно тогда, по версии следствия, подсудимый организовал вменяемое ему преступление, сговорившись с руководителем фирмы Вячеславом Опалёвым и директором "Вятской лесной компании" Петром Офицеровым. Все это выглядит довольно странно, если учесть, что Сергей Собянин предложил блоггеру "руку дружбы" на выборах мэра Москвы, и ряд экспертов прогнозировали, что так открыто "прессовать" оппозиционного кандидата не будут, чтобы поддержать "видимость легитимности". В любом случае, как считает наш эксперт, замдиректора ЦПКР Александр Шатилов, время Навального кончилось, и власть уже не хочет смотреть сквозь пальцы на его деятельность.
Нужно дождаться окончательного приговора, это первое. С другой стороны, если говорить честно, то я ожидал, что вообще это дело завершится скорее раскруткой Навального, но не каким-то конкретным сроком тюремного заключения, потому что уж больно Навальный в последнее время активно действовал. Но складывалось ощущение, что власти ему попустительствуют, смотрят сквозь пальцы на его политическую активность, это же касается и Удальцова. Вроде бы эти люди выдвигают достаточно радикальные лозунги, желают практически свержения власти революционным путем - но никаких конкретных санкций и репрессий против них не организуют. То ли Навальный переполнил чашу терпения, то ли, напротив, ему решили создать имидж пострадавшего от режима, но если он сядет, как мне кажется, то через некоторое время будет освобожден, и при этом приобретет такой, что называется, имидж человека, повидавшего виды, и человека, действительно пострадавшего от власти.
С одной стороны, у власти сейчас есть тенденции закручивания гаек и, возможно, будут и кампании, в частности, это касается и Навального. Если раньше он выступал в качестве громоотвода, оппозиционность шла на митинги, и в этом плане Навальный был выгоден, то сейчас, если решили зачистить в политическом пространстве харизматиков, то в этой ситуации можно сказать, что Навальный попал под эту кампанию.
Тут Навальный должен выбрать какую-то модель: либо быть политическим эмигрантом, пострадавшим от режима заочно, либо наоборот, отсидев часть срока, стать уже таким "пламенным революционером". Я не исключаю, что, скорее всего, Навальный выберет первый вариант - если ему будет угрожать реальный срок, он все же покинет страну, если, конечно, ему дадут это сделать – вот в чем еще проблема.
Но этот процесс вряд ли скажется негативно на популярности Навального, потому что, во-первых, на Руси всегда любили униженных и оскорбленных, убогих и сирых, такой элемент жалости может сработать, напротив, на Навального. Второй момент связан с тем, что в России 1990-2000 годы - это было время экономического беспредела, и если одного сажать за злоупотребления, второго, наоборот, чествовать и позволять ему вести активную бизнес-деятельность, то это неправильно и несправедливо. В этой ситуации есть определенное чувство к Ходорковскому – где-то жалость, а где-то и чувство справедливости, что Ходорковский сидит за преступления, которые тоже имели место, но при этом другие олигархи, которые не выступили против власти, жируют и наслаждаются нелегально приобретенным богатством. Тут многое зависит от политической конъюнктуры, с другой стороны - от психологии российского человека.
Замдиректора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Александр Шатилов для Накануне.RU