Успасских получил четыре года тюрьмы: на кону – отношения с Россией
Итак, событие, которого общественность Литвы ждала пять лет, наконец, свершилось: Вильнюсский окружной суд вынес обвинительный вердикт лидерам Партии труда (лейбористам): ее основатель Виктор Успасских получил четыре года лишения свободы, его помощница Виталия Вонжутайте проведет за решеткой на год меньше, а нынешний председатель партии Витаутас Гапшис должен будет выплатить штраф более чем в 35 тыс. литов (около 15 тыс. долларов). В приговоре утверждается: доказана их вина в ведении двойной бухгалтерии, неуплате налогов и взносов. Дело в отношении Партии труда, более четырех лет виртуально сидевшей на скамье подсудимых, прекращено, так как эта политическая организация в ее прежнем виде упразднена.
Сказать, что это стало сенсацией, вряд ли кто осмелится, суровый приговор, что называется, прогнозировался, хотя значительная часть политикума - впрочем, не только - и понимала, что дело "шьется" на пустом месте. Политолог, сигнатор акта о восстановлении независимости Ромуальдас Озолас, заработавший немало очков на русофобской риторике, ярый националист, как-то припертый к стенке въедливыми журналистами, признался: финансовые нарушения можно найти практически в любой партии, просто своим (за "своих" в то время проходили консерваторы и либералы) позволяют тихо спрятать концы в воду, а других ставят к позорному столбу. Солидарна с такой оценкой группа молодых юристов и политологов, которые внимательно наблюдали за финальной стадией процесса и публиковали (как рекламу за собственные деньги) свои наблюдения в газетах, претендующих на объективность (ими оказались в основном русскоязычные издания). Их вывод по-молодежному радикален: в ходе судебного следствия не было приведено ни одного (!) факта, доказывающего вину Успасских и его соратников в злом умысле. Сам главный обвиняемый, а теперь и преступник по выходу из зала суда так кратко оценил произошедшее: "В моем лице вы видите первого политического узника независимой Литвы".
В трансе, в пылу полемики осужденный не совсем точен: первым политзэком стал известный историк Валерий Иванов, кстати, российский гражданин, упрятанный в узилище лет десять назад только за то, что был не согласен с "демократической" властью в оценке послевоенного периода. Полгода назад суд приговорил лидера Социалистического народного фронта Альгирдаса Палецкиса тоже за несогласие - на этот раз с официальной версией трагических событий возле Вильнюсской телебашни двадцать лет назад: молодой политик утверждает, что тогда "свои стреляли в своих". Есть и другие подобные примеры, так что опыт политического преследования неугодных, как раньше говорили, диссидентов, у местной власти немалый, они умеют самую дикую расправу облечь в благообразные демократические сценарии. Ну вот, например, история Неринги Венцкене, лидера парламентской партии "Путь смелости", воюющей с педофилами и педофилией, свившей гнездо во властных кабинетах. Как унять яркого трибуна, депутата Сейма, поднявшего руку на сильных мира сего? Ничего лучше не придумали, как завести уголовное дело по избиению полицейского. И сидеть бы хрупкой, слабой женщине на нарах, если бы она не ударилась в бега, сейчас ее объявили в розыск и пустили по следу самых ловких пинкертонов. А интрига заключается в том, что Венцкене более двадцати лет проработала судьей Каунасского суда и превосходно знает кухню местного правосудия. Она не раз публично заявляла, что правозащитные органы действуют исключительно в интересах власти и с истинной демократией это мало связано.
В случае с Успасских далеко не все просто, здесь своя специфика. Виктор не фрондер, не бунтарь, не диссидент, даже наоборот, не упускает случая публично поддержать власть, пусть даже если это консерваторы, которые величают его за глаза не иначе, как "агент Москвы". При всем при том не скрывает симпатий к России, настаивает на развитии взаимовыгодных отношений с великим соседом. Собственно, тут-то и зарыта собака: местный истэблишмент, помешанный на фантастической (по последним подсчетам, порядка 800 миллиардов долларов) "компенсации" за декларируемую "оккупацию", никогда не простит этническому помору прагматизма, этой, по их мнению, сдачи позиций. Именно Россия была и остается яблоком раздора, тем "оселком", на котором проверяется истая патриотичность.
Лейбористов, в том числе их лидера, так просто с политической арены не сковырнуть, они вторые в Сейме по числу депутатов, занимают прочное место в правящей левой коалиции, у них несколько министерских портфелей. Хотя президент Даля Грибаускайте решительно рекомендовала премьеру Альгирдасу Буткявичюсу не иметь дела "с людьми, сидящими на скамье подсудимых". Более того, приняв дела, глава кабинета сделал программное заявление: не зацикливаться на прошлом, торговать, сотрудничать, в том числе и с восточными соседями. В стане правых это вызвало настоящий шок: рушится наступательная стратегия против восточного "авторитарного государства", с таким усердием выстраиваемая в течение предыдущих лет. А президент стукнула по столу своим крепким кулаком: в политике сохраняется преемственность со всеми вытекающими: антивосточный вектор, угодливая поза покорности "чего прикажете" для запада. А кабинет как может сопротивляется, пытается идти от здравого ума, а не от конфронтации, и иногда пикировка между ними достигает комического накала - сродни какому-нибудь Зимбабве или иной банановой республике. В конце минувшей недели на очередной пресс-конференции госпожа президент (она на полную катушку использует председательство Литвы в Совете Евросоюза для собственного пиара) напугала обывателя: "Газпром" приготовил Литве невиданные ранее цены на голубое топливо. Премьер не стал миндальничать, подбирая выражения: "это ложь, слухами о повышении цен на газ хотят вызвать напряжение в обществе". Глава государства, искушенная в восточных единоборствах, моментально делает новый выпад: минуло более полугода после утверждения кабинета, пора взяться за работу, в частности, определиться с атомной станцией, не ждать решений из-за рубежа. Проехалась еще раз по Успасских: "снижение налогов на мясо - это преференции для определенной компании" - речь о фирме гонимого предпринимателя, которая может от этого положить в карман более 200 млн литов дополнительного дохода. На сей раз не выдержал спикер Сейма Видас Гедвилас, представитель правящей коалиции: президент лжет и пытается всех убедить в своей правоте...
Ложь, подтасовка фактов, судебный произвол - и все по отношению к одной политической силе. Зачем это надо президенту? Думается, в реализуемой многоходовке поначалу должен пасть кабинет социал-демократов, который, как видится, представляет угрозу для будущего Грибаускайте. В следующем году следуют президентские выборы, и премьера давно называют ее достойным соперником. Выбить из седла крепкую партию Успасских, лишить лидера депутатского мандата - первый шаг. Следующий - падение кабинета. Уже сейчас консерваторы требуют рассмотреть легитимность коалиции в новых условиях, когда руководители лейбористов осуждены.
Если не строптивый Буткявичюс, то кто? У президента, словно у шулера в рукаве, есть достойная кандидатура - экс-премьер Андрюс Кубилюс, с которым она достигла полного понимания в преследовании неугодных, в нагнетании антироссийской истерии. И еще он хорош тем, что не питает президентских амбиций, но даже если бы они вдруг взыграли, он не соперник: у него был самый низкий рейтинг в независимой Литве, его кабинет по праву называли антинародным. Ну, и с единомышленником ей проще будет принимать "судьбоносные" решения по атомной централи, по другим важнейшим вопросам. И, естественно, продолжать крестовый поход "дранг нах остен", учить неразумных славян (тут единым списком проходят русские, белорусы и поляки) западной демократии, правосудию и справедливости.
Чему конкретно хотела бы учить председательствующая в верхнем органе Евросоюза, Грибаускайте поведала на пресс-конференции вместе с посетившим Вильнюс германским коллегой Йоахимом Гауком. Вот ее слова: "Приговор по делу юриста Магнитского вызывает по меньшей мере у нас обеспокоенность и ярко свидетельствует об уровне нарушений в России... Общая позиция Евросоюза по этому делу еще не сформирована, однако отмечается ухудшение с правами человека..." Президент Германии не поддержал свою литовского коллегу: "Не могу комментировать, поскольку не знаком с деталями дела, могу сказать одно: с Россией надо работать".
И в заключение: Успасских решил обжаловать решение суда в высшей инстанции. Он после судебного заседания попрощался со своими сторонниками, которые устроили ему горячую встречу: уезжаю на свою малую родину в архангельский городок Урдом, где, по его словам, каждый год собираются ссыльные, в том числе и из Литвы, а он главный организатор и финансист этого сбора. Обещает скоро вернуться, недели через две. Думается, многим при этом вспомнилась подобная ситуация почти десятилетней давности, когда опальный политик спасался от литовского правосудия в России и вернулся только под клятвенное обещание иммунитета от уголовного преследования. Как-то будет на этот раз?